Экономическая сущность, состав и структура доходов и расходов бюджета

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Рассмотрим детально каждую из них.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ): 1. Налоговые доходы: а) доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов;б) пени и штрафы по налогам.

2. Неналоговые доходы: а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; б) доходы от продажи государственного имущества; в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации; д) средства самообложения граждан;е) иные неналоговые доходы. 3. Безвозмездные поступления: а) дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; б) субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);в) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; г) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;д) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, втом числе добровольные пожертвования.

Виды финансовой помощи: Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии и субвенции, в случаях нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет. Суммы, которые передаются из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, называются трансфертами (переводами). Трансферты регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет. Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год. Собственные доходы бюджета – налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, доходы, получаемые бюджетами в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они осуществляются в виде бюджетных ассигнований: 1) на оказание государственных услуг, в том числе ассигнования: а) на оплату государственных (муниципальных) контрактов; б) на поставку товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты государственной собственности; закупки товаров в гос. материальный резерв и др.);

2) социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ,услуг); 3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями; 4) предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; 5) предоставление межбюджетных трансфертов; 6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 7) обслуживание гос. долга; 8) исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Обобщенно структура доходов и расходов бюджета представлена на схеме

Едиными для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона;3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография, средства массовой информации; 9) здравоохранение, физическая культура, спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит или профицит может закладываться при составлении бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: