Задача 2.1. Поезд массой
т движется равнозамедленно и в течение времени
мин. уменьшает свою скорость от
км/ч до
км/ч. Найти силу торможения.
Решение. Запишем второй закон Ньютона в векторном виде
,
откуда

или
.
В проекции на направление движения последнее уравнение можно записать в виде
,
откуда найдем
Н.
Задача 2.2. Брусок, масса которого
, тянут вдоль горизонтальной поверхности с силой
, приложенной под углом
к горизонту. При этом брусок за время
изменил свою скорость от
до
, двигаясь без отрыва от плоскости. Найти коэффициент трения
бруска о поверхность.
Решение. Сделаем чертеж, на котором изобразим силы, действующие на брусок (рис. 2.2). Запишем второй закон Ньютона в векторном виде
.
Ускорение можно найти из кинематического уравнения
.
Исключив ускорение, имеем
.
Запишем второй закон Ньютона в проекциях на оси
и
, учитывая, что
и
, поскольку движение происходит вдоль оси
. Получим систему

Поскольку
, имеем

Из последней системы исключаем
и окончательно находим

Задача 2.3. На платформе, масса которой равняется
кг, лежит груз массой
г. Коэффициент трения между платформой и грузом
. Платформу тянут с силой
Н. Определить ускорения
и
платформы и груза, если платформа движется по абсолютно гладкой поверхности.
Решение. Поскольку в данной задаче рассматривается одномерное движение, то можно записать второй закон Ньютона для платформы и груза сразу в скалярном виде
.
Поскольку
, груз скользит вдоль поверхности платформы и можно считать, что
. Тогда
м/с2,
м/с2.
Задача 2.4. Камень, масса которого
, падая с высоты
, попадает в снег и погружается в него на глубину
. Считая движение в воздухе и в снегу равнопеременным, найти силу сопротивления движению в снегу
. Сила сопротивления в воздухе
.
Решение. Сделаем схематический чертеж (рис. 2.3) и обозначим на нем силы, действующие на камень. Движение камня будем рассматривать на двух участках: в воздухе и в снегу. Запишем второй закон Ньютона и кинематические уравнения:
в воздухе: 
в снегу: 
Учитывая, что
,
,
, имеем
в воздухе:
(1)
в снегу:
(2)
Исключим
из уравнений (1) и
из уравнений (2), имеем


Отсюда, поделив первое уравнение на второе, после преобразований найдем

Задача 2.5. Канат лежит на столе таким образом, что его часть свисает со стола и начинает скользить лишь тогда, когда длина свисающей части равняется ¼ общей длины каната. Найти коэффициент трения
каната о стол.
Решение. Обозначим силу тяжести, действующую на единицу длины каната, как
. Тогда сила тяжести свисающей части равняется
. Эта сила тяжести уравновешена силой трения
, действующей на ту часть каната, которая лежит на столе:
и канат начнет двигаться, когда сила тяжести части, которая свешивается, хотя бы немного превысит силу трения. Таким образом, в пределе
, откуда
.
Задача 2.6. Два груза с массами
кг и
кг соединены нерастяжимой невесомой нитью, перекинутой через невесомый блок. Найти ускорение
, с которым двигаются грузы, и силу натяжения нити
. Трением в оси блока пренебречь.
Решение. Воспользуемся тем, что нить нерастяжима. Выберем бесконечно малый элемент нити
и запишем уравнение движения в проекции на ось
(рис. 2.4):
.
Поскольку
, имеем
. Этим результатом можно пользоваться при дальнейшем решении задач: если нить невесома, то сила натяжения нити одинакова во всех ее точках.
Покажем, что ускорение грузов также одинаково. Вследствие того, что нить нерастяжима, грузы проходят за одно и то же время одинаковый путь 
,
,
т.е.
. Но направления векторов
и
– противоположны.
Запишем второй закон Ньютона для грузов в проекции на ось ОY:
для первого груза:
, (1)
для второго груза:
. (2)
Вычитая (2) из (1), после преобразований имеем:
м/с2. (3)
Для того, чтобы найти силу натяжения нити, (3) подставим в (1) и после преобразований будем иметь
Н.
2.14. На наклонной плоскости лежит монета, которую удерживает сила трения (рис. 2.12). Как будет двигаться монета, если ей сообщить скорость в направлении, которое параллельно
? Будет ли ее движение прямолинейным?
– Не понимаю, почему монета не двигалась до сообщения скорости – п. 82.
– Что изменяется, когда монета приходит в движение – п. 99.
– Считаю, что монета будет двигаться прямолинейно – п. 110.
2.15. Через неподвижный блок перекинут длинный канат, на концах которого висят два гимнаста одинаковой массы. Гимнасты находятся на одинаковой высоте над землей и сначала неподвижны. Потом первый начинает подниматься со скоростью
м/с относительно каната, а второй – со скоростью
м/с относительно каната. Кто из них раньше достигнет блока? Канат и блок невесомы, трение в блоке отсутствует.
– Не знаю, с чего начинать – п. 65.
– Записал уравнения, но не могу их проанализировать – п. 146.
2.16. При быстром торможении трамвай, который имеет скорость
= 36 км/ч, пришел в движение «юзом». Какое расстояние
пройдет вагон с момента начала торможения до полной остановки? Коэффициент трения скольжения колес о рельсы
.
– Не понимаю, что означает «двигаться «юзом» – п. 68.
– Не знаю, как найти путь – п. 94.
– Не знаю, как найти ускорение – п. 131.
– Не знаю, как найти время движения – п. 144.
ОТВЕТЫ
![]() |
|
2.15. Достигнут блока одновременно.
2.16.
м.
2.17.
м/с.
