ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «СМК. Требования»

Это основополагающий стандарт для разработки, внедрения и сертифи­кации СМК. Он применим ко всем типам организаций. По пунктам этого стан­дарта разрабатывается документация, проверяется работа СМК контролирую­щими, сертифицирующими органами. Этот стандарт рекомендует процессный подход к УК и применение к каждому процессу цикла PDCA. Стандарты ИСО системы 9000 являются по своему содержанию рекомендательными, так как никакой стандарт не может охватить особенности всех отраслей и продукции. Требования стандарта определяют, что должно быть сделано. Стандарты ИСО носят общий характер рекомендаций. Но каждое предприятие в зависимости от его особенностей решает для себя вопросы:

- структура и место службы УК в общей структуре предприятия; - вид и содержание необходимой документации, перечень необходимых процессов, которые нужно задокументировать в СМК – работа с поставщиками, с покупателями, организациями контроля, технологические процессы и т.д. Число процессов в СМК могут колебаться от 10 до 30. Процессы объединяются в единую систему для данного предприятия.

Образно говоря, принципы СМК выглядят так: «Cкажи, что и как ты будешь делать; делай так, как сказал; представь доказательства того, что выполнил правильно».

Новая версия стандарта более ориентирована на потребителей (см. раздел Модель СМК). Концепция новых стандартов ИСО предусматривает реализацию многих преимуществ, но при условии, что система СМК будет работать не формально в документах, а на практике.

Преимущества разные авторы выделяют различные, но основными из них можно назвать:

- осведомленность всех работников о целях и задачах СМК; - ясное видение будущего организации; - побуждение сотрудников к проявлению энтузиазма и признание их вклада; - активный поиск возможностей улучшений продукта/деятельности; - структурирование системы с целью достижения наилучших результатов; - обеспечение точности, надежности и доступности данных и информации; - понимание ценности применения статистических методов и многое другое.

3. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001. «СМК. Рекомендации по улучшению деятельности».

По объему этот стандарт как бы двойной: в нем даны врезки пунктов стандарта 9001, и затем дополняется этот пункт дополнительными рекоменда­циями по улучшению. Несмотря на высокий класс перевода, в периодике не утихают споры о правильности перевода, трудностях его понимания, и возмож­ностях применения в российских условиях.

Кроме рассмотренных систем в отдельных странах и отраслях существует около 100 разных систем качества:

- TQM - всеобщее управление качеством;

- КАЙЗЕН – система непрерывного постоянного эволюционного улучшения;

- КАЙРО – система революционного улучшения, перестройки, реинжениринга;

-Just in time, КАНАБАН – поставка продукции точно в срок в нужном количестве и качестве.

Каждая из систем определяет свои принципы УК, но они не уходят далеко от принципов Э. Деминга.

Особое место в системах качества занимает разработанная в автомобильной отрасли США система Total Quality Management – TQM. Основной ее перевод звучит как Всеобщее управление качеством.

TQM – это подход к организации, сконцентрированный на качестве, основанный на участии всего персонала и нацеленный на долговременный успех через удовлетворение потребителей, а также выгоды всех членов организации и общества.

В среде специалистов по TQM нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется эта концепция. Основными принципами признаны следующие восемь:

1. Фокус на определенного потребителя, а не на потребителя вообще;

2. Интегрированная стратегия компании, затрагивающая все аспекты деятельности предприятия – технические, технологические, экономические и финансовые, социальные и другие;

3. Фокус на философию качества на предприятии, на инструменты качества и ее методологию. Инструментами качества можно назвать: статистические методы, компьютерные средства и программы, системы анализа и управления информацией и другие. Философия качества включает в себя следующие направления:

- качество – обязанность каждого работника; - обязательства руководящего состава существенны, практически выполнимы; - непрерывное улучшение качества необходимо, улучшению качества нет предела; - проектирование и изготовление продукции следует выполнять правильно с первого раза; - ориентировка на учет и выполнение требований потребителя является основной.

4. Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами;

5. Каждый сотрудник ответственен за качество и обучается качеству;

6. Структурирование всех подразделений, функций и уровней управления;

7. Создание своей внутрифирменной культуры производства с учетом опыта других фирм;

8. Острая необходимость вовлечения всех сотрудников в решение проблем качества, горизонтальный контроль на всех процессах ЖЦП со стороны сотрудников.

При создании TQM возникают многочисленные проблемы, хотя некоторые авторы трактуют ее как панацею от всех бед российских предприятий. Нужно учитывать, что TQM – это способ ведения бизнеса, а не одна программа. Ее внедрение требует большой длительной работы при участии всего персонала. Эта система требует перестройки всей деятельности организации, согласованной работы всех подразделений.

Существующие ныне идеологии управления производством базируются на четырех основных моделях построения систем управления:

1. Традиционная (тейлоровская), ориентированная на технологические процессы и ответственность исполнителей;

2. Европейская модель по ИСО основана на соответствии организации работы требованиям стандартов системы 9000;

3. Японская модель и модель TQM, являющаяся адаптацией японского опыта к условиям США и Западной Европы;

4. Модель делового совершенства, призванная способствовать гармоничному развитию предприятия. Эта модель последняя в менеджменте, она основана на принципах TQM, она еще имеет название интегрированной системы качества. Модель учитывает все аспекты деятельности организации, в том числе технологические (оборудование, помещения, технологии и др.), финансовые (бухгалтерские, инвестиционные, инновационные показатели), социальные (условия работы персонала, климат в коллективе, потенциал руководителей, отношение к организации и обществу). В этой модели не допустимо, чтобы успехов добивались только отдельные подразделения.

Можно отметить, что к вопросам качества в разных странах подходят несколько по-разному:

Качество для американца - «Чтобы работало»;

Качество для немца - «Соответствие требованиям»;

Качество для француза - «Люкс или роскошь»;

Качество для итальянца - «Стиль»;

Качество для японца - «Совершенство»;

Качество для русского - Как вариант «Чтобы не убило».

Вопросы для самопроверки:

1. Особенности японского подхода к управлению качеством.

2. Особенности американского подхода к управлению качеством.

3. Особенности европейского подхода к управлению качеством.

4. Основные принципы TQM.

5. Основные модели построения СУК.

6. Основное содержание стандартов ИСО серии 9000.

7. Значение ГОСТ Р ИСО 9001-2001 для создания СМК.

Литература: [ 1, 2, 3, 12, 14 ].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow