СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ 1
введение в психологию
ТЕМА 1 • ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.
1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).
2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его
|
|
анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:
- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);
- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);
|
|
- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);
- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(пред-мет - развитие мышления).
Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).
4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения -психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957).
Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).
На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особенности личности).
В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.
Предметом психологии в отечественной психологии является психика, психическая деятельность. Однако определения этого понятия формулируются по-разному.
Предмет психологии - 1) психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его взаимоотношений с реальностью.
Интроспекция - самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния самого субъекта.
Дуализм - идеалистическое философское учение, рассматривающее духовное и материальное как равнозначные начала. В наиболее развитой форме это учение представлено у французского ученого Рене Декарта.
Бихевиоризм - механистическое направление в психологии, возникшее в США в начале XX века. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк.
Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности («гештальты»).
Гештальт (нем. Gestalt) - целостная форма, образ, структура.
Психоанализ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр 3. Фрейд.
Неофрейдизм - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа 3. Фрейда.
Когнитивная (лат. cognitio - знание) психология - психология знания, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия.
Генетическая психология - психологическое направление, изучающее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мышления, которое развивается с детства стадийно(Ж. Пиаже).
|
|
Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.
Теория отражения - основа научной психологии, рассматривающая психические явления как одну из форм отражения действительности.
Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспечивает его взаимосвязь со средой.
Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъективно отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности живого организма.
Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - личность («Я» - выход за пределы личности, себя) - одно из направлений современной психологии. Она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, па-рапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение и т.д. Лидерами современной трансперсональной (надличностной) психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и другие.
ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ
Предметом отечественной психологической науки считается психика. Хотя определения этого понятия учеными даются по-разному, одно из устоявшихся рассматривает психику через категорию отражения. Это определение указывает на три основные характе-
|
|
ристики психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи, но не всякой, а высокоорганизованной (мозга). Во-вторых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нематериальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания. Таким образом, основными функциями психики являются:
Психика - 1) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) (по М.Г. Ярошевскому) высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Благодаря этим факторам возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью; 3) (по
А.В. Петровскому) система неотторжимых от живого существа процессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХИКИ
Психика - результат сложной деятельности мозга. Следовательно, материальное первично, а психическое вторично. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Психика носит рефлекторный характер. По утверждению И.М. Сеченова, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Основным механизмом психики является рефлекторное «кольцо» (И.П. Павлов - рефлекторная дуга, П.К. Анохин - кольцо).
Исследование П.К. Анохина показало, что рефлекторное кольцо является универсальным механизмом саморегулирования всего поведения животных и человека. Он ввел также понятие «акцептор действия» - модель результата предстоящего действия. Это позволяет отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем.
Главный орган психики мозг имеет сложную функциональную организацию (Алексей Романович Лурия (1902-1977). Он включает три основных блока: 1) энергетический (верхний отдел мозгового ствола), 2) приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры), 3) программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры). При поражении:
1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нарушается работа;
2-го блока - потеря чувствительности (кожной и глубокой), теряется четкость движений и др.;
3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений.
Для регуляции психической деятельности важное значение имеет открытый Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966) принцип сенсорной коррекции, на основе которого происходит регулирование движений. Он состоит в том, что регулирование
происходит на основе данных сравнения поступающей в мозг информации и от проприоцепторов и программы движения.
Рефлекс (лат. reflexus) - ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы.
Рефлекс безусловный - врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.
Рефлекс условный - временная связь, вырабатываемая путем сочетания условного и безусловного раздражителей.
Рецепторы (лат. receptor - принимающий) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.
Афферентный (лат. afferents - приносящий) путь- пути, передающие нервные возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.
Эфферентный нервный путь- нервный путь, проводящий нервные импульсы из центральной нервной системы к исполнительному органу.
Эффектор - исполнительная часть рефлекторного кольца (мышца, железа) в отличие от воспринимающей - рецептора.
Акцептор (лат. acceptor - проникающий) действия - нейродинами-ческая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.
ТЕМА 2 • РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А.Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло в результате длительной эволюции природы изменяющихся условий существования.
На определенном этапе развития появилась живая материя (растения и простейшие организмы). Чтобы выжить, эти организмы приспособились и стали отражать те свойства окружающего мира, которые были для них биологически значимыми (тепло, холод, прикосновения, свет, химические вещества и т.п.). Эта способность названа раздражимостью. Раздражимость возникает только при непос-
редственном воздействии раздражителя на организм. Дальнейшее усложнение условий существования (выход на сушу и пр.) привело к появлению способности отражать и биологически не значимые раздражители, но имеющие сигнальное значение (цвет, звуки, запахи и т.д.). Такая способность названа чувствительностью. Чувствительность возникает уже без непосредственного воздействия раздражителя на организм, что позволяет более активно регулировать свое поведение (уход от объекта, приближение, поиск значимого объекта). Эта способность появилась только у тех организмов, у которых развилась нервная система. Чувствительность - это элементарная форма психики. Поэтому А.Н. Леонтьев назвал ее критерием психического. Организмы, которые обладают чувствительностью, находятся на 1-й стадии психического развития - стадии сенсорной психики, которая имеет два уровня: низший и высший. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно (выделять форму, размеры, движения, и т.п.).
Новая стадия развития животных названа стадией перцептивной психики (имеет два уровня: низший, высший и наивысший). Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. К основным видам поведения животных относят: инстинкты, навыки и интеллектуальное поведение (см. рис. 5). Таким образом, психика появилась как результат противоречий между усложняющимися условиями обитания организмов и необходимостью выживания, приспособления. Стадии развития психики подробно описанны А.Н. Леонтьевым в книге «Проблемы развития психики».
Филогенез (греч. phyle - племя, род, вид; генез - происхождение, история рода) - происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история.
Онтогенез (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рождение) - происхождение и развитие отдельного организма, биологическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни.
Раздражимость- 1) в широком смысле - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей; 2) способность организмов реагировать на биологически значимые раздражители.
Чувствительность- 1)способность живых организмов реагировать на раздражители; 2) способность организмов отражать воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений; 3) степень интенсивности ощущений; 4) понимание чувств другого человека, особенно осведомленность, основанная на относительно незначительных признаках; 5) уязвимость человека, вследствие которой ему легко причинить вред или оскорбить.
Активность - деятельность, состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Инстинкты (лат. instinctus - побуждение) - сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах.
Навыки - индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных.
Интеллектуальное поведение- поведение животных, характеризующееся «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта и т.п.
Инсайт (лат. insighr - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека внезапное понимание, нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Катастрофическое изменение среды обитания для высокоразвитых организмов было толчком для изменения принципа приспособления. Теперь выживали не самые сильные, быстрые, с когтями и гребнем на черепе, а группы с совместной деятельностью. Труд оградил стадо от вымирания. Общественный труд породил серьезные изменения в психике человека: глаз стал более заметливым, рука стала и органом познания, внимание становилось произвольным, формировалось внимание к собственной деятельности и, как следствие теоретическое мышление, развивалось предвидение и планирование и инструмент планирования - язык и многое другое. Все это произошло революционным путем. Совместная деятельность укрепила способность подражать, способность к невербальному общению, способность к кооперации и передаче опыта. Результатом всех этих изменений явилось развитие сознания и деятельности (рис. 5).
СУЩНОСТЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА Сознание
Сознание - ключевой и самый многозначный термин психологии и многих других наук.
Сознание - самое запутанное слово в словаре. Как теоретический термин сознание - высший уровень развития психики и саморе
гуляции, присущий только человеку. Признаки сознания, отличающие сознание от психики животных, таковы:
- сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);
- сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;
- сознание носит общественный характер. Только жизнь в обществе рождает сознание;
- оно позволяет отделять субъекта от объекта (человека - от природы);
- сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности;
- сознание связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру.
Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт).
Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями («Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» - СЛ. Рубинштейн).
Сознание неоднородно. Существуют сознание, предсознание и бессознательное.
Следует заметить, что фундаментальные проблемы сознания (что такое сознание, чем оно детерминировано и пр.) еще не решены. Однако психологи открыли множество удивительных явлений сознания. Например:
- выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, которая поступает в таких больших количествах, или с такой громадной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;
- обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычислительные, логические и смысловые преобразования информации такой сложности, которые человек вообще не способен выполнить сознательно;
- видимо, существует специальный механизм, принимающий решения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что - нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои решения о неосознании этого;
- показано, что любое случайное явление осознается как закономерное, сознание приписывает ему какие-то причины;
- сознание не может не контролировать результаты своей деятельности. Стоит перед человеком поставить задачу не осознавать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает проверять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнорироваться;
- сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно контролирует ее;
- если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает прежде всего собственные догадки. Поэтому сознание больше времени тратит на работ)' с неожиданными стимулами, а ожидаемые быстро перестают осознаваться. Информация, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;
- сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его - потому мир его и называется субъективным;
- направленность сознания на конструирование догадок, как устроен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, которую человек получает от органов чувств, и создавать представления о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микромире, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей.
Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку.
Предсознание - психоаналитический термин, относящийся к знаниям, эмоциям, образам и т.д., которые не представлены в сознании в данный момент, но которые легко доступны.
Бессознательное
Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях. Это бессознательные процессы.
Бессознательное - 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней
субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
В бессознательном отражаемая реальность слитна с переживаниями субъекта и его отношением к ней, и потому невозможны произвольный контроль действий и оценка их результата. Неосознаваемые (бессознательные) процессы проявляются в разнообразных формах. Выделяют три класса (см. табл. 1):
1) надсознательные процессы. В процессе сознательной работы (решения задач) попутно может идти неосознаваемая работа мысли. В определенный момент эта неосознаваемая работа включается в сознательный процесс, и возникает внезапное интуитивное решение - инсайт. Решение найдено, но объяснить, как это произошло, человек не может. Только речевой отчет позволит осознать решение. Аналогично могут происходить воспоминания, возникать образы воображения и пр.;
2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки). Роль установки (готовности организма к совершению определенных действий) была изучена Д.Н. Узнадзе. В процессе жизни у человека формируется неосознаваемая готовность, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, большой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. Могут быть и социальные установки: эффект ложного согласия (все так говорят), тенденция положительно оценивать друзей и пр.
Различного рода влечения, желания и мотивы могут также не осознаваться (любовь с первого взгляда, чувство симпатии, мотивы поступков). Эту форму бессознательного пытался объяснить 3. Фрейд (см. рис. 6). Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.
Особенность этого проявления бессознательного состоит в том, что осознание причин таких влечений не приводит к исчезновению переживаний и для их устранения требуются специальные психотерапевтические методы.
3) неосознаваемые регуляторы выполнения деятельности (автоматизмы - ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.).
Таблица 1
Неосознаваемые процессы в психике человека
№ | Классы | Формы |
1. | Неосознаваемые механизмы сознательных действий | 1) неосознаваемые автоматизмы, 2) неосознаваемые установки, 3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий |
2. | Неосознаваемые побудители сознательных действий | Мотивы, влечения, инстинкты |
3. | Надсознательные процессы | Интуитивное мышление |
Бессознательное проявляется также в ранних формах познания ребенка, в первобытном мышлении, под влиянием гипноза. Оно является необходимым условием создания целостной объектив-
ной картины психической жизни личности. Бессознательное помогает человеку чувствовать тождественность самому себе, берет на себя управление поведением, когда сознание справилось с трудностями и решение принято. Бессознательное - специфически человеческое явление и не является низшим уровнем психики. Оно детерминировано общественными условиями сознания и связано с ним.
Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.
Вытеснение- один из механизмов психологической защиты (в психоаналитической теории личности). Под влиянием вытеснения из сознания выводятся в сферу бессознательного сведения (импульсы), вызывающие у личности сильные эмоциональные переживания. Вытесненные импульсы, как правило, неприемлемы для сознания по своим морально-этическим особенностям.
Отличие психики человека от психики животных
Долгое время в психологии существовало два направления, объясняющие происхождение и сущность психики человека. Идеалистическое (религиозное), придерживающееся божественного происхождения человека, и биологическое, представители которого (И.П. Павлов) приписывали человеку животное происхождение и считали, что психика человека не отличается от психики животных. Л.С. Выготский доказал, что психика человека в корне отличается от психики животных. Эту мысль он развил в своей «Культурно-исторической концепции развития психики человека». Основные положения этой концепции гласят:
1) переход от психики животных к психике человека в корне изменил отношение субъекта и среды: теперь не среда изменяет человека, а человек среду при помощи орудий труда и развития материального производства;
2) человек в своем развитии научился владеть своей психикой, используя специальные психологические орудия - знаки (естественного языка, научных знаков, и т.п.);
3) сначала человек с помощью психологических орудий (знаков -язык и др.) действовал на других людей и лишь потом - на самого себя.
Л.С. Выготский в психике человека выделил два уровня: натуральные психические функции (НПФ) и «культурные» или высшие психические (ВПФ).
1. Натуральные ПФ - сенсомоторные функции и все непроизвольные. Они не имеют особенностей у «культурного» человека, отличных от животных.
2. ВПФ («культурные») - произвольные функции, мышление, воображение. Эти функции у человека качественно иные, чем у животных. Они обладают свойствами: произвольности, опосредо-ванности (знаками), осознанности и взаимозаменяемости. Человек может пользоваться как функциями первого уровня, так и второго.
Л.С. Выготский Л.С. сформулировал закон становления ВПФ, переход к которым в корне изменяет всю психическую деятельность человека.
Закон становления ВПФ - всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва в социальном развитии ребенка как интерпсихическая (приобретенная), в затем - во внутреннем плане как интрапсихическая (своя). Таким образом, ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем.