Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.
Современные подходы и концепции воспитания
В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.
|
|
Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.
Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
- биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса.
Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:
- постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);
- возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
- обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.
|
|
Общие закономерности современных концепций воспитания
Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
- повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
- необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
- восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
- расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.
- Социальное воспитание как составная часть развития и социализации человека.
- Основные задачи социального воспитания.
- Принципы социального воспитания как основание для решения педагогических задач.
- Содержание социального воспитания.
- Основные институты социального воспитания.
- Субкультура и ее роль в социализации человека.
- Сущность взаимодействия, его структура. Виды взаимодействия.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия.
- Стили семейного воспитания.
- Правовые нормы, регулирующие семейные взаимоотношения и взаимодействие школы с семьей.
- Сущность и содержание индивидуального подхода в воспитании.
- Сущность и содержание личностного подхода в воспитании.
- Сущность и содержание дифференцированного подхода в воспитании.
- Индивидуальная помощь детям в различных институтах воспитания.
- Проблема педагогических технологий и технологизации образования в исторической ретроспективе.
- Педагогическая технология и ее отличие от педагогической техники и методики.
- Признаки педагогической технологии.
- Требования к педагогическим технологиям.
- Классификации педагогических технологий.
- Роль педагогических задач в освоении педагогической деятельности.
- Виды технологических педагогических задач. Варианты их решения в исторической ретроспективе.
- Педагогическое проектирование. Его функции.
- Авторская педагогическая технология. Принципы, структура, логика проектирования.
- Особенности современных технологий обучения.
- Особенности современных технологий воспитания.
- Характеристики технологичности в педагогике.
- Принципы управления педагогическими системами.
- Основные функции управления педагогическими системами.
- Муниципальные, региональные, федеральные органы управления образованием. Их характеристика.
- Школа как педагогическая система и объект управления.
- Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи, общественности.
- Система работы руководителя школы и классного руководителя с семьями учащихся.
- Современные тенденции в управлении школой.
- Сущность «управленческой культуры руководителя». Типы руководителей.
- Непрерывность профессионально-педагогического образования работников образовательных учреждений.
- Формы развития профессионально-педагогической культуры работников школы.
|
|