double arrow

Отечественные и зарубежные педагогические концепции воспитания и образования в современном мире

Вопрос воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции воспитания.

Современные подходы и концепции воспитания

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.

Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:

- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);

- поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);

- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);

- биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);

- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса.

Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:

- постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);

- возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;

- обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.

Общие закономерности современных концепций воспитания

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

- повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;

- необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;

- восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;

- расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.

  1. Социальное воспитание как составная часть развития и социализации человека.
  2. Основные задачи социального воспитания.
  3. Принципы социального воспитания как основание для решения педагогических задач.
  4. Содержание социального воспитания.
  5. Основные институты социального воспитания.
  6. Субкультура и ее роль в социализации человека.
  7. Сущность взаимодействия, его структура. Виды взаимодействия.
  8. Семья как субъект педагогического взаимодействия.
  9. Стили семейного воспитания.
  10. Правовые нормы, регулирующие семейные взаимоотношения и взаимодействие школы с семьей.
  11. Сущность и содержание индивидуального подхода в воспитании.
  12. Сущность и содержание личностного подхода в воспитании.
  13. Сущность и содержание дифференцированного подхода в воспитании.
  14. Индивидуальная помощь детям в различных институтах воспитания.
  15. Проблема педагогических технологий и технологизации образования в исторической ретроспективе.
  16. Педагогическая технология и ее отличие от педагогической техники и методики.
  17. Признаки педагогической технологии.
  18. Требования к педагогическим технологиям.
  19. Классификации педагогических технологий.
  20. Роль педагогических задач в освоении педагогической деятельности.
  21. Виды технологических педагогических задач. Варианты их решения в исторической ретроспективе.
  22. Педагогическое проектирование. Его функции.
  23. Авторская педагогическая технология. Принципы, структура, логика проектирования.
  24. Особенности современных технологий обучения.
  25. Особенности современных технологий воспитания.
  26. Характеристики технологичности в педагогике.
  27. Принципы управления педагогическими системами.
  28. Основные функции управления педагогическими системами.
  29. Муниципальные, региональные, федеральные органы управления образованием. Их характеристика.
  30. Школа как педагогическая система и объект управления.
  31. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи, общественности.
  32. Система работы руководителя школы и классного руководителя с семьями учащихся.
  33. Современные тенденции в управлении школой.
  34. Сущность «управленческой культуры руководителя». Типы руководителей.
  35. Непрерывность профессионально-педагогического образования работников образовательных учреждений.
  36. Формы развития профессионально-педагогической культуры работников школы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: