Зарождение экономической теории и основные этапы ее становления. Направления и школы. Предмет и функции экономической теории

Экономическая наука возникла еще в Древней Греции. Термин «экономия» греч.- искусство ведения домашнего хозяйства. Впервые его употребил в своем трактате «Домострой» древнегреческий философ Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) 1й этап зарождения ЭТ охватывает эпоху рабовладельческого и феодального общ-ва, т.е. отражает взгляды дорыночной эпохи с преобладанием натур-го хозяйства.

В XVI в., после великих географических открытий, стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Началась систематизация эк-х знаний. Возник меркантилизм как первая система экономических знаний и 2й этап становления ЭТ. 3 этап ее становления как самостоятельной науки связан с зарождением школы физиократов в середине XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Тюрго), которые (в отличие от меркантилистов) поставили в центр экономической науки не торговлю, а производство товаров и услуг. 4 этап - развитие классической школы полит-й экономии, возникшей в последней трети XVIII в. (А. Смит) и получившей наивысшее развитие в XIX в. (Д. Рикардо, К. Маркс). История ЭТ насчитывает 8 экон-х школ.

1. Меркантилизм (16-17вв) Сущность учения -сводится к опред-ю источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экон-ка.

Наиболее известные представители меркантилизма: Томас Мен (1571-1641), Антуа де Монкретьен (1575-1621)- ввел в научный оборот термин политическая экономия. С выходом в свет его книги "Трактак по полит.экономии" (1615) ЭТ >> 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью гос-ва в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

2.Физиократы (18в) - изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, что источником богатства является труд только в земледелии. Основными представителями школы являлись: Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Тюрго (1727-1781)

3.Классическая школа полит. экономии (конец 18в – 1я половина 19 века) Адам Смит стал основоположником классической полит. экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма. Важнейшие черты классической школы:

  • Первая научная школа, предложившая для изучения экономики систему взаимосвязанных законов и категорий.
  • Источник богатства — не внешняя торговля (меркантилизм), не природа как таковая (физиократия), а сфера производства, трудовая деятельность в ее многообразных формах.
  • Выдвинута трудовая теория ценности (стоимости): в основе цен — затраты живого и овеществленного труда.
  • Lassez faire: люди, действуя в собственных интересах, способствуют умножению общего богатства. Государство должно создавать правовые основы экономической деятельности.

Опираясь достижения класс-й школы полит.эк, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

4. Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации челов-го труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

4.1 Марженализм Во 2й половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неокласс-го направ-я экон-ой мысли. Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются: Карл Менгер, Фридрих Визер, Леон Вальрас, Эйген-Бем-Баверк, Уильям Стэнли Джевонс Основная идея. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

5.Неоклассическая школа. Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма. Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун Экономическое хозяйство рассматривается как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Государству следует использовать не только налоговые, но и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.

6.Кейнсианство (20-начало 21вв) основатель Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы.

7.Институализм (20-начало 21вв) Характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общ-ва, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности. Представители школы: Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт

8. Школа неоконсерватизма (Монетаризма) (20 - начало 21 вв.) Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков.Основатель - Милтон Фридман.

Экономика – наука об отношениях между людьми, фирмами и государством по поводу производства, распределения и потребления различных благ. ЭТ изучает закономерности, процессы и явления, вытекающие из экономических отношений, а также сами отношения. Благо – средство для удовлетворения различных потребностей людей. Для их удовлетворения используются экономические ресурсы: исчерпаемые (ископаемые, воздух, вода, лес) и неисчерпаемые (деньги, труд и предпринимательская способность). Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – кривая производственных возможностей.

Функции ЭТ:

познавательная или теоретическая функция - познавать, изучать, объяснять процессы и явления экономической жизни, раскрывать их внутреннюю сущность и взаимосвязи;

• методологическая функция - ЭТ составляет теоретическую базу всей системы экономических наук, каждая из которых имеет свои теор-е положения, опирающиеся на принципы общей ЭТ;

• практическая - она разрабатывает рекомендации для решения ближайших, среднесрочных и долговременных задач развития национальной экономики в целом, а также по отдельным проблемам, включая способы рационального хозяйствования;

мировоззренческая функция - экономическая теория, наряду с другими экономическими науками, способствует формированию научного мировоззрения, адекватного цивилизованной рыночной экономике; • прогностическая - всесторонняя альтернативная оценка, научно-обоснованное предвидение экономических и других последствий, принимаемых хозяйственных решений в целях укрепления экономической безопасности страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: