Целепологание в исследовании систем управления.
Исследование систем управления всегда должно иметь некоторую цель. Цель определяет то, ради чего проводят исследование.
Цель исследования - это желаемый результат этого исследования в будущем: обнаружение проблемы в деятельности; диагностика причин этой проблемы; доработка (устранение недостатков), модификация системы управления объектом или процессом.
Качество формулировки проблемы и цели исследования предопределяет успех или неудачу исследования. Цель исследования систем управления - это конкретные результаты, которые предполагается получить при определенных условиях, объекте управления, предмете исследования, периоде времени, отведенном на исследование, расходе ресурсов.
При формулировке цели исследования важно помнить, что цель определяет весь ход исследования, то, ради чего создают систему. После достижения цели с помощью системы управления получают конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации результатов исследования в определенных условиях и в фиксированном периоде времени.
|
|
В процессе исследования систем управления возникают различные взаимосвязи и взаимоотношения между целью исследования, объектом исследования, предметом исследования, подходами и методами исследования.
Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие - преходящими или созревающими.
Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность которого определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их работа зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.
Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.
|
|
Итак, на первом этапе исследования систем управления определяют цель или цели исследования. Основные требования к целям.
1. Цели должны быть недвусмысленно сформулированы и понятны исполнителям. Для компаний, у которых нет ясных целей не будет и благоприятных условий.
2. Цель должна быть измеряемая.
3. Цель должна иметь сроки исполнения. Отсутствие срока будет все время возвращать исполнителя к начальной точке действий.
4. Цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении. Поэтому цели организации должны быть связаны с системой вознаграждения.
5. Цели организации и отдельных групп исполнителей должны быть совместимы.
6. Цель должна формализоваться в критерии.
Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность исследований находит отражение в различных вариантах определений критерия.
Исследуемая система управления не будет эффективной, если допущены ошибки:
• целеполагания и формулировки критериев;
• маркетинга," т.е. неправильно определены способы и инструменты достижения поставленной цели;
• менеджмента вследствие отсутствия или неверных планирования, организации, мотивации, контроля.
Поэтому в дополнение к системным исследованиям объекта и системы управления как целого могут проводиться научные исследования отдельных элементов процесса и(или) средств управления. Могут проводиться научные исследования процессов целеполагания, маркетинга, менеджмента, а также комплексов технических средств, на которых эти процессы реализуют.
Совершенствование систем управления может осуществляться и путем последовательного исследования правильности и устранения ошибок в целеполагании, маркетинге, менеджменте, выборе технических средств.
При частных исследованиях целеполагания стремятся определить, правильно ли сформулированы и формализованы в критерии оценки эффективности цели деятельности.
Если окажется, что цель или критерий функционирования исследуемой системы управления сформулированы неправильно, то ее деятельность не может быть успешной.
7. Цель должна быть корректируема при изменении условий или состояния объекта, системы управления.
Цели становятся инструментом управления, когда они:
1) определены или сформулированы;
2) известны персоналу;
3) приняты работниками к исполнению.
Формулирование целей - сложный процесс. Для этого необходимо не только сформулировать основную цель - желаемый результат, но и определить подцели основной цели как во времени, так и по основным направлениям исследования.
Для коммерческих организаций основной целью является максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например, обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т. п.
Подробнее рассмотрим классификацию целей (схема).
Официальные цели определяют общее назначение организации {субъекта деятельности), их декларируют в ее Уставе или Положении, публично заявляют руководителем. Официальные цели объясняют миссию организации, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж.
Оперативные цели определяют, чем в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Их отражают в плане работы.
Операционные цели еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные. Они направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе.
|
|
Схема.1. Классификация целей исследования систем управления.
Такие цели формулируют при постановке конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.
К внешним целям относятся цели, связанные с внешней средой функционирования организации. Например, цель - достижение фирмой определенной позиции среди фирм-конкурентов на рынке сбыта товара.
Внутренние цели - это цели достижения каких-либо изменений внутри организации. Например, снижение расхода материалов на производимую продукцию.
По функциональному признаку цели можно разделить на отдельные цели самостоятельных подразделений организации.
Стратегические цели - долговременные цели организации, которые достигаются с помощью адаптации организации к внешней среде. Стратегические цели - это цели роста, развития, инновации. Эти цели исследования предполагают в результате внедрения исследования принятия организацией основополагающих решений.
Целями бизнес-программ являются цели конкретных направлений бизнеса с учетом глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы.
Если переходные процессы в системе управления могут вызвать нежелательный выход системы за заданные пределы работы системы, то появляется необходимость разработки стабилизационных целей.
Стабилизационные цели могут определять в качестве идеального результата управления:
1) "удержание" параметров объекта управления в некотором заданном диапазоне (допуске) значений;
2) недопущение перехода объекта управления в область недопустимых или неуправляемых состояний.
Стабилизационные цели могут выступать как элемент других типов целей или рассматриваться самостоятельно.
Чаще всего в качестве целей исследования систем управления выступает необходимость:
• повышения эффективности целевого функционирования системы;
• снижения расхода ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии и др.) на единицу изготавливаемой продукции, включая снижение брака, отходов;
|
|
• повышение безопасности путем: устранения ее источников, обеспечения контроля риска (имущественного, финансового, экологического загрязнения внешней среды) в процессе хозяйственной деятельности и др.
Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ, основанная на реализации совокупности соответствующих закономерностей, принципов, приемов и способов, функций, технических средств управления и другого методологического и методического инструментария, для достижения поставленных целей.
Практика научных исследований показывает, что их максимальная результативность достигается при использовании правильно избранной методологии, методики и организации исследования. Тем не менее все это во многом зависит от научного потенциала, креативности и иных свойств исследователей, а также других влияющих на них факторов и условий.
Результаты исследования определяются его качеством, представляющем конкретную совокупность свойств исследования, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять предъявляемые к нему требования.
При построении и функционировании СУ возникает множество различных проблем. В общем виде проблема (древнегреч. problema — преграда, трудность, задача) — противоречие, которое требуют разрешения на основе проведения исследований.
Научная проблема, возникшая сложная ситуация как результат осознания возникших в науке противоречий между обнаруженными новыми данными и не позволяющими дать их объяснения старыми теоретическими представлениями, затрудняющих дальнейшее развитие познания. Характер и пути разрешения проблемы во многом зависят от поставленной при этом цели, являющейся основой ее определения и выбора. Цель исследования и решаемая при этом проблема являются исходной базой для выбора подходов и методов проведения исследовательских работ.
Проблемы могут быть фундаментальными и прикладными, теоретическими и эмпирическими, общими и частными, но как бы их не подразделяли, они всегда показывают на возникшие трудности в процессе реализации какого-либо процесса, которые необходимо разрешить.
Часто используют термин «задача». Однако люба задача — это всего лишь часть проблемы, т.е. для разрешения проблемы следует решить, как правило, несколько задач, вопросов. Кроме того, некоторые специалисты считают, что решение проблемы требует применения знаний и приложения творчества, а задача – только знаний. В ряде случаев такое определение справедливо, но не всегда.
Процесс исследования систем управления включает в себя реализацию нескольких видов исследований: прогнозное, проектное и плановое. Все они выполняются в течение первых девяти этапов процесса управления и их называют предшествующими исследованиями. Необходимо обратить внимание, что исследование систем управления может происходить в двух вариантах:
1) создание новой системы управления;
2) изменение существующей системы управления.
Создание новой системы управления необходимо при открытии нового производства, новой компании. Предварительные исследования новой системы позволят быстро построить механизм, отладить функции новой системы.
Изменение существующей системы управления часто назревает как необходимость в борьбе с конкурентами. Освоение и применение новых технологий предполагает реструктуризацию существующей системы управления, ее полную модернизацию. Предварительное исследование существующей системы и нахождение оптимальных путей изменения также является актуальной задачей исследования систем управления.
Предшествующие исследования систем проводят до начала реальной работы системы управления либо до изменения ее работы. Они направлены на получение информации и выбор вариантов системы управления на стадии ее проектирования. Такие исследования в мониторинговых и информационных целях получили название прогнозных, Предшествующие исследования с цепью принятия решения о вариан тах построения систем получили названия проектных, а о вариантах распределения ресурсов в операции - плановых исследований (табл. 16.1).
Таблица 16.1