Структуры фирм и организация управления логистикой в них

Процесс изменения функций логистики проходит довольно болезненно. Роль одних организационно-хозяйственных форм интеграции возрастает, другие теряют свою значимость или исчезают совсем. Этот процесс сопровождается изменением государственной политики, долгосрочных связей и т.д.

Поэтому для решения логистических задач в фирмах создаются логистические подразделения, которые могут осуществлять следующие функции:

1. Развитие и формирование системы. Изменение технологии производства продукции, технологии некоторых функциональных областей логистической системы, организационной политики фирмы и условия рынка требуют пересмотра существующей в фирме системы логистики. Периодичность этих изменений связана со сложившейся ситуацией на рынке, поэтому руководство фирмы должно проводить в определенный период изменение и реорганизацию всей логистической системы.

2. Определение стратегии логистической системы в связи с рыночной политикой фирмы. Логистическая система функционирует в области продаж, транспорта, материальных запасов, складской обработки материальных ресурсов, кадровой и другой политики. Эти моменты и формируют стратегию логистики. Управляющий логистикой несет ответственность не только за планирование и подход к ее формированию, но и за контроль и выполнение стратегических планов.

3. Администрирование и координация взаимосвязанных функций. B организационной структуре фирмы почти все управленческие функции взаимосвязаны с логистической системой. Поэтому отдел или группа логистики должны тесно взаимодействовать с различными органами фирмы в области транспорта (внешнего и внутреннего), контроля над запасами, складских операций, размещения запасов, управления информационным потоком и других функций. Они должны не только взаимодействовать, но и координировать взаимосвязанные функции управления с отделом логистики.

4. Учет специфики логистики для предприятий различных отраслей промышленности. Формируя систему логистики и разрабатывая ее стратегию, необходимо учитывать специфику различных отраслей и другие факторы. Например, предприятия добывающей промышленности Урала при реализации функции физического распределения осуществляют транспортирование объемных грузов сравнительно низкой стоимости, a при реализации функции физического обеспечения, наоборот, доставляют оборудование сравнительно небольшого объема, но высокой стоимости.

B настоящее время управление системой логистики осуществляется централизованно или, наоборот, может быть децентрализованно на уровне отделов. Управленческая ответственность может быть разделена между различными организационными подразделениями или может быть сконцентрирована у одного управляющего распределением.

Можно выделить некоторые структуры фирм и организацию управления логистикой в них. Они представлены на рис. 2.10—2.14. Следует отметить, что возможны некоторые отклонения от данных схем в организации управления логистикой в различных фирмах, но представленная на рисунках организация наиболее типична.

При организационной структуре, показанной на рис. 2.11, подразделение логистики (оно может называться «управление материалами» или «управление логистикой») несет ответственность за обеспечение ресурсами процесса производства в нужный момент и в нужном количестве. Оно имеет совещательные функции в отношении планирования и контроля производства в производственных подразделениях. При такой организации управление материалами и функции логистики подчинены вице-президенту или главному управляющему.

Несмотря на то что управляющие логистикой не оказывают прямого влияния на производственные функции, данная организационная структура координирует все управленческие функции.

В последнее десятилетие наблюдается четкая тенденция к группировке и централизации управления всей системой логистики. Такой подход позволяет снимать многие конфликты между различными функциями. Кроме того, централизация обеспечивает определенные выгоды в области консолидации отгрузок, более эффективного анализа издержек логистики. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды, в которой функционирует данная форма. Например, компании, имеющие рыночную ориентацию, но реализующие развернутую номенклатуру продукции по одним и тем же каналам распределения, стремятся сгруппировать все виды деятельности по обслуживанию рынка и централизовать управление системой распределения. Для них характерна тенденция включения элементов системы логистики под общим управлением в структуру продуктовых подразделений.

Управляющий логистикой обычно отвечает за следующий круг проблем:

¾ транспорт и перевозки;

¾ контроль запасов и производственных планов;

¾ управление продажами и заказами;

¾ обслуживание потребителей и складские операции на региональных складах;

¾ управление складским хозяйством;

¾ исследования в области логистики и совершенствование системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: