Цель работы: исследовать влияние нелинейного элемента и его местоположения на динамику системы и ее устойчивость.
Общие положения
В системах автоматического управления НЭ присутствуют в блоке управления исполнительным механизмом (ограничения по току двигателя, зоны нечувствительности в механических передачах, люфты и т.д.). Поведение нелинейных систем зависит от начального состояния и величины внешних воздействий (т.к. меняется сигнал на входе НЭ – см. л.р. №3). Устойчивость нелинейной САУ, как и линейной оценивают при свободном движении, а точность – при вынужденном.
Наличие зоны неоднозначности в одноконтурной системе приводит к установлению режима автоколебаний, амплитуда которых зависит от ширины зоны неоднозначности и коэффициента преобразования линейной части. (Наличие в системе запаздывания ведет к увеличению амплитуды автоколебаний). Зона нечувствительности является демпфирующим фактором и чем она шире, тем быстрее затухают переходные процессы, но она создает ошибку, т.к. сигнал на выходе системы устанавливается в зоне нечувствительности. Наличие в системе усилителя с ограничением приводит к тому, что при малых отклонениях система ведет себя как линейная, а при больших отклонениях как релейная (с идеальной двухпозиционной характеристикой). Эти особенности поведения систем должны быть осмыслены при исследовании.
|
|
Порядок выполнения лабораторной работы
1. Собрать схему, показанную на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 – Схема моделирования
Сигнал в точке 2 характеризует работу НЭ и по нему можно судить о поведении системы.
a) НЭ – идеальное двухпозиционное реле
б) НЭ – гистерезисное реле
задается преподавателем
в) НЭ – трехпозиционное реле
г) НЭ – усилитель
2. Исследовать свободное движение в системе:
при различных нелинейных элементах. Постоянные времени задаются преподавателем. Для оценки влияния коэффициента усиления на поведение системы изменять в 10 раз.
3. Исследовать вынужденное движение при ; , меняя кратно 10, оценить точность, влияние зоны нечувствительности.
4. Собрать схему на рисунке 4.2.
Эта схема позволяет оценить влияние местоположения НЭ. Сигнал в точке 4 – то значение параметров автоколебаний, которое получается при аналитическом расчете, в точке 3 – характеризует НЭ и вид сигнала на входе системы.
Рисунок 4.2 – Схема моделирования
5. Исследовать свободное движение при различных НЭ, изменяя коэффициент усиления части системы перед входом НЭ кратно 10. ; .
6. Исследовать вынужденное движение. , .
Содержание отчёта.
1. Схемы исследования.
|
|
2. Результаты исследования – указать на графиках , и их значения. Сравнить амплитуды на входе НЭ и выходе системы. Амплитуда на входе НЭ получается из расчета системы методом гармонического баланса, а на выходе системы может быть пересчитана, умножив , где – модуль частотной характеристики элементов, стоящих после НЭ на частоте автоколебаний.
3. Оценить влияние на и , зон неоднозначности и нечувствительности.
4. Оценить наличие ошибки в системе.
5. Оценить влияние местоположения НЭ на динамику системы.