Определение понятия «вежливость»

Русский речевой этикет

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород


Составители: Н.С.Конищева, О.В.Гундяева

Русский речевой этикет: Учебно-метод. пособие / НГТУ; Сост.: Н.С.Конищева, О.В.Гундяева, 2005, с.

Редактор

Подп. к печ. Формат.Бумага.

Печать. Печ.л.. Уч.-изд.лит.. Тираж.Заказ.

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ. 603600, Н.Новгород, ул. Минина, 24.

  Нижегородский государственный технический университет, 2005.

Содержание

Введение....................................................................................................... 4

Вежливость.................................................................................................. 4

Определение понятия «вежливость».................................................... 4

Виды вежливости.................................................................................... 5

Разновидности вежливости.................................................................. 6

Средства выражения вежливости......................................................... 7

Этикет........................................................................................................... 8

Речевой этикет...................................................................................... 10

Национальные особенности русского речевого этикета............... 14

Ситуативная вариантность этикетных формул............................... 21

Приложение. Частные сферы применения речевого этикета................... 28

Особенности речевого этикета в религиозной сфере (русская православная традиция)............................................................................................... 28

Речевой этикет делового общения..................................................... 34

Речевой этикет электронных средств коммуникации..................... 43

Задания...................................................................................................... 54

Вопросы для самоконтроля...................................................................... 58

Список литературы


Введение.

Культура речи человека — это такой выбор и такая организация речевых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Таким образом, культура речи включает в себя три аспекта: 1) нормативный, 2) этический, 3) коммуникативный.

Речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Этика речевого общения начинается с доброжелательного отношения к собеседнику, демонстрации заинтересованности в разговоре, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Этические нормы воплощаются в специальных формулах речевого этикета и выражаются комплексом разноуровневых средств.

Вежливость.

Определение понятия «вежливость».

Речевой этикет соотносится с понятием вежливости, которое в самом общем смысле можно охарактеризовать как соблюдение правил приличия в обществе. Вежливость — это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. В общественном сознании вежливости противопоставлены грубость и высокомерие.

Русское слово вежливость образовано от прилагательного вежливый [1], первоначально имевшего значение «знающий, сведущий, образованный, учёный». Современное значение — «соблюдающий светские, житейские приличия учтивый, услужливый, предупредительный» сформировалось не ранее XVI в. В.И. Даль определяет понятия «вежа» и «невежа» следующим образом: «Ныне вЂжа и невЂжа относятся не до учёности или познаний (в значении неучёного говорится невЂжда), а до образования внешнего, до светского обращенья, знания обычаев и приличий».

Существуют различные виды и разновидности вежливости.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: