1. Объясните происхождение и значение нарицательных имен существительных:
· argus, cerbère, mégère, méduse, sirène, dracon, hércule, mécène, titan;
· gobseck, harpagon, renard, crésus;
· berline, landau, victoria;
· cachemire, gabardine, persienne;
· bordeaux, champagne, cognac, camembert;
· mansarde, guillotine, silhouette;
· franc, louis, napoléon.
2. Объясните происхождение и значение нарицательных имен существительных. Объясните природу отношений между понятием и названием:
· le chaperon rouge, la barbe bleue, la soutane;
· prendre une assiette, prendre une tasse, prendre un verre;
· un bronze, le fer à repasser, les argents;
· lire un Balzac, jouer du Mozart, acheter un Larousse.
Словообразование
В «Лексикологии современного французского языка» З.Н.Левит [14;
с. 115] классифицирует словообразовательные типы в зависимости от языкового уровня, к которому относятся способы создания новых слов: уровень фонем – фонетическое словообразование; уровень морфем – морфологическое словообразование; уровень семем – семантическое словообразование. Важным понятием для словообразования является понятие модели. Модель – это структурная схема, абстрагированная от лексических значений мотивирующих слов, но обладающая обобщенным лексико-категориальным значением [23; c. 149]. Модель позволяет понять, как построено слово, и догадаться о его значении: disque – discotèque, blanche – blancheur. Любая модель может быть продуктивной или малопродуктивной.
Все типы словообразования можно оформить следующей схемой::
Фонетическое словообразование | |
Морфологическое словообразо-вание | 1. аффиксальное словообразование: префиксация, суффикса-ция; 2. словосложение; 3. телескопия (словослияние); 4. аббревиация; |
Семантическое словообразование | 1. конверсия (субстантивация, адъективация, адвербиали-зация; 2. грамматикализация; |