Для целей управления предприятие может разработать прогнозные бюджеты на период от одного месяца или года до 10 лет.
Основы планирования. Виды планов по срокам, назначению и детализации.
Планирование- это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.
Планирование помогает ответить на следующие вопросы:
· На каком уровне развития находится ваш бизнес и каковы его конечные результаты;
· При помощи каких ресурсов (включая и финансовые) эти результаты могут быть достигнуты.
В основе планирования находится анализ прошлой финансовой и производственной информации, которая в основе накапливается в системе бухгалтерского учета и статистической отчетности. Планирование является необходимым условием управления предприятием- это процесс достижения цели предприятием в соответствии с намеченными планами.
Значение планирования определяется следующим:
· Оценкой деятельности предприятия производственными и финансовыми показателями: численность работающих, производственными мощностями, объемом продаж, себестоимостью, прибылью и т. д.
|
|
· Разработкой и внедрением стандартов для упорядочивания финансовой информации, формируемой в финансовых планах и отчетах об их исполнении;
· Определением оптимальных сумм финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и краткосрочных планов предприятия;
· Оперативным финансовым планированием с целью корректировки финансовой стратегии фирмы.
Разработка финансового плана занимает важное место в стабилизации денежных потоков предприятия.
Финансовый план - обобщенный документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на краткосрочный и долгосрочный периоды.
Финансовый лан включает в себя операционный и капитальный бюджеты.
Планирование деятельности предприятия предшествует процесс составления сметы- бюджетирования.
Смета (или бюджет)- это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет - операционный финансовый план, отражающий расходы и поступление средств от хозяйственной (операционной), инвестиционной деятельности предприятия.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития предприятия, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Он отвечает на вопрос, какую прибыль получит предприятие при том или ином варианте.
Применение бюджета предполагает ряд преимуществ.
1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию.
|
|
2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности как организации в целом, так и ее подразделений.
3. Бюджет является средством координации деятельности различных подразделений предприятия.
4. Бюджет- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности: работа менеджеров оценивается по отчетам выполнения бюджета; сравнение фактических результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направлять действия менеджеров.
5. С помощью бюджета производится анализ отклонений.
Бюджетирование- разработка бюджетов в соответствии с целями хозяйственного планирования.
Бюджетирование капитала- разработка бюджетов для управления капиталом предприятия- определение источников формирования капитала (пассивы баланса) и их размещение (активы баланса).
Бюджетный контроль- текущий контроль над использованием отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Смета- формы планового расчета, определяющие потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из:
· Планирования деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений с участием руководителей всех центров ответственности;
· Обсуждения возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
· Определения показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
· Корректировки планов с учетом предложенных поправок.
По задачам, стоящим перед предприятием, выделяют следующие виды бюджетов:
1. Генеральный бюджет и частные.
2. Гибкие и статические.
Генеральный бюджет. Охватывает всю хозяйственно-финансовую деятельность предприятия. Основная цель генерального бюджета- объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия на базе частных бюджетов.
При составлении генерального бюджета создаются:
· Прогнозный баланс;
· План прибылей и убытков;
· План движения денежных средств.
Генеральный бюджет любого предприятия состоит из двух частей:
1. Оперативного бюджета- части генерального бюджета, включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие отдельные статьи доходов и расходов предприятия.
2. Финансового бюджета- части генерального бюджета, включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
3. Формы бюджета не стандартизированы. Структура генерального бюджета зависит от:
· Объекта продукции;
· Размер предприятия;
· Степени квалификации разработчиков.
Этот документ должен содержать данные:
· О расходах;
· О доходах; о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
· О расходах материально-производственных в натуральном и стоимостном выражениях;
· По предприятию в целом и по подразделениям.