Бюджетирование. Для целей управления предприятие может разработать прогнозные бюджеты на период от одного месяца или года до 10 лет

Для целей управления предприятие может разработать прогнозные бюджеты на период от одного месяца или года до 10 лет.

Основы планирования. Виды планов по срокам, назначению и детализации.

Планирование- это особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия.

Планирование помогает ответить на следующие вопросы:

· На каком уровне развития находится ваш бизнес и каковы его конечные результаты;

· При помощи каких ресурсов (включая и финансовые) эти результаты могут быть достигнуты.

В основе планирования находится анализ прошлой финансовой и производственной информации, которая в основе накапливается в системе бухгалтерского учета и статистической отчетности. Планирование является необходимым условием управления предприятием- это процесс достижения цели предприятием в соответствии с намеченными планами.

Значение планирования определяется следующим:

· Оценкой деятельности предприятия производственными и финансовыми показателями: численность работающих, производственными мощностями, объемом продаж, себестоимостью, прибылью и т. д.

· Разработкой и внедрением стандартов для упорядочивания финансовой информации, формируемой в финансовых планах и отчетах об их исполнении;

· Определением оптимальных сумм финансовых ресурсов, необходимых для реализации долгосрочных и краткосрочных планов предприятия;

· Оперативным финансовым планированием с целью корректировки финансовой стратегии фирмы.

Разработка финансового плана занимает важное место в стабилизации денежных потоков предприятия.

Финансовый план - обобщенный документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на краткосрочный и долгосрочный периоды.

Финансовый лан включает в себя операционный и капитальный бюджеты.

Планирование деятельности предприятия предшествует процесс составления сметы- бюджетирования.

Смета (или бюджет)- это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.

Бюджет - операционный финансовый план, отражающий расходы и поступление средств от хозяйственной (операционной), инвестиционной деятельности предприятия.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития предприятия, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Он отвечает на вопрос, какую прибыль получит предприятие при том или ином варианте.

Применение бюджета предполагает ряд преимуществ.

1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию.

2. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности как организации в целом, так и ее подразделений.

3. Бюджет является средством координации деятельности различных подразделений предприятия.

4. Бюджет- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности: работа менеджеров оценивается по отчетам выполнения бюджета; сравнение фактических результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направлять действия менеджеров.

5. С помощью бюджета производится анализ отклонений.

Бюджетирование- разработка бюджетов в соответствии с целями хозяйственного планирования.

Бюджетирование капитала- разработка бюджетов для управления капиталом предприятия- определение источников формирования капитала (пассивы баланса) и их размещение (активы баланса).

Бюджетный контроль- текущий контроль над использованием отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета- формы планового расчета, определяющие потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из:

· Планирования деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений с участием руководителей всех центров ответственности;

· Обсуждения возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

· Определения показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

· Корректировки планов с учетом предложенных поправок.

По задачам, стоящим перед предприятием, выделяют следующие виды бюджетов:

1. Генеральный бюджет и частные.

2. Гибкие и статические.

Генеральный бюджет. Охватывает всю хозяйственно-финансовую деятельность предприятия. Основная цель генерального бюджета- объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия на базе частных бюджетов.

При составлении генерального бюджета создаются:

· Прогнозный баланс;

· План прибылей и убытков;

· План движения денежных средств.

Генеральный бюджет любого предприятия состоит из двух частей:

1. Оперативного бюджета- части генерального бюджета, включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие отдельные статьи доходов и расходов предприятия.

2. Финансового бюджета- части генерального бюджета, включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

3. Формы бюджета не стандартизированы. Структура генерального бюджета зависит от:

· Объекта продукции;

· Размер предприятия;

· Степени квалификации разработчиков.

Этот документ должен содержать данные:

· О расходах;

· О доходах; о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

· О расходах материально-производственных в натуральном и стоимостном выражениях;

· По предприятию в целом и по подразделениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: