double arrow

Расчет точки безубыточности и ее анализ


Расчет точки безубыточности и ее анализ являются основными аспектами управления постоянными, переменными и затратами и объемом реализуемой продукции, работ, услуг. Такой подход позволяет определить, при каком объеме продаж предприятие будет безубыточным.

Точка безубыточности – это уровень физического объема продаж при заданной цене на протяжении отдельного периода времени (месяц, квартал, год), за счет которого предприятие покрывает издержки.

Точка безубыточности – элемент самоокупаемости. Продажи за пределами точки безубыточности – это элемент самофинансирования.

Расчет точки безубыточности необходим для профилактики банкротства.

Анализ точки безубыточности необходим для:

· определения критической производственной программы предприятия;

· оценки состояния предприятия;

· выработки стратегии его развития.

Таким образом, анализ безубыточности позволяет определить следующее:

· требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;

· зависимость прибыли предприятия от изменений торговой цены, переменных и постоянных издержек;

· значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат.

К преимуществам этого метода стоит отнести:

· простоту использования;

· наглядность при планировании прибыли;

· иллюстративность демонстрации;

· влияние операционных изменений на прибыльность предприятия;

· помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.

Метод анализа безубыточности обычно используется в следующих случаях:

· при введении в производство нового продукта;

· при модернизации производственных мощностей;

· при создании нового предприятия;

· при изменении производственной или административной деятельности предприятия.

Вместе с тем следует учесть отдельные ограничения и допущения при расчете точки безубыточности:

· цена продукта считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода;

· анализируется только один продукт или, в случае нескольких продуктов, смешанные продажи считаются стабильными;

· производственная эффективность считается постоянной величиной на протяжении всего расчетного периода;

· не учитываются изменения производственных запасов из периода в период;

· переменные издержки на производство единицы продукции считаются постоянными на протяжении всего расчетного периода;

· суммарные производственные издержки являются постоянными.

При производстве и сбыте одновременно нескольких продуктов необходимо учитывать, что они имеют различные цены и переменные издержки и различаются их доли взносов в распределение общих затрат, а следовательно, и точка безубыточности зависит от доли каждого продукта в смешанном объеме продаж.

Финансовый анализ и маркетинговый план

Перед менеджером встает проблема выбрать реальный подход к ценообразованию. С этой целью на вооружение должна быть принята логика анализа, ориентированная на ценообразование.

Управленческий учет ориентируется на том, что объем продаж выступает как исходный пункт при распределении затрат. Политика маркетинга предполагает, что ценообразование должно быть ориентированно на потребителя и затраты учитываться по нижний границе цены. Экономическая теория формирует ценообразование исходя из спроса с одной стороны и затрат с другой.

Продажа товаров, работ, услуг происходит не с одинаковым уровнем цен. Часть товаров может быть продана по высокой цене, часть – по более низкой цене. Для того чтобы решить проблему, необходимо сформировать модель ценообразования с учетом затрат. Здесь может быть два подхода.

1. определение критерия оценки решений. К таким критериям относят: текущий уровень прибыльности; желаемый целевой уровень прибыльности; соответствие цены стратегии фирмы.

2. определение приростной безубыточности для изменений цен – при каких условиях намечаемые изменения цен окажутся прибыльными.


Сейчас читают про: