Статические бюджеты

Статические бюджеты - это бюджет,. Рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации.

В статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного объема реализации.

Сопоставлением статического бюджета с фактически достигнутыми результатами учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозными. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. При сравнении фактических и плановых показателей определяется величина отклонения от статического бюджета. Она рассчитывается как разница между прогнозной и полученной прибылью.

Для более детального анализа используют гибкий бюджет.

Гибкий бюджет- это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного диапазона.

Гибкий бюджет учитывает изменения затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Он представляет собой динамическую базу для сравнения достоверных результатов с запланированными показателями. Для составления гибкого бюджета все затраты делят на переменные и постоянные.

Методика анализа отклонений фактических затрат от бюджетных производится на четырех уровнях.

Нулевой уровень. Здесь сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.

Первый уровень. На нем определяется, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Это возможно за счет:

· Изменения в объеме реализации;

· Изменения общей суммы затрат (отклонение от гибкого бюджета).

Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации. Статический бюджет включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. Такой анализ характеризует качество работы руководителя отдела сбыта.

Отклонения от гибкого бюджета характеризуются двумя факторами:

· Отклонениями в цене;

· Отклонениями в производительности труда (использования трудовых ресурсов).

Анализ отклонения от гибкого бюджета может детализироваться и углубляться по местам возникновения затрат.

При сравнении фактических показателей с плановыми (прогнозируемыми) используют понятие эффективности и производительности.

Эффективность хозяйствования (хозяйственной и финансовой деятельности) – это степень достижения поставленной цели.

Производительность использования ресурсов – степень использования трудовых ресурсов для достижения поставленной цели.

Здесь важно сопоставить результаты фактические с применяемыми стандартами.

Второй уровень. Здесь анализируются отклонения от гибкого бюджета по цене ресурсов. Запланированных и фактически затраченных.

Третий уровень. Предполагает анализ и оценку степени эффективности ресурсов. Здесь обращается особое внимание на стоимость материалов и их качество, так как низкое качество ресурсов потребует дополнительных затрат по исправлению брака, поэтому, достигнув экономии в цене, можно получить дополнительные затраты при производстве.

Сметное планирование

Сметное планирование включает два этапа:

1. Планирование – определение будущих целей;

2. Мониторинг (сопровождение) – анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.

Различают два подхода к расчетам смет.

1. Разработка смета с «нуля», как правило, для проектируемых новых предприятий или в том случае, когда предприятие меняет профиль работы.

2. Планирование от достигнутого – для стабильных предприятий, не меняющих профиль своей работы и не применяющих диверсификацию вида

Смета подразделяется по видам деятельности:

· По основной;

· По неосновным.

Составляются следующие сметы:

· Продаж (реализации продукции);

· Производства;

· Прямых материальных затрат (расхода основных материалов);

· Расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);

· Накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;

· Себестоимости реализованной продукции;

· Текущих периодических общехозяйственных расходов;

· Себестоимости реализованной продукции;

· Текущих периодических общехозяйственных расходов;

· Прибылей и убытков;

· Капитальных затрат;

· Движение денежных средств;

· Статей актива и пассива и др.

Смета продаж. Составляется для определения выручки в денежном выражении и служит основой, на которой базируются все другие сметы.

При планируемом объеме продаж в натуральном выражении отправным пунктом служит производственная мощность или прошлогодний объем продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж, а именно:

· контракты;

· изменение производственной мощности;

· ценовую политику;

· доходы населения;

· наличие конкурентов;

· изменения ассортиментной структуры.

Здесь важно сравнить фактические объемы продаж по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия. Управленческий персонал при этом исследует причины существенных отклонений и принимает меры по улучшению положения.

Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Объемы производства должны быть тщательно выверены со сметой продаж с целью сбалансированности производства и продаж в течение планируемого периода. Здесь важно определить степень использования производственных мощностей и запасов.

Смета прямых материальных затрат – количество необходимых для производственного процесса основных материалов, определяется как:

· ожидаемая величина необходимых в производстве материалов;

· желаемая величина запасов на конец года;

· запасы материалов на начало года.

Смета затрат на оплату труда – производственная программа, которая представляет собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Здесь важно имеющиеся ресурсы с прогнозной потребностью и минимизировать простои производственных мощностей.

Смета накладных расходов. Определяются расходы, обеспечивающие производственную деятельность. При крупных и сложных системах хозяйствования могут составляться дополнительные сметы, которые сводятся воедино. Такие сметы позволяют менеджерам сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут ответственность, и оценить деятельность каждого подразделения.

Смета себестоимости реализованной продукции. Составляется на базе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам товарных запасов, производственной программы, а также на базе данных смет прямых материальных затрат, затрат по оплате труда, накладных расходов. Эта смета определяет прогноз всех прогноз всех прибыльных и убыточных операций предприятия. Менеджеры могут проследить индивидуальные сметы и при низкой прибыли анализируют взаимосвязь объема продаж с собственным капиталом и эффективностью его использования.

Смета капитальных затрат. Она обобщает информацию по расширению производственных мощностей и обновлению основных фондов. Как правило, эта смета составляется на 5 лет с разбивкой по годам.

Смета движения денежных средств. Ее еще называют движением денежных потоков. Эта смета включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, недели, месяца и более длительный срок. При составлении данной сметы во внимание должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также те проекты, которые требуют денежных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: