Статические бюджеты - это бюджет,. Рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации.
В статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного объема реализации.
Сопоставлением статического бюджета с фактически достигнутыми результатами учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозными. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. При сравнении фактических и плановых показателей определяется величина отклонения от статического бюджета. Она рассчитывается как разница между прогнозной и полученной прибылью.
Для более детального анализа используют гибкий бюджет.
Гибкий бюджет- это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного диапазона.
Гибкий бюджет учитывает изменения затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Он представляет собой динамическую базу для сравнения достоверных результатов с запланированными показателями. Для составления гибкого бюджета все затраты делят на переменные и постоянные.
|
|
Методика анализа отклонений фактических затрат от бюджетных производится на четырех уровнях.
Нулевой уровень. Здесь сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статическим бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.
Первый уровень. На нем определяется, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Это возможно за счет:
· Изменения в объеме реализации;
· Изменения общей суммы затрат (отклонение от гибкого бюджета).
Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации. Статический бюджет включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. Такой анализ характеризует качество работы руководителя отдела сбыта.
Отклонения от гибкого бюджета характеризуются двумя факторами:
· Отклонениями в цене;
· Отклонениями в производительности труда (использования трудовых ресурсов).
Анализ отклонения от гибкого бюджета может детализироваться и углубляться по местам возникновения затрат.
При сравнении фактических показателей с плановыми (прогнозируемыми) используют понятие эффективности и производительности.
Эффективность хозяйствования (хозяйственной и финансовой деятельности) – это степень достижения поставленной цели.
Производительность использования ресурсов – степень использования трудовых ресурсов для достижения поставленной цели.
Здесь важно сопоставить результаты фактические с применяемыми стандартами.
|
|
Второй уровень. Здесь анализируются отклонения от гибкого бюджета по цене ресурсов. Запланированных и фактически затраченных.
Третий уровень. Предполагает анализ и оценку степени эффективности ресурсов. Здесь обращается особое внимание на стоимость материалов и их качество, так как низкое качество ресурсов потребует дополнительных затрат по исправлению брака, поэтому, достигнув экономии в цене, можно получить дополнительные затраты при производстве.
Сметное планирование
Сметное планирование включает два этапа:
1. Планирование – определение будущих целей;
2. Мониторинг (сопровождение) – анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того, как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.
Различают два подхода к расчетам смет.
1. Разработка смета с «нуля», как правило, для проектируемых новых предприятий или в том случае, когда предприятие меняет профиль работы.
2. Планирование от достигнутого – для стабильных предприятий, не меняющих профиль своей работы и не применяющих диверсификацию вида
Смета подразделяется по видам деятельности:
· По основной;
· По неосновным.
Составляются следующие сметы:
· Продаж (реализации продукции);
· Производства;
· Прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
· Расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
· Накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
· Себестоимости реализованной продукции;
· Текущих периодических общехозяйственных расходов;
· Себестоимости реализованной продукции;
· Текущих периодических общехозяйственных расходов;
· Прибылей и убытков;
· Капитальных затрат;
· Движение денежных средств;
· Статей актива и пассива и др.
Смета продаж. Составляется для определения выручки в денежном выражении и служит основой, на которой базируются все другие сметы.
При планируемом объеме продаж в натуральном выражении отправным пунктом служит производственная мощность или прошлогодний объем продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж с поправкой на факторы, влияющие на размер объема продаж, а именно:
· контракты;
· изменение производственной мощности;
· ценовую политику;
· доходы населения;
· наличие конкурентов;
· изменения ассортиментной структуры.
Здесь важно сравнить фактические объемы продаж по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия. Управленческий персонал при этом исследует причины существенных отклонений и принимает меры по улучшению положения.
Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Объемы производства должны быть тщательно выверены со сметой продаж с целью сбалансированности производства и продаж в течение планируемого периода. Здесь важно определить степень использования производственных мощностей и запасов.
Смета прямых материальных затрат – количество необходимых для производственного процесса основных материалов, определяется как:
· ожидаемая величина необходимых в производстве материалов;
· желаемая величина запасов на конец года;
· запасы материалов на начало года.
Смета затрат на оплату труда – производственная программа, которая представляет собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Здесь важно имеющиеся ресурсы с прогнозной потребностью и минимизировать простои производственных мощностей.
Смета накладных расходов. Определяются расходы, обеспечивающие производственную деятельность. При крупных и сложных системах хозяйствования могут составляться дополнительные сметы, которые сводятся воедино. Такие сметы позволяют менеджерам сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут ответственность, и оценить деятельность каждого подразделения.
|
|
Смета себестоимости реализованной продукции. Составляется на базе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам товарных запасов, производственной программы, а также на базе данных смет прямых материальных затрат, затрат по оплате труда, накладных расходов. Эта смета определяет прогноз всех прогноз всех прибыльных и убыточных операций предприятия. Менеджеры могут проследить индивидуальные сметы и при низкой прибыли анализируют взаимосвязь объема продаж с собственным капиталом и эффективностью его использования.
Смета капитальных затрат. Она обобщает информацию по расширению производственных мощностей и обновлению основных фондов. Как правило, эта смета составляется на 5 лет с разбивкой по годам.
Смета движения денежных средств. Ее еще называют движением денежных потоков. Эта смета включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, недели, месяца и более длительный срок. При составлении данной сметы во внимание должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также те проекты, которые требуют денежных расходов.