Ценообразование является важным разделом экономики фирмы и одной из задач управления коммерческой организацией. Формирование информации для принятия управленческих решений, касающихся назначения цены на выпускаемую продукцию, также является задачей управленческого учета.
Два вопроса назначения цены.:
- назначение суммы, которая будет стоять на ценнике товара (или в договоре продажи);
- определение минимально необходимого уровня, ниже которого продажа продукции становится невыгодной организации.
Первый вопрос относится преимущественно к компетенции маркетологов (маркетинговый анализ позволяет выявить функции спроса и предложения на данный товар и выработать меры по стимулированию спроса), а также лиц, принимающих идеологические и стратегические решения в данной организации, - собственники, высшие менеджеры, которые определяют минимальный размер наценки на продукции.
С позиций управленческого учета решают второй вопрос.
Установление цен на все изделия организации на уровне полной себестоимости, действительно, с точки зрения формирования финансовой отчетности позволит в целом за период все затраты и выйти на нулевой уровень финансовой регламентированности. Однако управленческие решения принимаются, как правило, не по выпуску в целом, а по отдельным видам изделий, заказам и т.д. Какая информация о затратах будет релевантной в этом случае? Какие затраты действительно связаны с производством именно этого изделия? Себестоимость изделия формируется лишь суммой переменных затрат по его изготовлению. Все остальные затраты относятся на изделие и результат неких процедур распределения, которые определяются специальными лицами в организации (например, бюджетным комитетом) и всегда носят субьективный характер. Необходимость покрытия переменных затрат при реализации продукции не вызывает сомнения, поэтому самой нижней границей цены можно считать переменную себестоимость.