double arrow

Внешние эффекты и их регулирование


Внешние эффекты или экстерналии – это результаты экономической деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Различают положительные и отрицательные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии – это затраты, а положительные экстерналии – это выгоды,которые не получают отражение в рыночных ценах и которые несут или получают экономические субъекты, не участвующие в рыночной сделке. Классическим примером отрицательных экстерналий являются различные формы загрязнения окружающей среды. Например, химический завод, выбрасывающий в атмосферу вредные вещества, создает отрицательный внешний эффект в виде потери выгоды или полезности от использования чистого воздуха для жителей данной местности. При этом население несет дополнительные затраты на поддержание здоровья, но эти затраты не включаются в издержки производства. Пример положительного внешнего эффекта: производитель фруктов получает выигрыш от расположенной рядом пасеки пчеловода, поскольку пчелы бесплатно опыляют его деревья.

Затраты/выгоды участников рыночной операции, связанные с производством или потреблением блага и включаемые в цену блага, называются частными издержками или выгодами ( и ) Дополнительные затраты/выгоды, связанные с внешними эффектами, называются внешними (экстернальными) издержками или выгодами ( и ). Сумма экстернальных и частных издержек и выгод дает общественные (социальные) затраты или выгоды: , .

Графически внешние эффекты могут быть представлены следующим образом.

Рост каждого вида издержек, вызванный некоторым увеличением производства блага, называются предельными частными издержками или выгодами, предельными внешними издержками или выгодами и предельными общественными издержками или выгодами: , , где

– предельные общественные издержки, – предельные частные издержки, – предельные внешние издержки, – предельные общественные выгоды, – предельные частные выгоды, – предельные внешние выгоды.

На рисунке 8.1.1а рыночное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой спроса, отражающей предельную общественную полезность данного блага и кривой предложения, отражающей его предельные частные издержки (точка с координатами и ). Однако в данном случае рыночное равновесие не является эффективным (оптимальным), поскольку рыночное ценообразование не учитывает предельные внешние издержки. Если производство данного блага сопровождается отрицательными внешними эффектами, то общественные предельные издержки включают и предельные внешние издержки. С учетом этого оптимальное состояние установилось бы в точке с координатами и . Из графика видно, что равновесная цена меньше, а равновесный объем больше оптимального уровня: , . Это означает, что следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и заниженная его цена.

Наоборот, следствием действия положительного внешнего эффекта является недопроизводства блага и заниженная его цена: и (рис. 8.1.1б). На рисунке 8.1.1б рыночное равновесие достигается в точке с объемом производства и ценой . Но поскольку потребление блага сопровождается положительным внешним эффектом, то предельная частная выгода от потребления данного товара меньше его предельной общественной выгоды (полезности). С учетом этого оптимальный объем производства должен был бы составить , а соответствующая ему цена – .

Из анализа внешних издержек следует, что в случае их существования рыночный механизм неэффективно распределяет ресурсы. А именно: количество ресурсов, которые распределяются на производство благ с отрицательными внешними эффектами превышает, а с положительными эффектами не достигает оптимального с точки зрения общества уровня.

Для устранения этого перекоса государство использует специальные меры по регулированию внешних эффектов. Это регулирование направлено на корректировку объема производства и потребления благ в сторону его увеличения в случае с положительными экстерналиями или в сторону его уменьшения в случае с отрицательными экстерналиями. Для этого могут использоваться как административные, так и экономические методы. Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения и т.п. Например, государство устанавливает стандарты загрязнения окружающей среды и штрафы при их нарушении. Экономические методы предполагают создание у производителей экономических стимулов для ограничения нежелательной деятельности. К ним относятся, прежде всего, налоги и субсидии. В частности, установление налога на благо с отрицательными экстерналиями в размере внешних предельных издержек сдвигает кривую предложения влево вверх, в результате чего выпуск блага уменьшается до оптимального уровня.

В случае положительных экстерналий используются субсидии потребителям (например, денежные выплаты бедным, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация и т.п.). Субсидии стимулируют спрос потребителей, кривая спроса сдвигается вправо вверх и тем самым достигается увеличение объема производства данного блага.