Во второй половине XX в. большинство стран в своем развитии перешло от общества-производителя, когда предложение порождало спрос, к обществу-потребителю, когда спрос порождает предложение. В этих условиях организации все чаще стали ощущать необходимость в изучении существующего и потенциального рынков сбыта, в оценке потребительского спроса и состояния конкурентов. Данные мероприятия входят в комплекс маркетинга. Для того чтобы структурировать маркетинговые мероприятия, установить последовательность их реализации и направить на выполнение целей предпринимательской деятельности, предприятие разрабатывает маркетинговую товарную стратегию. В развитых странах она рассматривается как ведущая функция управления и определяет рыночное и производственное направление деятельности предприятия.
Маркетинговая стратегия — это комплекс мероприятий по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) на основе запросов потребителей, направленный на максимизацию прибыли предприятия.
Основным принципом разработки маркетинговой и товарной стратегии является ориентация конечных результатов производств на реальные требования и пожелания потребителей. Для того чтобы реализовать данный принцип, организация (предприятие) должна:
1. всесторонне изучить состояние и динамику потребительского спроса на товар (услугу), использовать полученную информацию процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;
2. максимально приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования организации (т.е. выпускать такой товар, который удовлетворяет потребности потребителя и хорошо продается);
3. воздействовать на рынок и потребительский спрос всеми доступными для его формирования средствами;
1. развивать и поощрять в организации творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, к повышению качества продукции;
2. организовать доставку товаров в таких количествах, в такое время и в такое место, которые больше всего устраивают конечного потребителя;
3. обеспечить целевое управление процессом (научные разработки — производство — реализация — сервис);
4. своевременно выпускать на рынок новую, высококачественную продукцию;
5. разбивать рынок в зависимости от однородности групп потребителей и ориентироваться в своей деятельности на сегменты, где организация имеет потенциальные возможности (учитывая особенности определенных типов покупателей и их потребностей);
6. ориентировать маркетинговую стратегию на перспективу, на решение конкретных задач по завоевыванию рынка, расширению продаж (особенно на перспективных секторах рынка).
Маркетинговая стратегия организации включает ряд функциональных блоков:
1)Управление маркетинговой стратегией.
Управление маркетинговой стратегией включает руководство этапами ее разработки и внедрения:
1. сбор информации и ее анализ;
2. принятие и исполнение решений;
3. контроль над исполнением решений;
4. сопоставление результатов с целевыми установками маркетинговой стратегии;
5. устранение отклонений и исправление ошибок.
2)Анализ рынков и рыночных возможностей. Отправная точка раз работки маркетинговой стратегии организации — анализ рыночных
возможностей. Организация (предприятие) может найти их, работая с программой развития товара и рынка и обращая особое внимание на новые привлекательные сферы деятельности.
Важнейшим элементом процесса разработки маркетинговой стратегии является анализ состояния маркетинговой организации. Маркетинговая среда состоит из сфер, в которых организация должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Маркетинговая среда состоит из микросреды (организационная структура управления, поставщики, посредники) и макросреды (демографические, экономические, природно-климатические условия).
Для разработки маркетинговой стратегии необходимо тщательно изучить рынок. Существуют рынок индивидуальных потребителей, рынок предприятий и рынок промежуточных продавцов.
Рынок индивидуальных потребителей состоит из множества Мини-рынков, таких как, мини-рынок потребителей разных национальностей или религий, мини-рынок совершеннолетних молодых людей, мини-рынок пожилых людей и т.п. На поведение покупателей при выборе товар оказывают влияние: факторы культурного порядка. Факторы личного порядка, факторы психологического порядка и т.п.
Для внедрения маркетинговой стратегии организации необходимо выявить своих целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке. Для этого нужно: осознание проблемы, поиск информации, оценка варианта решения о покупке, реакция на покупку.
Рынок предприятий — это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем производстве для перепродажи или перераспределения. К таким рынкам относятся: рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и услуг.
Рынок промежуточных продавцов состоит из лиц и организаций, приобретающих и продающих товары, произведенные другими. Промежуточным продавцам необходимо принимать решения относительно поставщиков, цен, условий поставок и товарного ассортимента. В небольших оптовых или розничных организациях закупки могут осуществляться одним или несколькими лицами, в крупных организациях — специальным отделом закупок.
Процесс разработки маркетинговой стратегии включает в себя исследование величины текущего и будущего спроса на товар, который организация собирается выводить на рынок. Существует ряд направлений маркетинговой стратегии.
1. Направление массового маркетинга используется, когда организация принимает решение о массовом производстве одного товара, его массовом распространении и пытается привлечь к нему внимание покупателей всех возможных групп.
2. Направление товарно-дифференцированного маркетинга используется, когда фирма решает производить два и более товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке с целью предложить рынку большее видовое разнообразие товара в сравнении с конкурентами.
3. Направление целевого маркетинга организация выбирает, когда принимает решение о разграничении различных групп потребителей, составляющих рынок, и разработке соответствующих товаров и комплексов маркетинга для каждого целевого рынка.
На современном этапе в промышленно развитых странах наблюдается переход от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к методам целевого маркетинга. Такая политика организаций в большей мере помогает выявлять рыночные возможности и создавать товары, наиболее полно удовлетворяющие потребности отдельных целевых рынков.
Основными мероприятиями целевого маркетинга являются сегментирование рынка, выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара на рынке.
3.Сегментирование рынка представляет собой разделение рынка на такие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. При потребительском маркетинге основаниями для сегментирования служат географические, демографические, психографические и поведенческие переменные. Сегментирование рынков товаров промышленного назначения можно проводить по разновидностям конечных потребителей, по весомости заказчиков, по их географическому местоположению.
4)Отбор выбранных сегментов. После проведения сегментирования рынка производителю товара необходимо отобрать один или несколько наиболее выгодных для себя сегментов рынка. Но для этого сначала предстоит решить, какое именно количество сегментов следует охватить. В данном случае многое зависит от ресурсов организации, степени однородности продукции рынка, этапа жизненного цикла товара и маркетинговых стратегий конкурентов. Сегменты рынка чаще можно оценивать как с позиции присущей им привлекательности, так и с точки зрения сильных деловых сторон, которыми фирма должна обладать, чтобы добиться успеха в конкретном сегменте.
6)Позиционирование товара. Выбор конкретного рынка определяет и круг конкурентов организации, и возможности позиционирования товара. Изучив позиции конкурентов, организация решает, занять ли место, близкое к одной из позиций конкурентов, или попытаться заполнить выявленную на рынке нишу. Если организация принимает решение занять позицию рядом с одним из конкурентов, то она должна дифференцировать предложение своего товара за счет его цены, качественных отличий и т.п.
Приняв решение о рыночном позиционировании, организация приступает к внедрению маркетинговой стратегии — применяет товарную стратегию.