Одна из основных задач финансового планирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. В первом приближении эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных финансовых показателей бизнеса предприятия, сосредоточенных в прогнозных финансовых отчетах. В качестве таких отчетов используются баланс и отчет о прибыли. Этим может ограничиться процедура бюджетирования, но полученные бюджетные оценки носят ориентировочный характер — финансовый директор может лишь приближенно оценить, сколько потребуется дополнительных финансовых ресурсов.
Суть подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличивается сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании.
|
|
В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют:
1) предварительный этап (этап обнаружения и оценки проблемы) и
2) этап непосредственного решения проблемы.
На предварительном этапе рассматриваются следующие вопросы:
1) прогнозирование дополнительных объемов основных и оборотных средств на планируемый период,
2) прогнозирование дополнительных собственных и заемных финансовых источников, которые появляются в процессе нормальной деятельности предприятия,
З) оценка объема дополнительного финансирования как разницы между дополнительным объемом активов и дополнительным объемом задолженностей и капитала.
Этап решения проблемы представляет собой последовательность действий следующего содержания:
Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.
Шаг 2. Прогноз баланса предприятия на планируемый год.
Шаг 3. Выработка решения об источниках дополнительного финансирования (на этом этапе потребуются итеративный пересчет основных показателей баланса и отчета о прибыли).
Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей.
Каждый из шагов требует более детального рассмотрения, что и будет сделано ниже.
Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год. Для осуществления такого прогноза необходимо задаться следующими исходными данными:
|
|
1. Прогноз продаж на планируемый год. Эта задача решается маркетинговыми специалистами предприятия. Причем в рамках рассматриваемого метода решение производится в очень укрупненном виде — в виде процента роста общего объема продаж, не разбитого на отдельные товарные группы. К примеру, главный маркетолог предприятия должен обосновать, что в планируемом году продажи возрастут на 10 %.
2. Предположения относительно коэффициентов операционных затрат. В частности, можно предположить, что эти проценты остаются такими же, как и в текущем году, издержки растут пропорционально продажам. В более сложных случаях необходимо производить прогноз издержек отдельно.
З. Ставки процентов по заемному капиталу и краткосрочным банковским кредитам. Эти проценты выбираются исходя из опыта общения финансового менеджера с банковскими фирмами.
4. Коэффициент дивидендных выплат, который выражает собой долю прибыли, выплачиваемую собственникам (устанавливается в процессе общего корпоративного управления).
Основная цель прогноза отчета о прибыли состоит в том, чтобы оценить объем будущей прибыли предприятия и той ее доли, которая будет реинвестирована в предприятие.
Шаг 2. Прогноз баланса предприятия на планируемый год осуществляется при следующих допущениях.
1. Принимается, что все участвующие в производстве активы предприятия изменяются пропорционально объему продаж, если предприятие работает с полной производительностью. Если предприятие не использует свои основные средства на полную мощность, то основные средства изменяются не пропорционально объему продаж. В то же время принимается, что денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы изменяются пропорционально объему продаж, т. е. концептуально предполагается, что оборачиваемость текущих активов компании не изменится.
2. Задолженности предприятия и собственный капитал должны увеличиваться в случае роста величины активов. Этот рост происходит не автоматически. Необходимо специальное решение финансового менеджера о дополнительных источниках финансирования. 3. Отдельные обязательства, такие, как кредиторская задолженность и начисленные обязательства, изменяются пропорционально объему продаж спонтанно, так как рост продаж приводит к увеличению масштаба деятельности предприятия, связанной с закупками сырья и материалов и с использованием работников. Увеличение величины нераспределенной прибыли, как дополнительный источник финансирования, оценивается с помощью прогнозного отчета о прибыли.
4. Разность между спрогнозированным объемом активов и спрогнозированным объемом задолженностей и капитала представляет собой искомый объем дополнительного финансирования.
5. Эта разность должна быть покрыта за счет дополнительных задолженностей (банковская ссуда, векселя к оплате, долгосрочный банковский кредит, объем эмиссии облигаций предприятия) и вновь привлеченного собственного капитала. Решение о распределении дополнительных потребностей по отдельным категориям есть прерогатива финансового директора.
Шаг 3. Выработка решения об источниках дополнительного финансирования - это процедура выбора между собственными и заемными средствами.
К собственным средствам относятся:
• акционерный капитал;
• нераспределенная прибыль.
К заемным средствам относятся:
• банковская ссуда;
• кредитные ценные бумаги (векселя);
• торговый кредит;
• просроченная задолженность поставщикам;
• факторинг (продажа дебиторской задолженности).
Решения об источниках принимаются на основе (i) состояния компании, (ii) состояния финансового рынка и (iii) предлагаемых кредитором условий финансирования.
Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются, чтобы контролировать и балансировать пропорции собственных и заемных средств, а так же определять эффективность выбранных источников финансирования и их влияния на эффективность деятельности компании в целом. Если обнаруживается, что предприятие имеет финансовые показатели ниже уровня средних значений по отрасли, то это должно восприниматься как неудовлетворительное планирование деятельности предприятия.
|
|
Все особенности метода прогнозных финансовых отчетов рассмотрены ниже подробно с помощью конкретного примера. Использованная для расчета программа содержится в электронном приложении к книге в разделе Software3/Support3. Акционерная компания холдингового типа «JVI» планирует в следующем году такие показатели, представленные в таблице 2.2.1. Данное предприятие является достаточно крупным, и финансовый директор просто хочет оценить объем суммарного (консолидированного) финансирования по всему холдингу.
Таблица 2.2.1.
В соответствии с первым шагом процедуры метода составляем отчет о прибыли. В таблице 2.2.2 приведен формат отчета о прибыли, который соответствует рассматриваемому методу. На данном этапе мы рассмотрим только первые три колонки таблицы 2.2.2, которые соответствуют первому приближению.
Таблица 2.2.2.