Тема 2. Английская революция XVIIв

В современной английской историко-правовой литературе существует мнение, что первая Конституция феодального типа появилась в 1215 г., когда король Иоанн Безземельный под влиянием крупных баронов и священнослужителей подписал Великую хартию вольностей, определяющей отношения монарха и подданных. В документе были зафиксированы: свободы подданных, неприкосновенность церкви, имущества и личности. Отныне король не мог устанавливать налоги без согласия аристократической королевской курии, которая с 1265 г. стала называться парламентом. Так было положено начало английскому классическому парламентаризму, появление которого ознаменовало переход части королевского суверенитета к подданным.

В XIV в. парламент был разделен на две палаты: верхнюю наследственную палату лордов, назначаемую королем из крупных земельных собственников, и нижнюю выборную открытым голосованием палату общин (избирались по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от города). В XV в. парламентарии уже обладали иммунитетом. Постепенно функции парламента расширяются. Он имеет право законодательной инициативы, петиции, издания статутов, имеющих силу закона. Парламент устанавливает контроль за государственным управлением через институт "импичмента". Палата общин возбуждала судебное преследование в отношении тех представителей королевской администрации, которые совершали злоупотребления при выполнении служебных обязанностей. Палата лордов превратилась в парламентский суд, а палата общин становилась большим жюри присяжных заседателей. Таким образом, средневековый английский парламент в своем развитии достиг значительных успехов и был наиболее активным среди сословно-представительных органов европейских государств.

При абсолютизме английский парламент продолжал свою деятельность, хотя его правомочия были несколько ограничены королем. Так, королевская власть практикует издание ордонансов, имевших силу закона, проверяет правильность поведения парламентских выборов и созывает заседания парламента по своему усмотрению и т.д. Выборы в парламент становятся привилегией. Были изданы законы, определявшие пассивное и активное избирательное право. В графствах активным избирательным правом могли пользоваться только те лица мужского пола, которые проживали в графстве и имели земельную собственность, дающую не менее 40 шиллингов годового дохода после уплаты всех налогов. Пассивное избирательное право распространялось только на лиц дворянского происхождения.

Вся территория королевства была разделена на 35 графств. На местах действовали две системы управления: выбираемая местным населением и назначаемая королем. В графствах периодически собирались собрания из священнослужителей и землевладельцев для отправления правосудия и избрания представителей в парламент от графства. Общинные и приходские собрания занимались разрешением местных дел. Такое же самоуправление было организовано в городах, во главе которых стояли выборные мэры. Высшим должностным лицом являлись шерифы, назначаемые королем сроком на один год. Представителем короля в графстве был мировой судья, который обязан был охранять мир и безопасность, привлекая к работе нескольких лиц, знающих законы страны.

Английская буржуазная революция XYII в. – королевская власть в Англии к началу XYII в. стала оплотом отживающих феодально – абсолютических порядков, а экономически и социально усиливающиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей.

Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. – к буржуазной революции получившей название '' Великий мятеж ''.

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа;

Ø конституционный этап (1640 – 1642 гг.);

Ø первая гражданская война (1642 – 1646 гг.);

Ø борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 – 1649 гг.);

Ø индепендентская республика (1649 – 1653 гг.);

Идеологическим оружием оппозиции абсолютизму явилось широкое общественное религиозно – политическое движение - пуританизм.Сложность социально- политического состава и религиозных воззрений пуританского движения привела к тому, что внутри их лагерей в предверии и ходе революции сложились три главных политических течения.

Ø пресвитериан – к которым относились крупная буржуазия и земельная аристократия. Их требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля;

Ø индепенденнтов –представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления ограниченной конституционной монархии, признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных;

Ø левеллеров – выделившихся из индепендентского течения и пользовавшихся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего избирательного права (для мужчин),возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права.

Конституционный этап

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент;

С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.

Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта;

Ø ''трехгодичный акт '',предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

Ø билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;

Ø Великая Ремонстрация, содержавшая обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, о политической ответственности должностных лиц перед парламентом; выдвигались также требования произвести реформацию церкви.

Долгий парламент ликвидировал чрезвычайные королевские суды – '' Звездную палату '' и '' Высокую комиссию '', уничтожил монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалил из парламента, привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако пресвитериане

(лендлорды и крупная буржуазия), занявшая господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный

Первая гражданская война

В конце лета 1642 г. король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война – роялистами («кавалерами») и сторонниками парламента («круглоголовыми»). Были созданы регулярные армии.

Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем.

Зимой 1645 г. в соответствии с «Ордонансом о новой модели», принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.

Вторая гражданская война

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии – верховенство парламента, осуществлявшего власть вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевским войсками сочли революцию в основном законченной.

Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 г.:

Ø уничтожено рыцарское держание и все вытекающие из него повинности в пользу короны;

Ø с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции;

Ø было приостановлено действие законодательства против огораживания;

Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры («уравнители») стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.

Индевенденская республика

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была

упразднена);

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года;

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет,который нес ответственность перед парламентом;

Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и '' кавалеров '', новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией,обогатила буржуазию и новое дворянство;

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований;

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, установили режим военной диктатуры – протекторат Кромвеля (1653 – 1658 гг.).Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

Функции Государственного совета:

· противодействие восстановлению монархии;

· управление вооруженными силами страны;

· установление налогов;

· управление торговлей и внешней политикой страны.

'' Славная революция ''

Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 г. в Англии была формально восстановлена республика, однако напуганные усилением демократического движения буржуазия и джентри стали склоняться к '' традиционной монархии '';

В 1660 г. совершилась реставрация Стюартов, которые санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции;

''Славная революция '' (переворот 1688 – 1689 гг.) оформила компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократии.

Парламентарии объединились в две политические партии: тори (консерваторы) сторонники короля, виги (либералы) приверженцы парламента, под давлением которых в 1679 г. Был принят закон Хабеас Корпус акт или "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями", согласно которому гражданин может быть арестован исключительно по приказу суда. Он мог быть освобожден под залог до начала дела в суде. Данный конституционный документ гарантировал неприкосновенность личности и вводил принцип законности.

В 1689 году в Англии был издан Билль о правах, который утверждал верховенство парламента в области законодательства. Король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого-либо из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Но за ним сохраняется право абсолютного вето. Для обеспечения независимости членов парламента Билль объявил свободу выборов, прений, петиции и запретил применять наказание, непредусмотренное законом. В 1701 году в Англии появился "Акт об устроении" или "Закон о престолонаследии", который определял порядок престолонаследия и подтверждал переход части прерогативов королевской власти в пользу парламента. Отныне запрещалось совмещение звания члена палаты общин с занятием государственной должности. Акт фиксировал принцип контр-ассигнатуры, согласно которому ордонансы, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра.

В этом документе был юридически закреплен принцип несменяемости судей. Отстранить их от должности можно только по решению парламента.

Тем самым судебная власть была отделена от исполнительной и окончательно восторжествовал принцип разделения властей. Таким образом, к концу XVIII века в Англии были введены в действие три закона (Хабеас Корпус акт, Билль о правах, Акт об устроении), которые и составили конституцию английской монархии. Особенность конституции этой страны состоит в том, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с писанными законами важную часть английской Конституции составляют неписаные, условные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. К ним относятся, например, непосещение королем заседаний правительства; формирование последнего из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров перед парламентом подкреплялась правом палаты общин предавать любого министра суду.

Происходит дальнейшее укрепление английского парламентаризма, который становится узкосоциальным. По закону 1701 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов стерлингов в городах. Высокий имущественный ценз обеспечивал господство собственников в парламенте, в частности аристократии из сельской местности. В 1716 году был увеличен срок полномочий палаты общин с 3 до 7 лет. Это способствовало известной независимости парламента от избирателей. Заседания парламента по средневековой традиции проходили тайно и сведения о его работе не разглашались.

Крупная английская промышленно-финансовая буржуазия не была согласна с преобладанием в парламенте аристократии и требовала проведения реформы избирательного права. XIX век ознаменовался величайшими нововведениями в области английского избирательного права.

Первая избирательная реформа была проведена в 1832 году. 56 сельских поселений с населением менее двух тысяч человек были лишены представительства в парламенте, а для оставшихся оно было сокращено с двух до одного. Освободившиеся 146 депутатских мест в палате общин были предоставлены: 66 городам, 65 графствам, остальные 15 Шотландии, Ирландии и Уэльсу. Избирательное право получили лишь плательщики высокого подоходного налога (10 фунтов стерлингов). Возрастной ценз для мужчин 21 год. Ценз оседлости 6 месяцев. Женщины избирательного права не имели. В результате число избирателей за счет собственников возросло с 247 тысяч до 376 тысяч человек.

Вторая избирательная реформа состоялась в 1867 году. Право участвовать в выборах получили: в графствах землевладельцы, имевшие годовой доход 12 фунтов стерлингов, в городах собственники и арендаторы, внесенные в налоговые списки, а также квартиросъемщики. Эта реформа привела к увеличению избирательного корпуса до 1 миллиона человек. Третья избирательная реформа 1884 года упразднила имущественный ценз для городского населения. Отныне в сельской местности право голоса имели: мелкие арендаторы, владевшие в течение одного года недвижимостью, дающей доход не менее 10 фунтов стерлингов; лица, проживающие постоянно в избирательном округе; лица с университетским образованием. В итоге, число избирателей увеличилось до 5,5 млн. человек.

В 1885 году было проведено перераспределение избирательных округов из расчета 50 тысяч избирателей на один округ (один депутат от округа). В Англии существовала мажоритарная избирательная система, при которой на стадии определения результатов выборов учитывалось относительное большинство голосов. В результате избирательных реформ соотношение сил между палатой лордов и палатой общин изменилось в пользу последней. Дуалистическая монархия трансформировалась в парламентарную. Этот факт юридически закрепил акт о парламенте 1911 года, который устанавливал, что финансовый акт, принятый палатой общин, не нуждался в одобрении лордов. Но громоздкий и медлительный английский парламент не мог обеспечить быстрое разрешение государственных дел, многие из которых переходят к ведению правительства. Постепенно высшие органы исполнительной власти начинают возвышаться над самим парламентом. Надвигается кризис английского парламентаризма, который выражается: а) в ослаблении его законодательной деятельности; б) в утрате им контроля за деятельностью правительства; в) в подчинении парламента правительству. Об этом свидетельствуют следующие данные:

1) Было покончено с одной из важнейших парламентских вольностей свободой прений. Это привело к прекращению парламентской дискуссии. Парламентарии были ограничены в возможности подвергнуть обсуждению деятельность правительства;

2) Право законодательной инициативы монопольно закреплялось за правительством. Без его одобрения ни один билль не мог пройти через парламент. Палата общин препоручает (делегирует) правительству свое право издавать нормативные акты, имеющие силу закона, с последующим их формальным одобрением парламентом. Так возникло в Англии делегированное законодательство;

3) В 1911 году депутаты палаты общин стали больше получать жалованье. Это имело большое значение для третьей политической партии лейбористской (рабочей), которая образовалась в 1906 году. В конце XIX века и начале XX века английский парламент превратился в орган, находившийся в полном подчинении правительства, располагавшим необходимым большинством в нижней палате. Строгая дисциплина предопределяла подчинение депутатов от той или иной партии своему лидеру, который, имея большинство в парламенте, становился премьером. Он сохранял всю власть в отношении депутатов от своей партии. Таким образом, парламент уступил свое ведущее место в политической системе правительству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: