В условиях перехода к рыночным отношениям все шире становится участие в хозяйственной деятельности Украины иностранных предприятий и организаций. С другой стороны, и украинские хозяйствующие субъекты все настойчивее проникают в предпринимательскую деятельность зарубежных государств. Чаще стали возникать и хозяйственные споры между предприятиями и организациями различных государств. Возникает вопрос, где и кто должен разрешать эти споры.
Принципиальный ответ на эти вопросы дает ст. 1 ХПК Украины, в которой указывается, что иностранные предприятия, организации, учреждения, а с учетом последующих изменений ХПК и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вправе обращаться в хозяйственные суды Украины за защитой своих нарушенных прав и интересов. Правовой статус иностранных субъектов в хозяйственном процессе Украины довольно четко определен в упоминавшемся ранее Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанное в Киеве участниками Содружества Независимых Государств 20 марта 1992 г. и ратифицированное Верховной Радой 19 декабря 1992 г. (далее — Киевское соглашение).
Этим Соглашением установлено, что предприятия и организации, расположенные на территории стран СНГ, подписавших его, могут беспрепятственно обращаться в арбитражные (хозяйственные) суды других стран СНГ и пользоваться там правами и нести обязанности, равные с хозяйствующими субъектами страны, в которой будет рассматриваться спор. Эти споры должны рассматриваться, как правило, арбитражными (хозяйственными) судами страны-ответчика. Однако Соглашение предоставляет право спорящим сторонам заключать соглашение, согласно которому дело может разрешаться в суде любого государства спорящих сторон. Соглашение содержит и
целый ряд конкретных процессуальных норм о порядке разрешения таких споров. Но более обстоятельно эти вопросы разрешены в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах, которая была принята в Минске "23 января 1993 г. Российской Федерацией, Белоруссией, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном, Арменией и ратифицирована Верховной Радой Украины 10 ноября 1994 г.
Минская конвенция, в частности, установила, что иски к юридическим лицам предъявляются в судах государства-участника Конвенции, на территории которого находится орган управления юридического лица, его представительства, филиала. Но иски о праве собственности на недвижимое имущество должны предъявляться в суды по месту нахождения этого имущества. А споры, вытекающие из договора перевозки с участием транспортных организаций-ответчиков, рассматриваются в судах по месту нахождения управления транспортной организации, к которой предъявлялась претензия.
Следовательно, здесь, как и по внутригосударственным спорам, действует специальная исключительная подсудность.
Хотя Киевское соглашение и Минская Конвенция разрешили целый ряд важных вопросов по рассмотрению споров между предприятиями и организациями различных государств, однако их действие распространяется только на спорящие стороны стран СНГ, да и то не всех. Этот недостаток в определенной мере устраняется дополнительным XV разделом ХПК «Судопроизводство в делах с участием иностранных предприятий и организаций». Он содержит всего три статьи, но имеющих важное принципиальное значение.
В ст. 123 ХПК говорится, что иностранные предприятия и организации имеют право обращаться в хозяйственные суды согласно установленной подведомственности и подсудности хозяйственных споров за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Указывается, что иностранные предприятия и организации имеют процессуальные права и обязанности наравне с предприятиями и организациями Украины.
Таким образом, эта норма по существу повторяет ст. 11 ХПК и находится в соответствии с п. 1 Киевского Соглашения. Но в то же время в ней указывается, что законодательством Украины могут быть установлены соответствующие ограничения в отношении предприятий и организаций тех государств, законодательством которых ограничиваются процессуальные права предприятий или организаций Украины. Следовательно, тем самым защищается международный паритет прав украинских юридических лиц и граждан в хозяйственных отношениях с предприятиями и организациями иностранных государств.
Анализ этой нормы вызывает недоуменный вопрос: а распространяется ли ее действие на физических лиц иностранных государств, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица? Ответа на этот вопрос нет и в ст. 1 ХПК, которая говорит о предприятиях, учреждениях, организациях и других юридических лицах, в том числе иностранных, но умалчивает о физических лицах иностранных государств, хотя в ней прямо указывается о праве украинских граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, обращаться в хозяйственный суд. Очевидно, это пробел как ст. 1 ХПК, так и ст. 123 ХПК. Думается, нет никаких оснований проявлять дискриминацию в отношении иностранных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, по сравнению с гражданами Украины. Следовало бы это устранить в новом ХПК Украины.
Не лишне заметить, что в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации указывается, что в арбитражные суды РФ наряду с иностранными и международными организациями могут также обращаться осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства. Думается, что такое решение вопроса является более удачным, последовательным и демократичным, чем в ХПК Украины.
Ст. 124 ХПК устанавливает, что дела с участием иностранных организаций хозяйственный суд рассматривает, (если местонахождением ответчика является территория Украины. Норма сформулирована недостаточно ясно, т.к. не видно, кто в этом случае выступает в роли ответчика — иностранная организация или украинская. Очевидно, она имеет в виду оба эти варианта, в частности и тот, когда истцом является нерезидент, а ответчиком резидент.
Та же правовая норма конкретизирует подведомственность споров хозяйственным судам по отдельным категориям, указывая, что к их ведению относятся споры при местонахождении филиала, представительства, иного обособленного подразделения иноземного предприятия или организации на территории Украины, а также в тех случаях, когда иностранное предприятие или организация имеют на территории Украины недвижимое имущество, в отношении которого возник спор. Опять-таки следует подчеркнуть, что и в этих случаях иностранное предприятие или организация могут выступать как в роли истца, так и ответчика.
В тех случаях, когда в хозяйственном суде иск предъявляется к иностранному государству или оно привлекается в процесс в качестве третьего лица, наложение ареста на имущество или денежные средства, которые принадлежат иностранному государству и находятся на территории Украины, а также применение к нему иных мер обеспечения иска, обращение принудительного взыскания на это имущество допускается лишь с согласия компетентного органа этого государства, если иное не предусмотрено законами Украины или международными договорами (ст. 125 ХПК). Следовательно, здесь определен судебный иммунитет по хозяйственным спорам, исходя из законов Украины, ратифицированных Верховной Радой Украины.
Из анализа трех перечисленных норм видно, что ХПК Украины довольно скупо регламентирует порядок рассмотрения дел с участием иностранных предприятий и организаций. В России этой проблеме уделяется значительно больше внимания. В частности, кроме упомянутого выше вопроса о допуске в процесс иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся предпринимательской деятельностью, конкретно перечисляются соответствующие категории споров; говорится о процессуальных последствиях в случае рассмотрения иностранным судом спора о том же предмете, между теми же лицами, по тем же основаниям; о порядке выполнения поручений судов иностранных государств и даче им таких поручений.
Думается, что в новом ХПК Украины желательно расширить раздел о судопроизводстве по делам с иностранными лицами, не только дополнив его нормой о допуске в процесс отдельных граждан и лиц без гражданства, занимающихся предпринимательской деятельностью, но
и включить в него оправдавшие себя на практике нормы из Киевского Соглашения и Минской Конвенции и заслуживающие внимания некоторые нормы АПК Российской Федерации.
Это будет способствовать более эффективной защите прав субъектов хозяйственной деятельности как Украины, так и зарубежных.
Следует отметить, что проект нового ХПК устраняет неясность права участия иностранных граждан в хозяйственных судах Украины указанием на то, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности (т.е. как юридические лица, так и отдельные граждане) вправе обращаться в хозяйственные суды Украины в установленном законом порядке (ст. 275).