v *
Банкротство как социально-экономическое явление известно издавна. В древнем Риме несостоятельного должника — свободного гражданина можно было обратить в раба или продать в рабство. В условиях феодализма свободный землепашец за неуплату долгов мог стать крепостным. На Востоке неисправный должник подвергался унизительным физическим наказаниям, вплоть до убийства.
Следовательно, в старину банкрот нес ответственность не имущественными интересами, а своими личными правами.
В условиях капиталистических отношений банкротство имеет широкое распространение. В результате постоянной жестокой конкуренции многие маломощные предприятия, фирмы разоряются, становясь банкротами. В развитых странах подробно разработано законодательство о порядке признания предпринимателя банкротом и о последствиях для его имущественных прав.
В условиях Советского Союза само понятие «банкрот» не признавалось, хотя несостоятельных хозяйствующих субъектов, особенно в области сельского хозяйства, было огромное количество. Многие колхозы и совхозы были убыточными, но никто не ставил вопрос о их ликвидации. Государство постоянно списывало с них долги, покрывая их убытки за счет успешно работающих, или присоединяя немощные хозяйства к сильным, рентабельным. Государство могло себе это позволить, поскольку существовала единая государственная собственность, к которой по существу относилась и колхозная.
|
|
В новых условиях хозяйствования, когда внедряется полный хозрасчет во взаимоотношениях субъектов предпринимательства, когда имущество каждого из них
обособлено от имущества других и государства, любой предприниматель должен рассчитывать только на себя. В связи с этим невольно возник вопрос о положении в экономике тех субъектов, которые оказываются несостоятельными, ненадежными партнерами своих контрагентов и, как правило, бесполезными для государства.
Встал вопрос об использовании «буржуазного» понятия банкротства, о правовом регулировании его с целью, с одной стороны, содействия несостоятельным предприятиям встать на ноги, с другой — защитить интересы их кредиторов и в определенной мере государства.
Закон Украины от 14 мая 1992 г. «О банкротстве» определил понятие банкротства в наших условиях и сформулировал основные положения судопроизводства по этим делам. Первоначально к использованию Закона хозяйственники обращались редко. Так, в Одесской области в 1992 г. экономически несостоятельными были объявлены двадцать предприятий. А через несколько лет их было уже около 6 тысяч1.
Еще более впечатляющая картина по всем хозяйственным судам Украины. Председатель Высшего арбитражного суда Д. Притыка в сообщении об итогах работы судов в 2000 г. указывал, что с 1996 г. по 2000 г. в стране рассмотрено свыше 30 тысяч дел о банкротстве. Учитывая важное значение этих дел в арбитражных судах, были созданы специальные коллегии для их рассмотрения2.
|
|
Применение на практике Закона о банкротстве 1992 г. показало существенные недостатки в решении им целого ряда вопросов. Для устранения их в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения, Верховная Рада 30 июня 1999 г. приняла Закон о банкротстве в новой редакции, назвав его «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (в дальнейшем — Закон). Новое название Закона подчеркивает главную цель его — принятие мер по сохранению должника как субъекта предпринимательства, и только если это не удастся — признание его банкротом. В этом выражена высокая гуманная роль Закона, учитывающая прежде всего интересы должника, а потом уже кредиторов и государства..
1 В. Славин. По сути хозяйственный суд // Одесские известия. — 21 февраля, 2001 г.
2 См.: Право Украины.— 2001. — № 3. — С. 9.
В новом Законе по сравнению с Законом 1992 г. существенно изменено само понятие банкротства и его признаки. В ст. 1 Закона 1999 г. указывается, что «неплатежеспособность — неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнять после наступления установленного срока уплаты денежных обязательств перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также выполнять обязательства в отношении уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как после возобновления платежеспособности».
В ст. 6 того же Закона говорится, что дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику в общей сложности составляют не меньше трехсот минимальных заработных плат. По Закону 1992 г. такого ограничения минимальной суммы требований кредиторов не было. Это приводило порой к возбуждению длительной, сложной и дорогостоящей процедуры на незначительные суммы, что негативно отражалось как на интересах сторон, так и государства.
В той же ст. 6 Закона 1999 г. устанавливается минимальный срок, по истечении которого можно обращаться в суд при неудовлетворении должником требований кредиторов после окончания времени их погашения. Этот срок равен трем месяцам (если иное не предусмотрено тем же Законом). Ранее, по Закону 1992 г., он равнялся одному месяцу.
Следовательно, и в этом новый Закон создает более благоприятные условия должнику для погашения задолженности кредиторам с тем, чтобы предотвратить их обращение в суд.
Наконец, Закон 1999 г. дает четкое легитимное определение банкротства, указывая: «банкротство — признанная арбитражным судом неспособность должника возобновить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как, с применением ликвидационной процедуры» (ст. 1).
Как правильно отмечается в литературе, судопроизводство по делам о банкротстве существенно отличается; от процедуры по другим исковым хозяйственным спорам. Хотя основные положения порядка ведения процесса, установленные ХПК, распространяются и на дела об банкротстве, но они должны применяться с учетом Закона 1999 г. Довольно пространный и в основном убеди-,
тельный анализ отличия судопроизводства по исковым делам от дел по банкротству дал Б. Поляков в статье «Совершенствование процессуального законодательства о банкротстве», в которой он отметил, что по делам о банкротстве участвуют иные процессуальные субъекты со специфическими правами и обязанностями, порядок возбуждения и ведения дела, правомочия судьи, его положение в процессе резко отличаются от того, что имеет место в исковом производстве1. Соглашаясь в основном с замечаниями Б. Полякова, в то же время нельзя признать правильной его позицию о правовом положении судьи в процессе о банкротстве. Он пишет, что «в процедуре банкротства роль судьи сводится к оценке действий участников законодательству», «... судья и участники процедуры банкротства — это звенья одной цепи»2. То есть Б. Поляков принижает роль судьи в процессе, ставит его на один уровень с другими участниками. С этим согласиться нельзя. И в исковом, и в производстве о банкротстве судья является главным участником процесса, который возбуждает производство по делу, организует, направляет, контролирует действия других участников процесса и принимает решение по спору.
|
|
На особый порядок производства по делам о банкротстве указывает и В.Щербина, посвящая ему специальный раздел XIV в учебном пособии «Арбитражный процесс»3.
Обоснованность этой позиции подтверждается при рассмотрении основных положений и норм, регулирующих судопроизводство о банкротстве.
§ 2. Участники процесса в делах о банкротстве
Как отмечено выше, главным участником процесса по делам о банкротстве является судья так же, как и в исковом производстве. Его правовое положение по этим делам такое же, хотя и приходится совершать целый
1 См.: Шдприемництво, господарство i право.— 2001.—
№ 4.— С. 22-25.
2 Там же. С. 24.
8 См.: Арбитражный процесс— Т. 2.— Харьков.— «Кон-сум»,— 2000.— С. 182-240.
ряд процессуальных действий, не известных исковому производству.
Центральной фигурой по делам о банкротстве, вокруг которой совершаются все процессуальные действия, является должник. К нему предъявляются требования кредиторов, в отношении его суд должен решить, признать его банкротом или нет. Должником Закон (ст. 1) именует субъекта предпринимательской деятельности, неспособного выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами, в том числе обязанности по оплате налогов и сборов (обязательных платежей) в течение трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты. Должниками могут быть как юридические лица, так и физические, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Но в то же время в роли должников не могут выступать структурные подразделения юридических лиц (филиалы, представительства, отделения и т.п.). Обязанности должника по их обязательствам в процессе должно выполнять само юридическое лицо, подразделениями которого они являются. Должниками — субъектами банкротства не могут, быть также казенные предприятия (в отличии от других государственных предприятий), а также коммунальные предприятия, если в отношении их принято такое решение местным органом самоуправления.
|
|
Должник в процессе о банкротстве в основном пользуется правами и несет обязанности, закрепленные за ответчиком в исковом производстве (ст. 22 ХПК). Кроме того, в процессе о банкротстве он наделен некоторыми дополнительными правами и обязанностями. В частности, он может быть инициатором возбуждения процесса о банкротстве самого себя. О других его правах и обязанностях будет сказано далее.
Другой стороной в делах о банкротстве является кредитор, а точнее кредиторы, поскольку почти по каждому делу их выступает значительное количество.
Как указывается в ст. 1 Закона, кредитор — юридическое или физическое лицо, которое имеет подтвержденные документами требования денежного характера к должнику, в том числе по выплате задолженности по заработной плате работникам должника, а также органы государственной налоговой службы и иных государственных органов, которые осуществляют контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов и
сборов (обязательных платежей). Следовательно, круг кредиторов может быть довольно обширным и различным. В него могут входить контрагенты по хозяйственным договорам, соответствующие государственные органы и даже отдельные граждане. Права кредиторов также не ограничиваются нормами ХПК, они значительно шире и своеобразнее, чем у истцов в исковом производстве.
Поскольку в деле участвует, как правило, много кредиторов, в целях координации их деятельности и динамичности процесса Закон предусматривает право кредиторов создавать свой орган — комитет кредиторов, который осуществляет целый ряд прав. В частности, он осуществляет подготовку к составлению мирового соглашения; вносит предложения суду относительно продолжения или сокращения срока распоряжения имуществом должника или санация должника; обращается в суд с ходатайством об открытии процедуры санации, признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, прекращения полномочий арбитражного управляющего и о назначении нового арбитражного управляющего и т.д. (см. ст. 16 Закона).
Принятый 7 марта 2002 г. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не внес существенных изменений в закон от 30 июня 1999 г., но дополнил и скорректировал целый ряд его норм. В частности, это коснулось кредиторов. Закон от 7 марта 2002 г. разграничивает кредиторов на конкурсных, относя к ним тех, требования которых к должнику возникли до возбуждения производства по делу о банкротстве, или признанные таковыми согласно Закону и требования которых не обеспечены залогом имущества должника.
Закон устанавливает строгое условие о вступлении их в процесс. Он указывает, что требования конкурсных кредиторов, заявленные по истечении срока, установленного для их предъявления, или не заявленные вообще — не рассматриваются и считаются погашенными. Этот срок, является присекательным и восстановлению не подлежит. Это должны иметь в виду хозяйственники и юристы предприятий — конкурсных кредиторов.
В отличии от конкурсных кредиторов новый Закон выделяет текущих кредиторов, требования которых к должнику возникли после возбуждения производства по делу
о банкротстве. Текущие кредиторы приравниваются к конкурсным после признания должника банкротом.
Важным участником процесса по делам о банкротстве является арбитражный управляющий. Вот это действительно своеобразный менеджер, активный помощник судьи на всех стадиях процесса. На начальной стадии процесса он выступает в роли распорядителя имуществом должника, затем управляющего санацией, наконец, ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии). Все эти функции может выполнять как одно лицо, так и разные на отдельных стадиях процессом в зависимости от позиции суда и сторон. Арбитражный управляющий должен свободно разбираться как в правовых, так и в экономических вопросах. Не случайно при Агентстве по вопросам банкротства созданы специальные курсы по подготовке арбитражных управляющих. Для осуществления своих полномочий арбитражный управляющий обязан иметь лицензию этого Агентства.
Фигура арбитражного управляющего настолько своеобразна и многогранна в процессе, что в литературе даже высказано мнение, что это не субъект хозяйственного процесса, а субъект предпринимательской деятельности. Так, Г. Джумагельдиева в ст. «Арбитражный управляющий как субъект хозяйственного права» пишет, что поскольку в Законе сказано, что арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, следовательно, его деятельность должна удовлетворять признакам предпринимательской деятельности и сам он является ее субъектом». Этот вывод автор пытается обосновать признаками предпринимательской деятельности. Конечно, из этого ничего не получается. Потому сама Г. Джумагельдиева пишет: «... арбитражный управляющий с учетом его правового статуса, не по всем признакам вписывается в понятие предпринимателя, а его деятельность в предпринимательскую». И далее: «Скорее он является особым видом предпринимателя...». «Институт банкротства относится к сфере регулирования хозяйственного права, соответственно правовое регулирование производства банкротных процедур так же осуществляется в рамках хозяйственного права»1.
Все обоснование своей позиции автор видит в том, что, якобы, сам Закон называет арбитражного управляющего субъектом предпринимательской деятельности. Конечно, ничего подобного в Законе от 30 июня 1999 г. нет. Указание, что арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, означает лишь то, что арбитражным управляющим может быть лицо, сведущее в предпринимательской деятельности, а не то, что с назначением его арбитражным управляющим он сам становится субъектом предпринимательства. В своей ошибочной позиции Г.Джумагельдиева убедилась бы, если бы она проанализировала арбитражного управляющего не через призму признаков субъекта предпринимательской деятельности, а через права и обязанности участника хозяйственного процесса.
Но она усугубляет свою ошибку, заявляя, что институт банкротства относится к сфере регулирования хозяйственного права. Перепутаны два явления: с одной стороны, правоотношения, на почве которых возникает банкротство, с другой — порядок, процедура признания должника банкротом. Конечно, все материально-правовые отношения, связанные с банкротством, отражены в Хозяйственном кодексе в виде правовых норм по конкретным хозяйственным договорам, обязательствам и различным институтам, в том числе других отраслей права (трудового, гражданского, финансового).
Примерно так же объясняет, отраслевую принадлежность института банкротства и Б. Поляков в упомянутой статье. Он утверждает, что «Институт банкротства — это яркий пример института хозяйственного права». «Место института банкротства должно находиться в хозяйственном кодексе».
«В институте банкротства свой объект правового регулирования: денежное обязательство, обязательство по выплате заработной платы, обязательство по оплате налогов и сборов (обязательных платежей)»1.
То есть он перечисляет все то, что является предметом рассмотрения хозяйственного суда по делам о банкротстве. Конечно, все эти отношения регулируются
1 См: Шдприемництво, госпрдарство i право. — 2001. — № 8. — С. 15-17.
'См.: Шдприемництво, господарство i право.— 2001. — № 9. — С. 15.
нормами материального права и не только хозяйственного, но и гражданского, трудового и финансового.
Но суть Закона о банкротстве не в том, чтобы определять материально-правовые признаки банкротства (хотя это имеет место), а в том, чтобы установить порядок, процедуру признания должника банкротом. И этот порядок носит сугубо процессуальный характер.
И потому не надо путать банкротство как материально-правовое понятие и процессуальный порядок установления его с соответствующими правовыми последствиями.
К сожалению, Закон от 7 марта 2002 г., косвенно признал ошибочную позицию упомянутых авторов, указав,4 что не могут быть арбитражными управляющими лица, которым запрещено осуществлять этот вид предпринимательской деятельности (ст. 3 нового Закона).
Последний Закон более развернуто осветил права и обязанности арбитражного управляющего, сконцентрировав их в отдельную ст. З1, которая в основном повторяет ст. 13 Закона от 13 июня 1999 г. Hd в новом Законе подробно указывается, кто не может быть арбитражным управляющим и порядок оплаты его деятельности. Закон устанавливает также, что на случай причинения вреда должнику или кредиторам деятельность арбитражного управляющего подлежит обязательному страхованию.
Кроме указанных активных участников судопроизводства по банкротству в процессе могут участвовать и другие лица. Таким участником может быть собственник имущества (а в надлежащих случаях орган, уполномоченный управлять имуществом) должника.
В процессе может участвовать и представитель работников должника, уполномоченный их собранием. Он представляв* их интересы при проведении процедуры банкротства с правом совещательного голоса.
Важная роль по этим делам принадлежит Агентству по делам о банкротстве. Как уже отмечено выше, оно организует обучение арбитражных управляющих, выдает им лицензии, рекомендует их суду по конкретным делам. Кроме того, на него возлагаются обязанности:
1) проводить государственную политику по предупреждению банкротства, обеспечивать условия по возобновлению платежеспособности должника или признании его банкротом (в отношении государственных предприятий и тех, в уставном фонде которых часть государственной
собственности превышает 25%, а в отношении предприятий других форм собственности в случаях, предусмотренных этим Законом);
2) организует проведение экспертизы финансового состояния государственных предприятий и тех, в уставном фонде которых доля государственной собственности превышает 25%;
3) готовит по запросу суда, прокуратуры, других уполномоченных органов заключение о наличии признаков сокрытия, фиктивного банкротства в отношении тех же упомянутых выше предприятий;
4) ведет единый сводный учет сведений о предприятиях, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве;
5) устанавливает и утверждает форму информации арбитражных управляющих о предприятиях, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве;
6) готовит и представляет на утверждение Кабинета Министров типовые документы в отношении осуществления процедуры о банкротстве.
Таким образом, Агентство по делам о банкротстве как государственный орган организует и учитывает всю деятельность по возобновлению платежеспособности должников или признаний их банкротами.
При определенных обстоятельствах Фонд государственного имущества также может выступать по этим делам не только в качестве кредитора, но и как орган, с которым необходимо согласовывать соответствующие вопросы при восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом.
Подобные полномочия имеют и местные органы самоуправления при ведении дел о банкротстве коммунальных предприятий.
В процессе могут участвовать и заинтересованные лица, связанные теми или иными отношениями с должником (юридическое лицо, созданное с участием должника, руководитель должника; лица, входящие в состав органа управления должника, главный бухгалтер должника, в том числе освобожденный от работы за год до возбуждения дела о банкротстве; наконец, лица, находящиеся в близких родственных отношениях с предпринимателем — физическим лицом — должником).
Из указанного перечня лиц, участвующих в судопроизводстве по делам о банкротстве, видно насколько он отличен от круга, лиц по делам искового производства.
Уже только это определяет, что по таким делам имеет место не обычное, а особое производство.