Предпринимательства

Особенностям производства по признанию банкрот­ства некоторых субъектов предпринимательства посвя­щен специальный раздел Закона:

1. Он, во-первых, установлен для градообразующих предприятий, к которым относятся такие, количество работников которых с учетом членов их семей состав­ляет не менее половины численности населения соответ­ствующей административно-территориальной единицы,
а также предприятия, число работников которых пре­вышает пять тысяч человек.

Учитывая чрезвычайно важное значение такого пред­приятия для жителей города, в котором оно расположе­но, Закон предусматривает льготный порядок признания его банкротом. В процедуре участвуют представители ме­стного органа самоуправления, а при необходимости и представители центрального органа исполнительной вла­сти. Эти органы вправе заключить с кредиторами дого­вор поручительства по обязательствам должника. В слу­чае неисполнения обязательства должником в установ­ленный срок поручители несут солидарную ответствен­ность перед кредиторами. Срок санации градообразующих предприятий может быть продлен до десяти лет. Таким образом, здесь предусматривается санация со стороны оп­ределенных органов исполнительной власти с предостав­лением длительного срока ее для осуществления.

Кабинет Министров или орган местного самоуправ­ления в лице уполномоченных ими органов могут в любое время до окончания процедуры санации рассчитаться со всеми кредиторами должника. В этом случае дело производством прекращается.

2. Специфика процедуры банкротства применяется и к особо опасным предприятиям, к которым относятся


предприятия угольной, горнодобывающей, атомной, хи­мической, химико-металлургической, нефтеперерабаты­вающей и иных отраслей, определенных соответствую­щим решением Кабинета Министров.

Особенности процедуры по этим делам направлены на то, чтобы предотвратить при ликвидации этих пред­приятий причинение вреда жизни, здоровью граждан, сооружениям, окружающей среде.

И по этим делам срок санации может быть продлен до десяти лет.

В делах этой категории кроме представителей местного самоуправления и центральных органов исполнительной власти могут участвовать представители органов по воп­росам чрезвычайной ситуации, охраны окружающей сре­ды, ядерной безопасности, геологии и использования недр.

И здесь может быть заключен договор поручитель­ства между кредиторами и органами местного самоуп­равления или центральными органами исполнительной власти. И в этом случае Кабинет Министров и местный орган самоуправления в лице соответствующих уполно­моченных ими органов в период санации могут пога­сить долги должника.

Особенностью этих дел является и то, что если откры­вается ликвидационная процедура, то предприятие мо­жет быть продано только по конкурсу (аукционная фор­ма не допускается), при этом покупатель обязывается обес­печить безопасность деятельности предприятия, надлежа­щую охрану труда, безвредность для окружающей среды, сохранение рабочих мест не менее как для семидесяти процентов работников, занятых на производстве на мо­мент продажи.

3. Особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий объясняется прежде всего сезонным ха­рактером сельскохозяйственного производства. Следу­ет иметь в виду, что предусмотренная Законом специ­фика применяется не только к предприятиям, которые непосредственно занимаются производством и перера­боткой сельскохозяйственной продукции и получают от этого выручку не менее пятидесяти процентов от обще­го дохода, но также к рыболовецким хозяйствам, выруч­ка которых от этой деятельности также составляет не менее пятидесяти процентов.

По этим делам при введении процедуры распоряже­ния имуществом должен учитываться сезонный харак-


тер сельскохозяйственных работ, что определяет возмож­ность удовлетворения требований кредиторов за счет до­ходов, которые могут быть получены после завершения соответствующего периода работ.

Санация по этим делам вводится на срок до оконча­ния периода сельскохозяйственных работ с учетом вре­мени, необходимого для реализации продукции. Но срок этот не может превышать пятнадцати месяцев.

В случае признания банкротом такого предприятия и распродажи недвижимого имущества преимуществен­ное право на приобретение его (при прочих равных ус­ловиях) предоставляется сельскохозяйственным пред­приятиям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности.

4. Особенностью процедуры банкротства страховщи­ков является прежде всего то, что участником таких дел является Государственный орган по надзору за страховой деятельностью. При проведении ликвидационной про­цедуры целостный имущественный комплекс страховщика
может быть продан только страховой организации, при этом она должна взять на себя обязательства банкрота по договорам страхования, страховой случай по которым не наступил ко дню признания страховщика банкротом.

5. Особенностью производства по делам о банкрот­стве профессиональных участников рынка ценных бумаг является то, что по этим делам обязательным учас­тником должен быть Государственный орган по регули­рованию рынка ценных бумаг. Распорядитель имущества по таким делам должен иметь лицензию не только Агент­ства по делам о банкротстве, но и от упомянутого органа по регулированию рынка ценных бумаг.

Распорядитель имущества в десятидневный срок пос­ле своего назначения обязан направить сообщение кли­ентам должника, передавшим ему ценные бумаги, о возбуждении дела о банкротстве.

Ценные бумаги и другое имущество клиентов долж­ника не включаются в состав ликвидационной массы.

6. Особенность производства дел о банкротстве граж­данина-предпринимателя состоит, в частности, в том, что дела эти не могут быть возбуждены кредиторами по требованиям, связанным с возмещением вреда жизни, здоровья граждан, со взысканием алиментов и других требований личного характера. Однако после возбуждения дела другими кредиторами по другим основаниям и эти требования могут быть заявлены.


Гражданин-предприниматель сам может возбудить дело о своем банкротстве, представив суду план погашения своих долгов, указав в нем срок его выполнения, размер сумм, которые будут ежемесячно направляться на пога­шение задолженности, размер сумм, которые будут остав­ляться должником на содержание семьи. Копия плана направляется кредиторам и другим участникам про­цесса. Если у кредиторов не будет возражения против плана, суд может утвердить его и приостановить произ­водство по делу на срок до трех месяцев.

Возбуждая дело о банкротстве гражданина-предпри­нимателя, суд налагает арест на имущество должника за исключением того, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному за­конодательству. При признании должника банкротом это имущество не включается в состав ликвидационной массы.

Постановление о признании гражданина-предприни­мателя банкротом и исполнительный лист на основа­нии его направляется государственной исполнительной службе для реализации имущества.

7. Особенности банкротства сельского (фермерско­го) хозяйства.

Дело о банкротстве сельского (фермерского) хозяй­ства может возбуждаться лишь в том случае, если оно в течение шести месяцев после окончания соответствую­щего периода сельскохозяйственных работ окажется не­способным удовлетворить требования кредиторов по де­нежным обязательствам и выполнить обязанности по уплате налогов и обязательных платежей. Если дело возбуждается по заявлению самого должника, то для этого необходимо письменное согласие всех членов хозяйства. Но заявление подписывается только головой хозяйства.

К заявлению кроме документов, приобщаемых в общем порядке (ст. 7 Закона), необходимо также приобщать:

а) сведения о составе и стоимости имущества хозяй­ства;

б) сведения о составе и стоимости имущества, которое принадлежит лично членам хозяйства;

в) размер доходов, которые могут быть получены хозяй­ством по окончании соответствующего периода сельс­кохозяйственных работ. Если дело возбуждается по за­явлению кредитора, то те же документы приобщаются должником к своему отзыву на заявление кредитора.


Голова хозяйства в двухмесячный срок после возбуж­дения дела может представить суду план возобновления платежеспособности хозяйства. Если суд признает его реальным, он может вынести определение о введении про­цедуры распоряжения имуществом должника. Она вво­дится на срок до пятнадцати месяцев. При исключи­тельных обстоятельствах (стихийное бедствие, эпизоо­тия и т.п.) срок может быть продлен на один год.

По этим делам распорядителем имущества может быть назначено лицо, не имеющее лицензии арбитраж­ного управляющего. Это объясняется тем, что по этим делам не так важно знание процедур о банкротстве во­обще, как свободное владение технологией сельскохозяй­ственного производства данного хозяйства —-банкрота. И в этом случае цель та же — обеспечить справедливое распределение имущества должника между кредитора­ми пропорционально их требованиям.

При этих обстоятельствах могут обратиться в суд с требованиями к должнику в месячный срок после пуб­ликации о возбуждении дела о банкротстве должника.

Признавая должника банкротом, суд открывает лик­видационную процедуру и назначает ликвидатора. Им может быть председатель ликвидационной комиссии не­зависимо от наличия у него лицензии.

Если собственник должника или ликвидационная ко­миссия обратится в суд при отсутствии документов о недостаточности средств у должника для погашения всех долгов, то суд по результатам рассмотрения дела может отказать о внесении записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр предприятий и органи­заций Украины.

В этом случае собственник должника, руководитель его, председатель ликвидационной комиссии несут со­лидарную ответственность по неудовлетворенным денеж­ным Требованиям кредиторов (п.п. 5, 6 ст. 51 Закона).

Такая жесткая мера направлена на то, чтобы предуп­редить фиктивное признание предприятий банкротами с неблаговидными целями.

8. Особенности банкротства отсутствующего долж­ника. В условиях перехода к рыночной экономике не­редко случаются факты, когда руководители созданных предприятий или просто отдельные лица, набрав боль­шие деньги у контрагентов, прекращают свою деятель­ность и исчезают. В этом случае признание их банк­ротами имеет существенные особенности.





Закон от 7 марта 2002 г. значительно расширил и уточнил ст. 52 Закона от 30 июня 1999 г. Во-первых, он конкретно определил, при каких обстоятельствах долж­ник считается отсутствующим. Этот факт признается не только тогда, когда гражданин предприниматель — должник или руководящий орган юридического лица отсутствует по своему местонахождению, но и тогда, ког­да должник в течение года не представлял в органы на­логовой службы налоговые декларации, документы бух­галтерской отчетности, а также при наличии других признаков, свидетельствующих об отсутствии предпри­нимательской деятельности должника.

Заявление о возбуждении дела может быть подано любым кредитором независимо от размера его требова­ний и сроков исполнения обязательств должником.

Суд, приняв заявление к рассмотрению, в двухнедель­ный срок выносит постановление о признании должни­ка банкротом и открывает ликвидационную процеду­ру. Ликвидатором назначается кредитор — заявитель при наличии его согласия.

При выявлении имущества отсутствующего должни­ка ликвидатор-кредитор заменяется арбитражным уп­равляющим. Определение суда об этом направляется Агентству по делам о банкротстве, которое в течение 7 дней должно выделить ликвидатора из числа работни­ков Агентства.

Ликвидатор письменно уведомляет о признании от­сутствующего должника банкротом всех известных ему кредиторов, которые в месячный срок могут направить заявления ликвидатору с требованиями к банкроту.

Если ликвидатор выявляет имущество отсутствую­щего должника, то суд по его ходатайству может пре­кратить упрощенное производство по делу, установлен­ное ст. 52 Закона, и перейти к осуществлению общих процедур, предусмотренных этим Законом.

9. Особенности проведения санации должника его руководителем. Иногда руководители предприятий в по­исках выхода из тяжелого финансового положения сами обращаются в суд с заявлением о банкротстве руково­димого предприятия. Это возможно при наличии двух обстоятельств:

а) решения собственника имущества должника (органа, уполномоченного управлять имуществом;


б) письменного согласия кредиторов, сумма требова­ний которых превышает пятьдесят процентов общей за­долженности.

Поскольку в этих случаях, как правило, преследуется цель санаций, то при подаче заявления представляется план санации. Он должен согласовываться с кредитора­ми. Сам руководитель при согласии кредиторов может быть назначен судом сенатором. Наряду с ним назнача­ется и распорядитель имущества должника.

После возбуждения дела заявитель обязан сообщить об этом в официальных печатных органах о должнике, собственнике его имущества, о самом руководителе са­нацией и распорядителе имущества.

В течение месяца после публикации кредиторы мо­гут подать в суд заявления о своих требованиях к долж­нику или возражения против санации должника руко­водителем его.

Закон от 7 марта 2002 г. ст. 53 Закона от 30 июня 1999 г. изложил в новой редакции, дополнив ее некото­рыми новыми положениями. Установлено, что управля­ющий санацией — руководитель должника выполняет полномочия по санации без лицензии и получает зара­ботную плату в том же размере, в каком получал до назначения его управляющим санацией.

Руководитель должника — управляющий санацией пред­ставляет план санации, согласованный с кредиторами.

Он же совместно с распорядителем имущества рас­сматривает требования кредиторов и составляет реестр этих требований и уведомляет о результатах рассмотре­ния заявителей и суд.

Суд утверждает план санации, после чего должник реализует его.

Если план санации не выполняется или он не приводит ' к восстановлению платежеспособности должника, проце­дура-банкротства осуществляется на общих основаниях.

По представлению комитета кредиторов или распо­рядителя имущества руководитель должника — управ­ляющий санацией может быть освобожден судом от исполнения полномочий управляющего санацией.

Таким образом, особенности банкротства некоторых видов должников объясняется различными причинами, но во всех случаях это направлено на возможность вос­становления платежеспособности должников с обеспе­чением прав и интересов кредиторов, а также общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: