Раздел V. Современные тенденции в развитии права

ТЕМА № 22.

Усиление воздействия международного права на национальное право отдельных государств. Новые источники и принципы международного права: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и международные пакты о правах человека 1966 г., Хельсинкские соглашения 1975 г. и др. Международное право и решение глобальных проблем человечества — предотвращения угрозы атомной катастрофы, защиты окружающей среды и др.

Роль международного права и национального законодательства в интеграционных процессах в области экономики, социальной жизни и политики. ЕЭС и «европейское право».

ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

ТЕМА 1.ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ И ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

1. Общая характеристика древнейших государств Месопотамии.

2. Реформы царя Хаммурапи.

3. Законы Билаламы (начало ХХ в. до н.э.).

4. аконы Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.):

- гражданско-правовые отношения (вещные права и обязательственные отношения, институт семьи и брака);

- система преступлений и наказаний.

5. Статус фараона и его место в системе государственного управления.

6. Древнеегипетское право: характеристика основных правовых институтов.

7. Институт семьи и брака в древнеегипетском праве.

Темы эссе

1. Жреческая организация Др. Египта и Месопотамии: правовой статус.

2. Институт рабства и долговой кабалы Др. Египта и Месопотамии.

3. Судебное устройство Др. Египта.

СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ.

Эшнунна, Ашнуннак – один из древнейших городов Месопотамии, в настоящее время - развалины в 35 км к северо-востоку от Багдада. Город возник в 3-м тыс. до н.э. в стране Аккад. В конце 3-го тыс. до н. э. Вошел в состав раннерабовладельческого шумерского государства 3-й династии Ура и стал крупным ремесленно-торговым центром. Расцвет города приходится на начало 2-го тыс. до н. э., когда Эшнунна был центром небольшого государства.

Законы Эшнунны (Законы Билаламы) датируются ХХ в. до н. э. и являются одним из древнейших, среди известных историкам, памятников законодательства.

Авилум -«человек» или «сын человека»- представитель полноправного населения.

Аббутум - клеймо (клейма).

Билалама - монарх государства Эшнунны.

Каннум - путы.

Массикту = 6 суту = 60 ка = около 48 л.

Машканум - колодки.

Сикль – мера веса и денежного счета, равная около 8,4 г, 1 сикль = 180 уттуту.

Сын человека, не поделивший еще наследства – человек, живущий совместно со своими братьями в хозяйстве умершего отца до раздела наследства.

Суту = 10 ка = около 8 л.

Тамкар - богатый торговец или ростовщик, находившийся в то же время на службе царя; производил торговые и ростовщические сделки как по службе, так и для себя лично.

Уттуту - буквально: «зернышко» - мера веса и денежного счета, равная около 0,05 г (1/180сикля).

Законы Хаммурапи, царя Вавилона – знаменитый памятник правовой мысли Древнего Востока, свидетельствующий о действительно высоком уровне юридической мысли. Законы Хаммурапи, правившего Вавилоном и объединенной Месопотамией (Вавилонией) в 1792-1750 гг. до н.э., сохранились почти полностью (кроме 35 статей) и, таким образом, являются первым столь подробным сборником законов рабовладельческого общества, известный современной науке. Этот памятник древневавилонской юридической мысли был найден французскими археологами в начале ХХ века в Сузах (в 1160 году до н.э., один из правителей Элама Шутрук-Наххунте, во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппарта в Сузы).

Адад – бог грома, молнии, дождя.

Баирум – воин, несший царскую службу и получивший за это участок земли и другое имущество в пользование.

Декум - командная должность в армии.

Зикрум – жрица, занимавшаяся священной проституцией, доходы от которой шли храму.

Лубуттум – командная должность в армии.

Мушкенум (мушкену) – буквально – «покорный», «склоняющийся ниц» (по поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения; высказывались предположения, что так называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов; возможно, это были представители кочевых племен, различные пришельцы; некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особую социальную категорию; по-видимому, последнее утверждение слишком категорично: хотя, как свидетельствуют источники, на социальной лестнице мушкену действительно занимали более низкое положение по сравнению с полноправными гражданами; наиболее вероятной представляется точка зрения, что мушкену – социальная категория, представители которой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, а получали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царской службы; таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государстве самое низкое положение).

Надитум – жрица.

Обрить виски – то есть выбрить знак рабства.

Очистить себя перед Богом - принести присягу.

Прикосновение Бога - эпидемия.

Рабианум – староста общины.

Разбить глиняную табличку - уничтожить документ, скрепляющий сделку, и тем самым сделать ее ничтожной.

Редум - воин, несший царскую службу и получивший за это участок земли и другое имущество в пользование.

Сар - мера площади, равная 35 м2.

Сикль-1/60 мины - единица веса, равная 8,4 г.

Уйти к судьбе - умереть.

Царские установления (царский тариф) - 20% годовых для денежного займа (серебро) и 33 1/3 % при хлебном займе.

Шамаллум - мелкий торговец или торговый агент.

Ше (шеум) - мера веса, равная 0,046 г.

Энтум – жрица.

Принцип талиона – закон эквивалентности воздействия – «око за око, зуб за зуб», равное воздаяние за равное.

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВТОРОГО ВОПРОСА:

Из Законов Билаламы // Хрестоматия во всеобщей истории государства и права: В 2-х томах. Т.I / Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.: Юристъ,2002.С.7-9.

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА:

Из законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2-х томах. Т.I / Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой.-М.: Юристъ, 2002.С. 9-25.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ.

Графский Г.Ф. Государство и право Древнего Востока // Графский Г.Ф. Всеобщая история государства и права. - М.Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2005.

Косарев А.И. Древний Вавилон. Законник Хаммурапи-черты раннего состояния права //Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. - М.: Норма, 2002.

Крашенинникова Н.А., Жидков О.А. Государство и право стран Древнего Востока. Древние государства Месопотамии // История государства и права зарубежных стран. Ч.I. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.-М.: Норма, 1999.

Черниловский З.М. Рабовладельческое государство и право // Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. - М., 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Васильев Л.С.Древнее Двуречье: возникновение первых государств // Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. Т.I.-М.: Высшая школа, 2005.С.82-96.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии.-М.,1982.

Законы Хаммурапи. Законодательство Исина, Ларсы и Эштунны // Всемирная история: В 24 томах. Т.II. Бронзовый век / А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.: Литература, 1996. С.98-115.

Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. - М.,1980.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: