double arrow

Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми

Среди лишенных свободы нечасто встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. Нормально стареющие осужденные характеризуются высокой физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности. Имеющиеся у них отдельные элементы старческой патологии успешно компенсируются за счет опыта, развитого логического мышления, запаса знаний и т. п. Работа с ними, при наличии у них положительных устремлений, ценностных ориентаций, широких интересов, не представляет большой трудности, хотя и требует учета их возрастных особенностей.

Престарелые осужденные весьма неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. У большинства из них сформировалась низкая культура здорового образа жизни и безответственное отношение к своему здоровью.

Престарелые из числа неоднократно судимых, как правило, имеют невысокий общеобразовательный уровень. Чаще всего они получили образование в школах колоний под влиянием администрации и дальше самообразованием не занимались. Некоторые из них имеют значительный трудовой стаж и право на получение пенсии после освобождения из исправительных учреждений, что позволяет им быть уверенными в своем будущем. Большинство же не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости ввиду того, что время пребывания их на свободе в промежутках между арестами было незначительным.

Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также специфическую старческую болезнь - геронтофобию (боязнь старости и неприязненное к ней отношение), которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных. У них наблюдается полнейшая потеря перспектив, переживание состояния старческой фрустрации, ненужности и растерянности перед будущим. Старение, при этом, характеризуется следующими закономерностями:

1) гетерохронностью, т. е. неравномерностью и разновременностью изменений, происходящих в тех или иных процессах и психофизических функциях;

2) разнообразием изменений, трудно поддающихся учету;

3) специфичностью, т.е. индивидуальным своеобразием старения у каждого осужденного.

Это обязывает социальных работников: во-первых, учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и, во-вторых, осуществлять к ним дифференцированный и индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности старика.

Основными психическими заболеваниями, которыми страдают престарелые, являются: старческие психозы, старческое слабоумие, требующие проведения определенной профилактики. Старческая деменция (слабоумие) – это необратимый процесс, так как причины этого расстройства носят органический характер, связанный с определенным синдромом поражения. Функциональные же старческие психозы – это явление личностного порядка, при котором основная причина заболевания лежит не в органических изменениях высшей нервной системы, а в изменениях социального статуса личности, связанных со старостью.

Старость в своем развитии проходит ряд этапов: удаление от дел, старость, дряхлость, у каждого индивидуума имеющие свои возрастные границы и особенности протекания, которые необходимо знать для организации социальной работы с ними.

Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Общая численность осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях России в настоящее время не превышает 5% от общей численности осужденных. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья, но есть и такая категория осужденных, что стали инвалидами в процессе отбывания уголовного наказания.

Причины инвалидности осужденных могут быть самые различные. Среди них можно выделить ряд основных:

1) наследственно обусловленные формы;

2) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;

3) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, в том числе и в местах лишения свободы, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Социальная среда жизнедеятельности осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях ничем не отличается от среды, в которой находятся другие осужденные. В исправительных учреждениях можно встретить осужденных-инвалидов: по зрению, слуху, с ампутированными конечностями (без ног, без кистей рук), а также инвалидов по общим и профессиональным заболеваниям. Эту категорию осужденных в исправительных учреждениях могут объединять в отдельные отряды.

Осужденные-инвалиды имеют возможность регулярно получать медицинскую помощь в исправительном учреждении, могут быть помещены в стационар медицинской части колонии, а также в специальную больницу или лечебное исправительное учреждение. Содержание этой категории осужденных в местах лишения свободы требует создания определенных условий, надлежащего ухода за ними, а также значительных материальных затрат.

Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии. В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности, особенности заболеваний.

Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных - сделать жизнь этих лиц деятельной. Лицам престарелого возраста импонирует то, что сотрудники исправительных учреждениях с ними советуются, прислушиваются к их мнению, доверяют выполнение ответственных личных и коллективных поручений и т.п.

Согласно криминального кодекса осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством Украины о труде и законодательством Украины о социальной защите инвалидов. Поэтому, при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания).

Надо учитывать также мотивы их трудовой деятельности, опираясь на привычку к трудовой деятельности (скучно без работы); чувство общественного долга (коллектив, сотрудники просят помочь); стремление обеспечить себя материально; чувство заинтересованности в успехах коллектива. При подборе работы для осужденных престарелого возраста и инвалидов следует иметь в виду, что с годами при выборе профессии усиливается роль условий труда и несколько уменьшается значение его привлекательности. Эффективная трудовая реабилитация престарелых осужденных и инвалидов достигается поддержанием размеренного трудового ритма, не допускающего авралов, штурмов, аритмии в производственной деятельности.

Работающим осужденным-инвалидам первой и второй группы, а также осужденным престарелого возраста уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

1) увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;

2) привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;

3) увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Особое внимание следует уделять организации свободного времени и досуга осужденных пожилого возраста и инвалидов. Организация досуга должна преследовать две цели: во-первых, создание наилучших условий для восстановления физической и психической энергии; во-вторых, максимальное занятие свободного времени деятельностью, способствующей развитию у них общественных интересов. Сотрудники обязаны научить престарелых и инвалидов организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов.

Каждый осужденный пожилого и старческого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести. Лица немощные и дряхлые, инвалиды не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, сопровождаются сотрудниками медицинской службы.

Часто, вернувшись по месту прежнего жительства из исправительного учреждения, бывший осужденный обнаруживает в своей квартире новых жильцов, не подозревающих о том, что фактически у данного жилья есть еще один хозяин, за которым по закону сохраняется жилая площадь. Механизм утраты осужденным к лишению свободы жилья заключается в том, что по истечении определенного времени жилищно-коммунальная контора, обращаясь в суд, добивается выселения нанимателя, не уплачивающего коммунальные платежи, хотя он находится в местах лишения свободы. Таким образом, несовершенство законодательства приводит к продолжающейся практике утраты осужденными законного права на жилье, нанимателем которого он является.

Следствием такого положения является то, что осужденные пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах – учреждениях, в которых проживают одинокие старые люди, не имеющим по тем или иным причинам возможности жить самостоятельно. В учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за порядком и передвижением подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать.

Результаты, проведенного Т. Волковой исследования, показали, что среди проживающих в таких интернатах есть те, кто недавно освободился из мест лишения свободы, а также те, кто имеет судимость в настоящее время. Так, одну судимость имели 42,8%, две судимости – 5%, три – 14,3%, четыре – 4,8%, пять и более раз были судимы 9,5%. Закономерным является тот факт, что некоторые представители данного контингента проявляют свою асоциальность и в этих учреждениях. Асоциальная и антисоциальная направленность личности, длительное пребывание в местах лишения свободы, старческие деменции, отсутствие квалифицированной психологической и медицинской помощи, неустроенность социально-бытовой сферы в совокупности служат источником асоциального поведения бывших осужденных пожилого и старческого возраста.

В заключении следует отметить, что социальная работа с осужденными пожилого возраста и инвалидами в местах лишения свободы проводится с учетом правовых, индивидуально-психологических, социально-психологических, а также психолого-педагогических факторов, создающих необходимые условия реабилитации и социальной адаптации этой категории осужденных. При этом особое внимание уделяется их практической подготовке к освобождению из мест лишения свободы, а также социально-бытовой и трудовой реабилитации.

По просьбе осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет в орган социальной защиты представление о помещении их в дома инвалидов и престарелых.

С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории Украины, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).

Отлажено взаимодействие с пенсионным фондом. С ними большинство вопросов, не требующих выезда на место, решаются по телефону, без каких-либо сложностей, можно решить любую проблему, находящуюся в их компетенции.

Литература

1. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

2. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости /А.Е. Айвазова. - СПб. Издательство «Речь», 2003. — 120с.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. Издание третье, стереотипное /Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 368 с.

4. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных /Ю.А. Алферов. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994. – 205 с.

5. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога /Г.А. Аминев. Уфа, 1997. – 168 с.

6. Андреева Г.М. Психология социального познания /Г.М. Андреева. - Аспект-Пресс Москва 2000. – 246 с.

7. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. М: Сварогъ., 1995. – 398 с.

8. Багат А.В. Статистика: Учеб. пособие/ А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 368 с.

9. Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России /Л.И. Беляева. Белгород: «Высшая школа». 1998. – 135 с.

10. Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.

11. Бражник Ф.С. Пенитенциарное право /Ф.С. Бражник. - М.: Норма, 1994. – 176 с.

12. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 736 с.

13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

14. Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

15. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.

16. Еремеева Т.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. – 118 с.

17. Еремеева Т.С. Организация социальной работы с различными группами населения /Т.С. Еремеева. – Благовещенск, 2002. – 27 с.

18. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 240 с.

19. Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы/С.М. Зубарев, Москва, 2006. – 51 г.

20. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право / А.А. Игнатьев, М.: Новый юрист, - 1997. – 304 с.

21. Катаева Н. А. Социальная работа в микрорайоне с подростками склонными к правонарушениям /Н.А. Катаева, Киров: «Вят-слово», 1997. – 166 с.

22. Левин Б.М. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) /Б. М. Левин. М.: РАН Ин-т социологии., 1995. – 200 с.

23. Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие /В.А. Луков. – 3-е изд., перераб. и доп./В.А. Луков. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с.

24. Марилов В. В. Общая психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.В. Марилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224с.

25. Мокрецов А.И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осужденных. Методическое пособие /А.И. Мокрецов. – М.: ФСИН России, ФГУ НИИ ФСИН России, 2006. – 75 с.

26. Наумов С.А. Нравственное, правовое и трудовое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: Учебно-методический материал /С.А. Наумов, В.И. Поздняков, С..А. Семенова, Г.В. Строева; под редакцией доктора юридических наук Е.Г. Багреевой. – М.: НИИ ФСИН России, 2005 г. – 32 с.

27. Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Никитин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 272 с.

28. Новак Е.С. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие /Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова. – Волгоград. 2001. – 172 с.

29. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

30. Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов, Е.И. Холостова. М.: Юристъ, 1997. – 168 с.

31. Пищелко А. В., Белослудцев В. И., Психолого-педагогические проблемы укрепления законности органов исполнения наказания /А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, Домодедово: РИПК МВД РФ. – 1996 – 83с.

32. Пронин А. А. Проблемы прав человека: Программа учебной дисциплины.—2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 56 с.

33. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений /В.М. Сафронова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.

34. Саблин Д.А. Права человека: Учебное пособие /Д.А. Саблин. – Оренбург: ОГУ, 2004. - 166 с.

35. Смирнов А.М. Перспективы развития социальной работы с осужденными на длительный срок лишения свободы /Смирнов Александр Михайлович. - 2002 г. – 7 с.

36. Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции /В.В. Филипов. Минск, 1998. – 108 с.

37. Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: 2002 с. - 192 с.

38. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.

39. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Е.И. Холостова. - 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 296 с.

40. Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.

41. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы /Г.Ф. Хохряков. М., 1991. – 224 с.

42. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений/О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

43. Щепкина Н.К. Научно-организационные основы образования осужденных /Н.К. Щепкина. Благовещенск: Амурский гос. университет, 2006. – 190 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: