Анализ деятельности объекта исследования в области, заданной темой курсовой работы

АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения

Направление 080100.62 – «Экономика»

профиль подготовки « Экономика предприятий и организаций»

специализация «Экономика предприятий сервиса»

Великий Новгород

Допущено

в качестве методического издания

Составители

Ст. преподаватель М.Н. Горбачева

Подготовлено на кафедре

Экономики и управления на предприятии

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями (ем)

© Филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде, 2014.


Оглавление

1. Цели и задачи курсовой работы.. 4

2. Выбор темы и задания
на курсовую работу. 5

3. Содержание курсовой работы
и ее оформление. 5

4. Методические рекомендации по выполнению отдельных разделов курсовой работы.. 7

Литература. 16

Приложение 1. 18

Приложение 2. 19

Приложение 3. 20


1. Цели и задачи курсовой работы

Эффективность работы предприятий во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Анализ и планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы. Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений о его развитии. Разработка стратегии и тактики производственно – хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

Целями курсовой работы являются:

- расширение, закрепление и систематизация знаний, полученных студентами при изучении курса «Анализ и планирование деятельности предприятий сервиса».

- приобретение опыта работы со справочной литературой и нормативными документами;

- приобретение навыков в расчете экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- приобретение навыков в определении конкретных направлений деятельности предприятия сервиса, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- закрепление навыков по умению сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия сервиса, стратегии и тактики их достижения.


2. Выбор темы и задания на
курсовую работу

Общая тематика всех курсовых работ – «Анализ и планирование мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия». Однако, каждый студент имеет возможность самостоятельно осуществить выбор вида бизнеса или сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, определить его размеры, место расположения, количество оборудования и т. д. Студент может выполнить все экономические расчеты для вновь создаваемого им предприятия или для расширения действующего, а также для случаев слияния или поглощения. Можно остановить свой выбор на производстве нового товара, оказании новой услуги, завоевании нового рынка сбыта и т. д.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Анализ и планирование мероприятий по снижению себестоимости продукции (услуг) предприятия.

2. Анализ и планирование мероприятий по сокращению расходов предприятия.

3. Анализ и планирование мероприятий по увеличению товарооборота торговой организации

4. Анализ и планирование мероприятий по увеличению объемов реализации продукции (услуг) на предприятии.

5. Анализ и планирование мероприятий по повышению уровня рентабельности продукции (услуг) на предприятии.

6. Анализ и планирование мероприятий по увеличению прибыли на предприятии.

7. Анализ и планирование мероприятий по повышению качества услуг на предприятии.

3. Содержание курсовой работы
и ее оформление

Курсовая работа состоит из 3 частей – теоретической, аналитической и практической.

В теоретической части студент должен дать обзор сущности и состояния в современных условиях проблемы, которая заявлена в теме курсовой работы, раскрыть возможные пути решения проблемы.

В аналитической части необходимо провести анализ ФХД предприятия.

В практической части студентами разрабатывается мероприятие для решения заявленной проблемы, рассчитываются технико–экономические показатели данного мероприятия, формируется план работы предприятия на основе результатов деятельности в анализируемом периоде с учетом реализации мероприятия, не учитывая никакие другие возможные изменения в деятельности предприятия.

Стиль оформления курсовой работы должен содержать следующие установки:

Шрифт - кегль 14, Times New Roman. Межстрочный интервал -1,5. Интервал между словами - 1 знак. Абзацный отступ - 1,25. Выравнивание - по ширине.

Перенос слов автоматический. Нумерация страниц располагается внизу по центру страницы. Формат страницы - А4 (210X297 мм).

Поля верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм; левое - 25 мм; правое – 1,5 мм.

Заголовки разделов и пунктов не должны быть оторваны от текста и находиться внизу страницы.

Таблицы должны быть расположены правильно: без «разрывов», без отрыва «шапки» от самой таблицы; при переносе таблицы на следующую страницу «шапку» нужно повторить и добавить над ней слова «Продолжение табл...» («Окончание табл...»). Размер кегля внутри таблиц - 14 пт., минимальный размер кегля внутри таблицы (только при необходимости) -12.

Образец оформления титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 1.

Студенты дневного отделения согласовывают тему курсовой работы с руководителем в начале весеннего семестра четвертого курса. Защита курсовой работы проводится не позднее двух недель до начала последней экзаменационной сессии. В случае неудачной защиты, назначается срок для ее повторного проведения. По решению преподавателя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано соответствующее задание.

Студенты заочного отделения планируют работу самостоятельно. Однако, следует руководствоваться тем, что к началу сессии, в которую включена работа, он должен быть проверен преподавателем и допущен к защите. Поэтому, студент заочного отделения (ускоренного) должен рационально спланировать в графике время для работы над курсовой работой в период меду сессиями и своевременно передать ее на проверку руководителю. Студенты одной группы, предоставившие курсовые работы совершенно одинаковые по содержанию и расчетам будут сняты с защиты с оценкой «неудовлетворительно» в ведомости и зачетной книжке. Таким студентам будет дана новая тема лично руководителем и определены новые сроки ее защиты в дополнительную сессию.

4. Методические рекомендации
по выполнению отдельных разделов курсовой работы

В теоретической части студент должен обосновать свою точку зрения на теоретические и методологические подходы к раскрытию темы курсовой работы.

Теоретическая часть состоит из трех параграфов. В параграфе 1.1. раскрываются сущность и структура предмета исследования. В параграфе 1.2. дается характеристика современных методов изучения предмета исследования. В параграфе 1.3. рекомендуется рассмотреть актуальные проблемы по теме исследования.

При написании теоретический части необходимо использование специальной литературы. После каждой цитаты должны быть указаны ссылки на используемые литературные источники. Количество ссылок должно быть не менее 10 на различные литературные источники со сроком опубликования не старше пяти лет.

Теоретическая часть заканчивается Выводами (объем выводов примерно 0,5 страницы).

В аналитической части студент должен продемонстрировать умение проводить комплексный экономический анализ деятельности организации на основе использования современных научных методик и рациональных технических приемов.

При проведении анализа необходимо использовать данные за 2 и более отчетных периода.

Аналитическая часть состоит из 2 параграфов:

2.1 Общая характеристика объекта исследования. Данный параграф содержит общие сведения об организации – объекте исследования, ее организационную структуру, характеристику ассортимента, а также сведения по усмотрению автора курсовой работы, которые позволят составить полное представление о миссии, целях и специфике деятельности организации. В данном разделе необходимо провести анализ основных показателей за 2 последние года в соответствии с формой таблиц 1-4, а также представить аналитическую записку, комментирующие данные указанных таблиц.

Таблица 1 – Основные показатели хозяйственной деятельности

ООО «Арго»

Показатель 2012г. 2013 г. Изменение 2013 г. к 2012 г.
(+,-) %
Объем реализации, тыс. руб.        
Среднесписочная численность персонала, чел.        
Фонд оплаты труда, тыс. труб.        
Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.        
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.        
Полная себестоимость продукции, тыс. руб.        
Фондоотдача, руб.        
Фондовооруженность, руб.        
Фондорентабельность, %        
Удельный вес затрат на оплату труда в себестоимости продукции,%        
Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб.        
Прибыль от реализации, тыс. руб.        
Рентабельность продукции, %       х
Рентабельность предприятия, %       х

Таблица 2 - Расчет показателей платежеспособности

(ликвидности) за 20___ год

Показатели На начало года На конец года Изменение (+;-)
1 Текущие активы, тыс.р. в том числе:      
1.1 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), тыс.р.      
1.2 Краткосрочные финансовые вложения, тыс.р.      
1.3 Денежные средства, тыс.р.      
2 Исключаются при определении реального ко­эффициента ликвидности, тыс.р.      
3 Краткосрочные обязательства, тыс. р.      
4 Коэффициент текущей ликвидности (стр.1:стр.3)      
5 Реальный коэффициент текущей ликвидности (стр. 1 - стр. 2)/ (стр.3)      
6 Промежуточный коэффициент покрытия (ко­эффициент критической ликвидности) (стр.1.1+стр.1.2+ стр. 1.3)/ (стр.3)      
6 Коэффициент абсолютной ликвидности (стр.1.3/стр.3)      

Таблица 3 - Расчет обеспеченности собственными

оборотными средствами за 20____ год

Показатели Ед. изм. На начало года На конец года Норматив­ное значе­ние
1 Капитал и резервы Тыс. руб.      
2 Резервы предстоящих расходов      
3 Доходы будущих периодов      
4 Внеоборотные активы      
5 Оборотные активы      
6 Собственные оборотные средства (стр.1+стр.2+стр.3)-стр.4      
7 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (стр.6/ стр.5) -      

Таблица 4 - Расчет показателей финансовой устойчивости

Показатели Ед. изм. На начало года На конец года
1 Капитал и резервы Тыс. руб.    
2 Резервы предстоящих расходов    
3 Доходы будущих периодов    
4 Собственный капитал (стр.1+стр.2.+стр.3)    
5 Краткосрочные обязательства    
6 Внеоборотные активы    
7 Долгосрочные обязательства    
8 Перманентный капитал (стр.4+стр.7)    
9 Валюта баланса    
10 Коэффициент финансовой независи­мости (стр.4/ стр.9) -    
11 Коэффициент финансовой устойчи­вости (стр.8/ стр.9) -    
12 Коэффициент финансирования (стр. 4/ стр.5) -    
13 Коэффициент инвестирования (стр.4/ стр.6) -    

Анализ деятельности объекта исследования в области, заданной темой курсовой работы.

В данном параграфе обосновываются проблемы, наблюдаемые в организации и соответствующие теме работы.

Например, если тема курсовой работы определена как « Анализ и планирование мероприятий по увеличению прибыли на предприятии на примере ООО «Арго»)», то раздел 2.2 аналитической части может называться «Анализ прибыли ООО «Арго». Содержание данного раздела определяется студентом самостоятельно и согласовывается с научным руководителем.

Аналитическая часть должна заканчиваться выводами, в которых сформулированы основные проблемы и узкие места в деятельности предприятия (организации). Их должно быть выявлено не менее трех, и они должны быть обоснованы содержанием п.2.2.

Практическая часть должна быть нацелена на разработку технологических и экономических мероприятий, направленных на разрешение проблем и ликвидацию узких мест, выявленных в аналитической части. Данные мероприятия должны способствовать повышению организационного, технического, социального, экономического уровня развития предприятия (организации), усилению его конкурентоспособности и, в конечном счете – росту эффективности деятельности, что должно найти свое подтверждение в улучшении основных финансовых показателей деятельности предприятия. Количество мероприятий не может быть менее двух.

В параграфе 3.1 данной части курсовой работы студент должен сформулировать мероприятия, позволяющие разрешить проблемы, выявленные в п. 2.3 аналитической части.

Параграф 3.2 посвящен организационной разработке конкретных мероприятий и показывают пути внедрения данных мероприятий в деятельность организации, с пошаговой проработкой их внедрения. По каждому из мероприятий должно быть представлено подробное обоснование затрат на их внедрение с разделением затрат на единовременные и текущие. Расчет затрат должен быть оформлен в таблицу (см. Таблица 5).

Таблица 5

Затраты по мероприятию

№ п/п Статья затрат Сумма, тыс. руб.
1. Еединовременные затраты
     
2. Текущие затраты
     
Итого затрат  

Параграф 3.3 Оценка эффективности мероприятий. Данный параграф посвящен расчету экономической либо социальной эффективности проекта. В этой части обосновывается методика расчета, производятся расчеты и анализируются результаты. Обоснование проводится индивидуально по каждому отдельно взятому организационно-техническому мероприятию.

При прогнозировании изменения основных показателей может быть использовано два подхода:

- нормативный, при котором организации обосновано предписывается достижение определенного изменения показателя, например: «увеличить выручку от реализации на 5%» (так называемый «метод управления по целям»);

- позитивный, при котором рост показателей определяется неиспользованными резервами или потерями, выявленными в аналитической части. Так, например, если анализ показал, что выявленная проблема приводит к ежегодной потере выручки от реализации на сумму 100 тыс. руб., то естественно принять, что в результате внедрения мероприятия, решающего данную проблему, выручка увеличится на 100 тыс. руб.

Результаты расчетов экономической эффективности по каждому мероприятию сводятся в таблицу (см. таблицу 6).

Таблица 6

Технико-экономические показатели эффективности

мероприятия № ….. «(название мероприятия)»

№ п/п Наименование показателя До проведения мероприятия После внедрения мероприятия Отклонения
+/- %
А Б        
1. Объем реализации, тыс. руб.        
2. Среднесписочная численность персонала, чел.        
3. Фонд оплаты труда, тыс. труб.        
4. Среднемесячная заработная плата, тыс.руб.        
5. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.        
6. Полная себестоимость продукции, тыс. руб.        
7. Фондоотдача, руб.        
8. Фондовооруженность, руб.        
9. Фондорентабельность, %        
10. Удельный вес затрат на оплату труда в себестоимости продукции,%        
11. Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб.        
12. Прибыль от реализации, тыс. руб.        

Продолжение Таблицы 6

13. Рентабельность продукции, %       Х
14. Рентабельность предприятия, %       Х

Рекомендуемая методика расчета экономической эффективности приведена ниже.

1. Изменение выручки от реализации определяется нормативным и позитивным методом.

2. Расчет изменения себестоимости после внедрения мероприятия производится по следующей формуле:

Планируемая себестоимость = Постоянные затраты до проведения мероприятия + Изменения постоянных затрат в результате проведения мероприятий + Планируемые переменные

Изменение постоянных затрат в результате проведения мероприятий рассчитывается в соответствии с данными о единовременных затратах по проекту в соответствии с их экономическим содержанием.

Планируемые переменные затраты = Переменные затраты до проведения мероприятия * *индекс роста выручки от реализации.

Пример:

Постоянные затраты до проведения мероприятия – 5985,4 тыс. руб.

Переменные затраты до проведения мероприятия – 9942,24 тыс. руб.

Выручка от реализации до проведения мероприятия – 22972,92 тыс. руб.

Планируемая выручка от реализации 23225,62 тыс. руб.

Единовременные затраты на проведение мероприятия (приобретение основных фондов) 22,944 тыс. руб.

Расчет себестоимости после внедрения мероприятия:

- постоянные затраты возрастают на сумму амортизации вновь приобретенных основных средств и составят (при годовой норме амортизации 12%):

5985,4+22,944*0,12=5988,15 тыс. руб.;

-планируемый индекс выручки от реализации: 23225,62:22972,92=1,01;

-планируемые переменные затраты = 9942,24*1,01=10041,66 тыс. руб.

Таким образом, планируемая себестоимость после внедрения мероприятия составит: 5988,15+10041,66=16029,01 тыс. руб.

Для контроля правильности расчетов экономической эффективности предложенных мероприятий необходимо проверить выполнение следующих соотношений между проектными показателями:

- темп роста выручки от реализации должен опережать темп роста себестоимости;

- темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы;

- показатель эффекта (прибыль от реализации) должен увеличиваться;

- все показатели эффективности (рентабельность производства, рентабельность продаж, фондоотдача, производительность труда) должны увеличиваться;

- индекс выручки, деленный на индекс численности, должен быть равен индексу производительности труда.

Перечень показателей, приведенных в таблице 6, является рекомендуемым, и может быть изменен в соответствии со спецификой предприятия (организации), по материалам которого пишется курсовая работа. Если, например, итогом внедрения предлагаемых студентом мероприятий явилось улучшение обслуживания клиентов, сокращение времени их обслуживания имеет место социальный эффект, то в качестве результирующих в таблицах необходимо привести данные показатели.

Определение социальной либо иных видов эффективности студент проводит на основании определенной методики расчета, которая выбирается студентом самостоятельно по согласованию с руководителем.

При выполнении разделов курсовой работы, в которых решаются вопросы анализа, оптимизации или прогнозирования технико-экономических показателей, студент должен использовать современные экономико-математические методы и компьютерную технику, в последнем случае целесообразно использовать специализированные пакеты прикладных программ.


Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: