Лекция 1. Предмет и методы экономической теории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

(Курс лекций для студентов медицинских вузов:

Учебное пособие)

Оренбург, 2007

УДК 330 (075. 8)

Автор:

Савицкий Георгий Владимирович – доцент, кандидат исторических наук,

кафедра Отечественной истории, экономической теории, педагогики, социологии с курсом истории медицины.

Под общей редакцией:

Рощенко Ольга Михайловна – доцент, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой Отечественной истории, экономической теории, педагогики,

социологии с курсом истории медицины.

Экономическая теория (курс лекций для студентов медицинских вузов: учебное пособие). – Оренбург, 2006. – 95 с.

Учебное пособие включает материал по основным разделам и темам экономической теории. В пособии представлена характеристика развития российской и мировой экономики, содержится анализ экономических законов и процессов, а так же ряда проблем экономического развития. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов всех факультетов и вузов не экономического профиля, изучающих курс «Экономическая теория».

Рецензенты:

Ситкова М.В. – доцент, кандидат экономических наук,

зав. кафедрой экономики, Академия труда и

социальных отношений (Оренбургский филиал).

Белый О.Д. – доцент, кандидат экономических наук,

Оренбургский государственный педагогический

университет, кафедра экономики и бизнеса

Курс лекций рассмотрен и рекомендован к изданию Редакционным издательским советом ОрГМА.

@ Оренбургская государственная медицинская академия, 2006.

Лекция 1. Предмет и методы экономической теории

Вопросы: 1. История становления экономики как науки.

2. Понятие и предмет экономической теории.

3. Общественное производство и общественный продукт.

4. Экономические законы.

5. Особенности методов экономической теории.

Вопрос 1. Мы живем в быстро меняющемся мире. Приходят новое поколение, возникает новые государства, меняется топография Земли и состав атмосферы, появляются новые товары и услуги, стремительно меняются потребности человека, усложняется процесс производства – все это требует определенной реакции людей, т.е. адекватного изменение способа поведения. Но большего изменения требуют экономические процессы, так как сфера экономики наиболее изменчивая из всех сфер жизни.

Сегодня значительно взрос интерес образованных людей к экономике и связано это с теми глобальными изменениям, которые происходят в мире и в России. Как следствие, выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественное развития, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Для этого и изучается в вузах курс экономической теории. По словам экономиста Хейлброннера при ее изучении следует запастись «выносливостью верблюда и терпением святого».

Экономическая теория – одна из древнейших наук. Впервые термин «экономия» и производное «экономика» появляется в Древней Греции и происходит от греческого ойкономикс (ойкс – дом, хозяйство; номос – правило, учение, закон) – учение о правилах ведения хозяйства. Ввел этот термин Аристотель. Рассуждения на экономические темы мы встречаем в трактатах, законах, посланиях правителей и мыслителей древности: Древнего Египта, Междуречья, Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима. Взгляды Аристотеля можно считать исходным пунктом современной экономической науки. Им высказаны идеи о полезности, о функциях денег (меры стоимости и средства обращения), предприняты попытки рассмотреть природу обмена и блага. В целом для этого периода характерен процесс первичного накопления экономических знаний. В работах обосновывался приоритет натурального хозяйства, оправдывалось рабство, осуждалось ростовщичество, пропагандировался эквивалентный обмен товаров по их стоимости и необходимость государственного управления экономическими процессами.

В средневековье экономическая мысль носила ярко выраженный богословский и сословный характер. Интерес к экономике был не велик. Но, не смотря на господство церкви и формальное осуждение ростовщичества, все же появились оригинальные концепции. Самой заметной фигурой следует считать Фому Аквинского, который в своем трактате «Сумма теологии» высказал весьма противоречивые идеи. Он полагал, что обмен должен осуществляться на основе равенства полезности товара, золото и серебро – это искусственные богатства, а истинное – это натуральные блага. В то же время он допускал ростовщичество для католической церкви, «порчу» монет в государственных интересах, высказывалась сословная трактовка цены товара.

Экономическая теория как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, возникла в ХVI – XVII в. – в период становления капитализма в Европе. Особая заслуга принадлежит Антуану Монкретвену де Ваттевилю. Именно он выделил в особый самостоятельный предмет исследование экономических проблем, тем самым, отделив экономику от общественных наук и, прежде всего – философии. Он же в «Трактате политической экономии посвященной королю и королеве» (1615 г.) дал название науке – ПОЛИТЭКОНОМИЯ. «Политейло» – от греческого – государственное устройство, т.е. политэкономия – это закон хозяйствования в рамках государства. Данная трактовка не случайна, так как в то время возросла роль государства во всех сферах общественной жизни.

В это же время широкое распространение в Европе получило первое направление в экономической науке – меркантилизм (от латинского – mercari – торговать), хотя его сторонники не согласовывали свои взгляды. Основные их идеи сводятся к шести пунктам:

1. Истинными богатствами являются золото и серебро;

2. Внешняя торговля подлежит регулированию для обеспечения притока в страну ценных металлов;

3. Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

4. Протекционистские пошлины на импортные промышленные товары;

5. Поощрение экспорта готовой продукции;

6. Рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.

В меркантилизме выделяют два периода: ранний меркантилизм XV – середина XVI вв., основные идеи которого сводились к теории денежного баланса; позднего меркантилизма вторая половина XVI – вторая половина XVII вв. – теория торгового баланса. В позднем меркантилизме сформулирована количественная теория денег – ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уровень цен на товары прямо пропорционален количеству денег.

Критика меркантилистов получила свое воплощение в трудах основоположников классической политэкономии У. Петти и П. Буагильбера и представителей школы физиократов – Ф. Кен э и А. Тюрго. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства, в котором главнейшим является сельское хозяйство. Источником национального дохода считали землю.

Следующей крупной вехой в истории экономикой мысли стала деятельность Адама Смита (1723 – 1790 гг.), которого считают истинным отцом классической политической экономике. Обобщив взгляды предшественников, он в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) пришел к следующим основным выводам:

1) экономический либерализм, т.е. минимального вмешательства государства в экономику;

2) рынок – саморегулирующаяся система на основе свободных цен зависящих от спроса и предложения (принцип невидимой руки);

3) теория трудовой стоимости, т.е. стоимость товара, определяется количеством затраченного труда. Товар обладает потребительной стоимостью – возможность отдельного блага удовлетворять потребности человека, и меновой стоимостью – возможность отдельного блага обмениваться на другое благо;

4) теория о доходах: наемный рабочий получает зарплату, капиталист – прибыль, землевладелец – ренту;

5) выделил основной и оборотный капитал и др.

Последователи А. Смита (Д. Рикардо, Т. Мальтус, Ж.Б. Сей, Ф. Бастия, Г. Кэри) развили и существенно дополнили теорию своего учителя.

Крупнейший вклад в осмысление экономических процессов, происходивших в XVI – XIX вв., внес Карл Маркс (1818 – 1883 гг.), который первым применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Взяв ценное у А. Смита он дал критику классической политэкономии и показал законы движения капиталистической системы с позицией рабочего класса. Свои идеи он изложил в трехтомнике «Капитал» (1867, 1885, 1894 гг.).

1) Учение о социально-экономических формациях (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), для которых характерен исторически сложившийся способ производства;

2) Внутренний источник самодвижения общества – экономические противоречия. Противоречием капиталистического способа производства является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим способом присвоения результатов труда;

3) Теория воспроизводства, капитала, воспроизводства рабочей силы;

4) Рассмотрел природу промышленных экономических кризисов;

5) Учение о прибавочной стоимости – стоимости, создаваемой наемным рабочим (помимо необходимой стоимости, идущей на воспроизводство рабочей силы), которая достается собственнику средств производства. Тем самым он показал природу капиталистической эксплуатации;

6) Раскрыта сущность абсолютной ренты и наемного труда;

7) Полагал, что причиной безработицы является широкое внедрение машин в производство.

В целом, несмотря на ряд спорных и ошибочных моментов, К. Маркс являлся крупнейшим экономистом XIX века. По мнению П. Самуэльсона «Маркс слишком хорош, чтобы отдать его марксистам».

Современная экономическая теория имеет 3 направления, которые сложились в начале ХХ в.: 1) неоклассическая школа; 2) кейнсианство; 3) институционально-социологическое.

Неоклассика – (экономикс) появилась в конце ХIХ – начале ХХ века – как реакция на экономический кризис конца XIX в. Последователи этого направления были сторонниками экономического либерализма и «чистой теории», т.е. выступали против субъективистских, психологических и других неэкономических наслоений в экономической теории. Ярким представителем являлся кембриджский профессор Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.), который приветствовал идею чистой конкуренции и свободного от государственного регулирования рынка. Главной его работой стал шеститомник «Принципы политической экономии» (1890 г.). Он равновесие экономики рассматривал на уровне фирмы. Доказал, что в образовании равновесной цены спрос и предложение имеют равное значение (принцип «лезвие ножниц»). Ввел понятие эластичности спроса и предложения, под которым понимал реакцию спроса на изменение цены и доходов. Исследовал предельные издержки, постоянные и переменные.

Кейнсианство. Основоположником направления и нового раздела в экономике – макроэкономики – являлся английский экономист, ученик А. Маршалла, но его оппонент – Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.). Его концепция, получившая воплощение в главной книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), явилась реакцией на экономический кризис 1929 – 1932 гг. и последующую депрессию. Он говорил о неэффективности рыночного регулирования и первым обосновал принципы государственного регулирования рыночной экономики. Его концепция «эффективного спроса» предусматривает активное стимулирование государством совокупного спроса путем изменения наличной и безналичной денежной массы через низкие процентные ставки по банковским кредитам и депозитам. Он полагал, что человек психологически склонен к сбережению, а это снижает экономический рост и размер национального дохода. Согласно его «инвестиционному мультипликатору» увеличение инвестиций, как частных, так и государственных приводит к многократному увеличению национального дохода. Кейнс считал инфляцию меньшим злом, чем безработицу, а следовательно, рост цен стимулирует расширение торговли и производства. В целом, применение концепции Дж. Кейнса влияет на занятость, устраняет неравномерность спроса и предложения, позволяет обуздать инфляцию, способствует экономическому росту и увеличению национального дохода. Не случайно в литературе появилось понятие кейнсианская революция.

Во второй половине ХХ в., особенно после энергетического кризиса 1973 г. в экономической теории произошло возрождение неоклассического направления в двух направлениях:

Монетаризм Неолиберализм
Стабилизировать экономику можно через денежный фактор. Государство свои экономические функции должно свести к контролю над денежной массой, эмиссией, денежным обращением, контролем золотовалютных запасов, проводить политику сбалансированного бюджета (М. Фридмен, Шварц). Государственное вмешательство в экономику сводится к полному минимуму, так как частное предпринимательство в состоянии самостоятельно вывести экономику из кризиса. Провозглашается лозунг «Свобода предпринимательства и хозяйственной деятельности» (Л. Эрхард, Л. Мизес).

Институционально-социологическое направление (Торстейн Веблен, Дж. Комманс, Дж. Гелбрейт, У. Митчел) рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и внеэкономических факторов. Они учитывают психологические, политические и юридические факторы, нравы и традиции народов, благодаря которым выводили недостатки капитализма: милитаризация экономики, засилье монополий, бездуховность общества. Считали, что необходим социальный контроль над экономикой.

Вопрос 2. Что же является предметом экономики?

Разные экономические школы подходили к этому вопросу по-разному.

Так, марксистская политэкономия, базируясь на взглядах Адама Смита и его предшественников, считала предметом политэкономии – производственные отношения.

Производственные отношения – это объективно складывающиеся материально-экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Основу производственных отношений, по их мнению, составляли отношения собственности, а уже из этого выводились экономические законы, противоречия, необходимость диктатуры пролетариата и т.д.

Второй подход оформился в курсе «Экономикс» в 30-е годы ХХ в. благодаря работам Джоан Робинсон, П. Самуэльсона. Курс «Экономикс» (К.Р. Макконнел, С.Л. Брю) – исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека. => Экономикс – во главу угла ставит три вопроса:

1. Что производить? (сколько и что из взаимоисключающих товаров).

2. Как производить? (какие ресурсы, технологии).

3. Для кого? (кто будет владеть и извлекать пользу).

Но оба подхода однобоки. Так, первый – не учитывают организационно-экономические отношения; а второй – социальные отношения. В течение ХХ в. шла дискуссия о предмете экономики, которая привела к концу 90-х г. к установлению «золотой середины» – предметы политэкономии и экономикс объединены.

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях максимального удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория подразделяется:

1. Микроэкономика – это раздел экономической науки изучающий деятельность отдельных экономических субъектов (фирма, отдельные рынки, наемные рабочие);

2. Мезоэкономика – раздел, изучающий поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей национального хозяйства (АПК, ВПК, высшее образование, региональная экономика);

3. Макроэкономика – раздел, изучающий народное хозяйство в целом, в рамках национального государства (экономический рост, занятость, инфляция, денежно-кредитная политика, функции государства);

4. Супермакроэкономика – раздел, изучающий мировую экономику в целом (мировые рынки, валюта, глобальные экономические проблемы).

Вопрос 3. Человек нуждается в материальных благах для удовлетворения своих потребностей. Все блага производит человек и их производство вне общество не возможно.

И если производство – это процесс создания материальных и не материальных благ для удовлетворения потребностей человека, то общественное производство – это производство в масштабах всего общества, которое складывается из отдельных индивидуальных производств, находящихся в органическом единстве.

Общественное производство подразумевает единство двух сторон:

1/ воздействие человека на природу;

2/ взаимодействие человека с человеком.

При воздействии человека на природу возникает процесс труда:

Труд – это процесс сознательной деятельности человека с целью воздействия на предметы природы для создания материальных благ и удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда базируется на: а) человеческом факторе – включающем человека с определенными умениями и навыками; б) вещественном факторе, т.е. средствах производства. В свою очередь последний подразделяется на:

1) предмет труда (то, на что направлен труд, т.е. природное вещество, сырье);

2) орудия труда (то, с помощью чего человек непосредственно воздействует на предмет труда, т.е. машины, станки и т.д.);

3) средства труда (то, что воздействует на предмет труда опосредованно, через орудия труда, т.е. энергия, здания, дороги – инфраструктура производства).

Если к средствам производства добавить человеческий фактор, без которого современное производство не обходится, то в совокупности они образуют производственные силы общества.

Таким образом, первая сторона общественного производства включает в себя процесс труда, который без производительных сил не возможен.

 
 


Вторая сторона общественного производства образует производственные отношения, в которые вступает человек в процесс труда. Их основой является собственность на средние производства.

Собственность – исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределения материальных благ между различными лицами.

Собственность – это категория историческая, следовательно, в разных обществах она принимает различные исторические формы => исторические типы производственных отношений – рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические.

Субъектом собственности может быть государство (федеральная и муниципальная), коллектив (акционерная, групповая, долевая), частное лицо.

Совокупность производительных сил и производственных отношений, согласно концепции К. Маркса, составляют способ производства, лежащий в основе общественно-экономических формаций. Для того чтобы произошла смена общественно-экономической формация, сначала должны обновиться производительные силы, а в результате возникающего противоречия – производственные отношения.

Общественное производство – очень сложный комплекс взаимосвязанных процессов, но главная его цель – создание материальных благ для удовлетворения потребностей человека, таким образом, создается общественный продукт.

Общественный продукт в своей жизнедеятельности проходит 4 стадии, так называемый воспроизводственный цикл:

 
 


1. Собственно производство – процесс создания материального блага, необходимого человеку. Это исходный пункт хозяйственной деятельности.

2. Распределение – процесс определения доли, пропорции, в создании которой принимает участие каждый хозяйствующий субъект.

3. Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому.

4. Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения определенной потребности, т.е. конечный пункт.

На каждой стадии господствуют свои отношения, которые в совокупности образуют систему производственных отношений. Потребление одновременно является, и целью производства, и его мотивом. Так, потребление продукта => заказ на производство нового продукта, но и возникновение потребностей без производства не возможно. Воспроизводственный цикл не замыкается, а в виду возросших потребностей после стадии потребления мы выходим на новую орбиту стадии производства, так называемое расширенное воспроизводство.

Распределение и обмен всецело зависят от производства, так как распределять и обменивать можно то, что произведено, но они в свою очередь, существенно влияют на производство.

Вопрос 4. Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, присущие только экономике законы.

Экономические законы – это существенные, необходимые, массовые и устойчиво повторяющиеся причинно-следственные зависимости между хозяйственными процессами.

Экономические законы – это законы отношений людей по поводу производства, распределения обмена, и потребления благ в обществе. Они улавливают внутреннюю сущность экономического явления.

В экономической теории шли споры о характере экономических законов. Классики политэкономии считали, что они носят объективный характер, т.е. действуют, как законы природы, не зависимо от воли людей, следовательно, люди не в состоянии изменить или предотвратить экономический кризис.

Неоклассики считали, что экономические законы носят субъективно-психологический характер. Они исходили из того, что более 1/2 жизни люди заняты в хозяйственном процессе, а это приводит к неизбежному формированию у них особой экономической психологии, основанной на экономическом сознании и мышлении, мотиве хозяйственной деятельности и экономических интересах. Все это определяет участие людей в производстве, распределение, обмене и потребление материальных благ. Пример: Закон предельной полезности – каждое последующее благо приносит человеку меньшую пользу, т.е. человек оценивает полезность товара, => рыночная цена складывается из личных оценок.

Сегодня экономисты считают, что на объективные законы оказывает большое влияние экономическая психология, особенно в рыночной экономике. Следовательно, экономические законы нельзя смешивать с законами природы, между ними есть ряд различий.

1. Законы природы – вечны, а экономические – носят исторический характер.

2. Экономические законы – это законы развития общественной жизни, а не природы.

3. Законы природы действует гладко, а экономические – встречают противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Таким образом, объективные законы действуют не автоматически, а объективная необходимость прокладывает себе дорогу через сознательную деятельность людей. => Многие экономисты разделяют законы на объективные (которые действуют в ослабленном виде) и субъективно-психологические.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: