Основным элементом маркетинга как концепции управления деятельностью и развития предприятия является ориентация на рынок, подчинение всех функций предприятия задаче реализации продукции. Маркетинг может рассматриваться как система стратегического управления всеми составляющими производственно - хозяйственной деятельностью предприятия, направленная на максимизацию прибыли или реализацию других целей предприятия посредством учета и активного влияния на рыночные условия. Реализация концепции маркетинга предполагает изменение организационной структуры предприятия, применение в его практической деятельности специфических принципов организации и управления.
1. Принцип системного подхода при анализе и определении стратегических направлений развития предприятия.
В основе системного подхода как методологии научного познания лежит рассмотрение предприятия как организационно- экономической подсистемы, функционирующей в рамках более общей экономической системы. Применительно к предприятию можно выделить различные уровни систем более высокого ранга: систему предприятий отрасли, экономическую систему отдельного государства. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности системы, на выявление всех видов связей между ее элементами. Базовыми понятиями системного подхода, которым оперируют специалисты в области маркетинга, являются понятия "внутренней" и "внешней" среды.
|
|
2. Программно-целевое планирование производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Программно-целевой подход предполагает взаимоувязку целей деятельности предприятия и всех его производственно-хозяйственных звеньев, обеспечение общей направленности целей на достижение конечного результата - эффективной реализации продукции на рынке.
Использование данного принципа проявляется, прежде всего, в том, что центр принятия решений о деятельности предприятия переносится из производственных звеньев в подразделения, обеспечивающие сбыт продукции. Ориентация на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха предполагает подчинение краткосрочных интересов фирмы достижению стабильного преимущества на рынке.
Так, многие зарубежные фирмы в качестве главной цели своей деятельности видят управление рынком, а не получение сиюминутной прибыли. Проводящий стратегию на максимизацию прибыли является просто вкладчиком средств, но не управляет рынком.
Реализация поставленных целей требует координации всех сторон производственно-хозяйственной деятельности, начиная с этапа проектирования нового товара и кончая его сбытом и непосредственным обслуживанием у потребителя.
|
|
3. Развитие у сотрудников фирмы мышления категориями маркетинга.
Концепцию маркетинга можно внедрить и эффективно использовать только в том случае, если в ее разработке и особенно реализации будут принимать участие в качестве заинтересованной стороны все сотрудники предприятия. Чтобы дать возможность действительно каждому принять участие в разработке новой концепции, руководство предприятия должно разработать систему взаимосвязанных мероприятий по организации и стимулированию развития предпринимательской инициативы, активности, наступательности. Реализация данного принципа маркетинга представляется наиболее сложной задачей, но требующей обязательного решения. Не последняя роль здесь отводится системе стимулирования инициативы сотрудников фирмы.