Состояние и особенности маркетинга на российских предприятиях

Предпосылки возникновения маркетинга в современной России связаны прежде всего с тем, что произошли изменения в отношениях собственности. Закон о собственности в РСФСР, принятый в декабре 1990г. по существу, стал фундаментальным, на котором началось строительство системы маркетинга в нашей стране. Тем не менее, сегодня действуют факторы, ограничивающие возможности развития маркетинга в России и ограничивающее его качественное отличие от классической модели.

Неблагоприятные для российских фирм факторы внешней среды во многом связаны с недоразвитостью и нецивилизованностью рыночных отношений, "переходным" состоянием экономики, противоречивым характером российских реформ, несовершенством законодательства. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, отсутствия последовательной инвестиционной политики.

Ряд факторов, определяющих специфику российского маркетинга, связан с самими российскими предприятиями. Практика развития маркетинга на российских предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимали преимущественно как торгово-сбытовую функцию или даже рекламную деятельность. Главной особенностью поведения предприятий этого периода является "ориентация на выживание". Большинство фирм работает в рамках модели маркетинга индустриального общества, ориентированного на продукт. При этом наблюдаются значительные различия в стратегии российских предпринимателей по регионам страны из-за различий в уровне доходов населения и емкости рынка. Низкий уровень доходов основной массы потребителей заставляет проводить только стратегию пассивного маркетинга, в качестве главного инструмента в борьбе за потребителя использовать относительно низкие цены (ценовую конкуренцию), при невысоком качестве продукции.

В дальнейшем приходит сознание того, что маркетинг - это не улучшение работы какого-либо подразделения предприятия (сбытового, производственного и т.п.), а выполнение принципиально новой функции по взаимодействию с рынком, когда на требования потребителей ориентируется вся деятельность предприятия. Маркетинговый подход стал широко внедряться в сферу финансовых услуг, он крайне необходим на предприятиях очень рискованного научного бизнеса, в том числе, малого. В разных отраслях и сферах российской экономики приобщение к маркетингу происходит неодинаковыми темпами. Ранее всего технологию маркетинга начали использовать фирмы, занимающиеся экспортом и импортом. Существенной проблемой является неразвитость институциональных предпосылок для функционирования современного маркетинга.

Становление и развитие маркетинга на российских предприятиях определяются рядом факторов:

1)Условия формирования отечественного рынка.
2)Поведение российского потребителя.
3)Характер развивающихся деловых отношений.
4)Ограниченное использование инструментов маркетинга.
5)Высокая степень монополизации и олигополизации российских рынков.
6)Большое количество переменных факторов внешней среды.
7) Сужение горизонта стратегического планирования.

Учитывая все это, можно предполагать, что основные классические положения маркетинга, формирующие образ мышления в управлении предприятием и образ действия на рынке, станут для отечественных предприятий актуальными, необходимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: