Управление маркетингом - это целенаправленная деятельность фирмы по регулированию своей позиции на рынке посредством анализа, планирования, претворения в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения определенных задач организации (получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка).
Объектом управления выступает экспертно-аналитическая и исследовательская деятельность фирмы по выбору конкурентной позиции на рынке, где она выступает со своим товаром, выбору рекламной и ценовой политики и т.п. с учетом совокупности всех факторов внешней и внутренней среды.
Субъект управления - деятельность конкретного собственника компании.
Технология управления маркетингом включает всю совокупность экспертно-аналитического, рефлективного и методологического инструментария по анализу и обнаружению объективных угроз и осложнений конкурентного поведения компании на рынке, а также технология принятия маркетинговых решений по планированию, определению стратегий.
Цель управления маркетингом - достижение прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке, реализуемого посредством совокупности маркетинговых мероприятий, обеспечивающих установление, укрепление и содержание выгодных обменов компании с целевыми покупателями, способствующих росту объемов сбыта и увеличению доли рынка.
Цели управления маркетингом реализуются посредством функций управления - обособившихся видов управленческой деятельности.
В управлении маркетингом выделяют основные функции:
1)планирование маркетинга;
2) организация осуществления маркетинговых стратегий и маркетинговых программ;
3) учет и контроль маркетинговой деятельности;
4) экспертное отслеживание и регулирование позиционно - деятельностного поведения фирмы на рынке.
Принципы управления маркетингом - это руководящие правила, вытекающие из действия объективных экономических законов и закономерностей развития рынка, его конкурентного проявления в условиях риска и неопределенности.
Методы управления маркетингом - это способы осуществления управления маркетинговой деятельностью.
Структура управления маркетингом закрепляет формы разделения труда, устанавливает устойчивые связи между элементами системы управления маркетингом. В качестве элементов структуры управления выступают менеджеры и работники фирмы; форма организации структурной политики маркетингового управления.
Каждый элемент маркетингового управления имеет иерархическое построение и выполняет самостоятельные функции:
- по анализу рынка;
- по разработке стратегии.
Структура управления маркетингом характеризует статику его управления. Динамику отражает сам процесс управления маркетингом.
Процесс управления маркетингом - совокупность последовательных действий для достижения поставленных целей. Его можно охарактеризовать с двух позиций. Во-первых, с точки зрения организации - совокупность действий фирмы на рынке, направленных на обеспечение корректирующего поведения в зависимости от проявления факторов внешней среды, а также оценки границ риска.
Во-вторых, технология - совокупность операций и процедур, выполняемых работниками маркетинговых служб в определенной последовательности. Она включает в себя:
1) сбор и анализ экспертной информации о поведении рынка и конкурентов на нем;
2) позиционирование стохастических и динамических процессов на рынке;
3) моделирование психологических реакций поведения потребителей на рынке с последующим моделированием управленческих решений.
При этом характерной особенностью технологии процесса управления маркетингом является его цикличность независимо от уровня принятия маркетинговых решений.
Управление маркетингом осуществляется на пяти уровнях (рис.2.1)
Рис.2.1 Маркетинг - менеджмент
1) Вспомогательный - осуществление руководства деятельностью по поддержке всего комплекса маркетинга путем организации и проведения маркетинговых исследований, решения вопросов внутреннего аудита, анализ и обработка компьютерной информации. К особенностям процесса управления маркетингом следует отнести вероятностный, стохастический характер большого количества конкретных моментов деятельности фирмы на рынке, которые необходимо одномоментно индикатировать, то есть замерять степень их проявлений и прогнозировать. Также наличие рисковой ситуации, требующей оценки, определения путей ее преодоления, моделирование защитных полей страхования от риска.
2) Технический - обучение персонала оперативно-исполнительского уровня стандартизированным приемам маркетинговой деятельности с учетом особенности рынка и специфики предприятия, контроль проведения маркетинговых мероприятий.
3) Оперативный (функциональный маркетинг) - подразделения внутри маркетинговой службы создаются в соответствии с функциями маркетинга.
4) Тактический - конкретные приемы маркетинговой деятельности фирмы, предусматривающие конкретный учет ценовых возможностей рынка, его денежной способности, выбор целевого сегмента, продуманность комплексного маркетингового давления (5Р), определение бюджета маркетинга, реализация маркетинговых мероприятий и контроль.
5) Стратегический - комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели фирмы и исходящих из оценки рыночных ситуаций и собственных возможностей.