Содержание и задачи земельного законодательства

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

https://www.consultant.ru/popular/earth/17_1.html#p74
© КонсультантПлюс, 1992-2015


Земельное право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют общественные отношения в области управления, использования и охраны земель с целью обеспечения их рационального использования, а также земельных ресурсов, охраны жизни и здоровья человека. Как и любой правовой институт, земельное право имеет свои задачи, заключающиеся в сочетании интересов общества и законных интересов физических лиц и организаций.

Задачи земельного права раскрываются исключительно через определение сферы действия общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Общественные земельные отношения определены в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации, который является основополагающим законодательным документом в указанной области.

В соответствии с нормами статьи 3, земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель на территории РФ, что является основой жизни и деятельности народов, которые проживают на этой территории. При этом, к отношениям в области использования и охраны недр, лесов, вод, животного мира и других природных ресурсов, а также охраны окружающей среды и особо охраняемых природой территории, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия применяются соответствующие законодательные документы – закон о недрах, Водный и Лесной кодексы РФ, закон об охране окружающей среды и иные правовые акты.

Таким образом, согласно статье 3 ЗК РФ, земельные отношения имеют две составляющие – это отношения по использованию земель и по охране земель. При этом стоит отметить, что названные составляющие не могут отожествляться с пользованием земельных участков, которые регулируются гражданским законодательством. Данная статья однозначно различает имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, которые регулируются ГП РФ и отношения по использованию земель как части отношений, регулируемых ЗК РФ.

В соответствии с тем, что к земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются только в том случае, если они не урегулированы земельным законодательством, можно говорить о том, что Земельный кодекс РФ является приоритетным законодательным документом в обсуждаемой сфере.

Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения в вопросах владения, пользования и распоряжения участками земли, а также по совершению с ними сделок, регулируются гражданским законодательством, однако, при условии, если иное не предусмотрено специальным законодательством – земельным, водным, природоохранным, лесным или иным. Естественно, что под указанной формулировкой можно понимать исключительно гражданско-правовые отношения.

Подводя итог, следует перечислить основные задачи науки земельного права, это:

- исторический анализ земельного законодательства;

- выявление тенденций развития земельного законодательства;

- исследование нормативных актов о земле современного типа с целью обнаружения в них возможных пробелов и противоречий.

Относительно науки земельное право призвано определить эффективность правового регулирования отношений в этой сфере, что является основоположной функцией для земельного права в его юридическом понимании.

21. Состав земель в Российской Федерации по целям их использования
ЗК РФ.Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

КонсультантПлюс: примечание.

Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

22. Право землепользования, виды землепользования

Все рассмотренные права на земельные участки приобретаются в конеч­ном счете для того, чтобы использовать землю для удовлетворения хозяйст­венных и иных потребностей. Поэтому важнейшим институтом земельного права является право землепользования как система правовых норм, регули­рующих общественные отношения по использованию земель. В субъектив­ном смысле право землепользования - это совокупность прав и обязаннос­тей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка.
Субъектами права землепользования являются граждане и юридические лица, а его объектами - земельные участки, обособленные в результате от­вода земель в натуре и его юридического оформления.
Праву землепользования присущ целевой и платный характер.
Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и долж­но соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санк­ции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъ­ятия земель.
Требования, связанные с соблюдением целевого назначения земель, пре­дусмотрены законом и при совершении сделок с земельными участками. Так, не допускается изменение целевого назначения земель при их купле-продаже, а продажа земель, используемых в сельском хозяйстве, с измене­нием их целевого назначения, производится только по решению органов ис­полнительной власти субъектов РФ.
Принцип платности природопользования применительно к землям реа­лизуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» ус­танавливает три формы платы за землю: земельный налог, арендная плата, и нормативная цена земли.
Собственники земель, землевладельцы и землепользователи облагаются зе­мельным налогом. Право устанавливать его минимальные ставки предоставле­но органам власти субъектов РФ. Ставки определяются в рублях за единицу зе­мельной площади и зависят от категории земель и их местоположения.
Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных зе­мель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры аренд­ной платы.
Нормативная цена земли характеризует стоимость земельных участков и устанавливается для обеспечения экономического регулирования земель­ных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей, при переходе земель по наследству, получении банковского кредита под за­лог земельного участка, в качестве начальной цены при продаже земель с торгов и др.
Нормативная цена земли определяется ежегодно по оценочным зонам, административным районам, поселениям и их группам в кратных размерах к ставкам земельного налога на единицу земельной площади. При этом ор­ганы исполнительной власти могут устанавливать повышающие коэффици­енты к размеру нормативной цены земли (не более 75% уровня рыночных цен), а также изменять (повышать или понижать) нормативную цену, но не более, чем на 25%*.
________
* Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Содержание права землепользования субъектов рассмотренных выше зе­мельных прав (собственности, постоянного пользования, пожизненного на­следуемого владения, аренды) составляют их конкретные права и обязанно­сти по использованию земельного участка.
В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, зем­левладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:
- самостоятельно хозяйствовать на земле;
- использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющие­ся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;
- возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные стро­ения и сооружения;
- собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
- в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;
- на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:
- эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначе­нием, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на терри­тории в результате своей хозяйственной деятельности;
- осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земель­ным законодательством;
- своевременно вносить плату за землю;
- не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также по­рядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;
- своевременно представлять в соответствующие государственные орга­ны установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;
- вести любое строительство, руководствуясь действующими строитель­ными правилами и по согласованию с заинтересованными государственны­ми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: