Основные показатели в модели кругооборота товарных и денежных потоков (доходов и расходов)

№№ Обозначение Определение
1) Y Yield: - Национальный доход - NI (National Income); - Валовой национальный продукт или GNP (Gross National Product); - Национальные факторные доходы (Y = W + R + i + P); - Совокупный доход (Y = C + S + T)
2) W Wages – заработная плата – доход от фактора «труд» (L - Labour).
3) R Rent– рента– доход от фактора «земля» (N – Nature).
4) i Interest – процент– доход от фактора «капитал» (K - Capital).
5) P Profits – прибыль – доход от фактора «предпринимательские способности» (E – Enterprise).
6) E Expenditures – Совокупные расходы (E = C + I + G + Xn)
7) C Consumption Spending – Потребительские расходы домохозяйств
8) S Savings – Сбережения домохозяйств
9) I Investment Spending – Инвестиционные расходы фирм
10) G Government Spending – Государственные закупки товаров и услуг
11) Tx Taxes – Налоги
12) Tr Transfers – Трансферты домохозяйствам
13) T Net Taxes – Чистые налоги (T = Tx - Tr)
14) Yd Disposal Income - Располагаемый доход (Yd = Y - T) или DPI (Disposal Personal Income) – Располагаемый личный доход (Yd = C + S).
15) Ex Export – Экспорт
16) Im Import – Импорт
17) Xn Net Export – Чистый экспорт (Xn = Ex – Im)

Из условий, допущений и ограничений в модели кругооборота товарных и денежных потоков следует что:

№№ Соотношения показателей в модели кругооборота товарных и денежных потоков (доходов и расходов)
1) Y = NI = GNP
2) NI = W + R + i + P
3) Y = C + S + T
4) T = Tx – Tr
5) E = C + I + G + Xn
6) Ex = Im
7) Xn = Ex – Im = 0
8) Y = E; C + S + T = C + I + G + Xn – Основное макроэкономическое тождество
9) I = S
10) T = G
11) S + T + Im = I + G + Ex – Тождество инъекций – изъятий
12) Yd = Y – T = C + S

В модели кругооборота товарных и денежных потоков (доходов и расходов) имеется серьёзное допущение, что национальный доход равен валовому национальному продукту: NI (National Income) = GNP (Gross National Product). В действительности это два разных показателя, которые входят в Систему национальных счетов (СНС).

Соотношение показателей в СНС:

№№ Показатель Обозначение Соотношения
  Валовой национальный продукт GNP – Gross National Product  
  Валовой внутренний продукт GDP – Gross Domestic Product GDP = GNP – NPIFA*; GDP = GNP + NFPI**
  Чистый национальный продукт NNP – Net National Product NNP = GNP – A***
  Чистый внутренний продукт NDP – Net Domestic Product NDP = GDP – A***
  Национальный доход NI – National Income NI = W + R + i + P = W + R + i + (Pinc + Pcorp)
  Личный доход PI – Personal Income PI = NI – SIP**** - T corporate - - Punallotted + Tr + N; PI = NI – SIP – Pcorporate + D + + Tr + N
  Располагаемый личный доход DPI – Disposable Personal Income DPI = PI – Tindividual

* NPIFA – Net Property Income from Abroad;

**NFPI – Net Foreign Property Income

***A – Capital Consumption Allowances, Amortization, Depreciation

**** SIP - Social Insurance Payments

Corporate Taxes – налог на прибыль корпораций;

Unallotted Corporation’s Profits - нераспределённая прибыль корпораций,

Corporate Profits – прибыль корпоративного сектора экономики,

Dividends – дивиденды, которые корпорация выплачивает акционерам;

T individual - Individual Taxes – индивидуальные налоги;

N – Percent on the State Bonds – проценты по государственным облигациям

Действия макроэкономических агентов в модели кругооборота товарных и денежных потоков (доходов и расходов):

На рынке экономических ресурсов:

Домохозяйства:

- предоставляют на рынок экономических ресурсов факторы производства: труд, землю, капитал, предпринимательские способности;

- получают от фирм плату за использование факторов производства - факторные доходы (income): заработную плату, ренту, ссудный процент, прибыль;

Фирмы:

- платят домохозяйствам за использование факторов производства или за экономические ресурсы (несут издержки – costs): заработную плату, ренту, ссудный процент, прибыль;

- производят с помощью факторов производства товары и услуги для рынка товаров и услуг.

На рынке товаров и услуг:

Домохозяйства:

- покупают товары и услуги (потребительские расходы - consumption spending (C));

Фирмы:

- продают товары и услуги и получают доходы (revenue);

Государство:

- покупает товары и услуги (государственные закупки товаров и услуг – government spending (G));

Иностранный сектор:

- Продает товары и услуги (доходы от Im);

- Покупает товары и услуги (расходы на экспорт – Ex).

На финансовом рынке:

Домохозяйства:

- Предоставляют свои сбережения (S) фирмам;

- Предоставляют заём (loan) государству в случае дефицита государственного бюджета и/или дефицита торгового баланса;

Фирмы:

- Берут кредит (loanable funds) у домохозяйств (S) для инвестиций (I) в производство товаров и услуг;

Государство:

- Берёт заём (loan) у домохозяйств и иностранного сектора при дефиците государственного бюджета и/или дефиците торгового баланса;

Иностранный сектор:

- Предоставляет заём (loan) государственному сектору при дефиците государственного бюджета и/или дефиците торгового баланса

Вне макроэкономических рынков (по условиям, допущениям и ограничениям в модели кругооборота товарных т денежных потоков (доходов и расходов)):

Домохозяйства:

- Платят налоги (налоги – Tx) государству;

- Получают трансферты (трансферты – Tr) от государства;

или:

- Платят чистые налоги государству (T);

Государство:

- Получает налоги с домохозяйств (Tx);

- Платит трансферты (Tr) домохозяйствам,

или:

- Получает чистые налоги с домохозяйств (T)

E - Expenditures – Совокупные расходы (E = C + I + G + Xn) – Сумма расходов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора).

C - Consumption Spending – Потребительские расходы или расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. В развитых странах они составляют примерно 2/3 совокупных расходов и являются основным компонентом совокупных расходов. Потребительские расходы включают:

- - Current Consumption Spending - расходы на текущее потребление – на покупку товаров краткосрочного пользования, служащих менее одного года (однако вся одежда, независимо от срока её действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению);

- - Long Using Goods Consumption Spending - расходы на товары длительного пользования, служащие более одного года (мебель, бытовая техника, автомобили и др.), при этом исключение составляют расходы на покупку жилья, которые относят не к потребительским, а к инвестиционным расходам;

- - Services Consumption Spending - расходы на услуги (современную жизнь невозможно представить себе без наличия широкого спектра услуг, причём доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает).

Таким образом:

I – Investment Spending – инвестиционные расходы. Это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров, т.е., тех товаров, которые поддерживают и увеличивают запас капитала.

В Системе национальных счетов (СНС) (и соответственно в макроэкономике) инвестициями считаются только расходы на покупку инвестиционных товаров (оборудования, промышленных зданий и сооружений, жилых домов) и на товарно-материальные запасы. Любые другие расходы, которые могут принести доход в будущем (например, покупка ценных бумаг, антиквариата, произведений искусства и т.п.), к инвестициям не относятся, поскольку означают лишь передачу прав собственности на уже существующие активы либо перепродажу.

Поэтому, инвестиционные расходы включают инвестиции в основной капитал и в жилищное строительство, которые образуют фиксированные инвестиции ( Fixed Investment) и инвестиции в запасы ( Inventory Investment).

Таким образом:

Фиксированные инвестиции – Fixed Investment - включают в себя:

- инвестиции в основной капитал, которые состоят из расходов фирм на покупку оборудования и на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

- инвестиции в жилищное строительство, которые делают строительные фирмы, а оплачивают домохозяйства, покупая жильё.

Инвестиции в (товарно-материальные) запасы – Inventory Investment - включают:

- запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства;

- незавершённое производство, что связано с технологией производства;

- запасы готовой (произведённой фирмой), но ещё не проданной продукции.

Особенность инвестиций в запасы в том, что в ВВП учитывается не величина самих товарно-материальных запасов, а величина изменения запасов, которое произошло в течение года. Если товарно-материальные запасы увеличились, то ВВП увеличивается на соответствующую величину. Если товарно-материальные запасы уменьшились (в данном году была продана продукция, произведённая и пополнившая запасы в предыдущем году), то ВВП уменьшается на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

При подсчёте ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые частные внутренние инвестиции (Gross Private Domestic Investment).

В соответствии с особенностями функционирования основного капитала инвестиции делят на: валовые - Gross Investment, чистые - Net Investment и амортизацию - Capital consumption allowances (стоимость потреблённого капитала).

Валовые инвестиции представляют собой совокупные инвестиции или сумму чистых и восстановительных инвестиций (амортизации):

Net Investment – чистые инвестиции представляют собой дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Они являются основой расширения производства и роста объёма выпуска продукции.

Capital consumption allowances (стоимость потреблённого капитала) или амортизация – это часть инвестиций, которая идёт на возмещение износа основного капитала, который изнашивается, потребляется в процессе производства и требует замены, восстановления.

В экономике может иметь место три ситуации, связанные с инвестициями:

1) или - это означает, что в каждом следующем году реальный объём производства будет больше, чем в предыдущем, т.е., реальный рост экономики;

2) или - эта ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем;

3) или - в экономике не обеспечивается даже возмещение износа капитала, это «падающая» экономика в состоянии глубокого кризиса.

Деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции.

По форме собственности инвестиции делятся на частные (Private Investment), т.е., инвестиции частных фирм и государственные инвестиции (Government Investment). В Системе национальных счетов к инвестиционным расходам относятся только частные инвестиции, а государственные инвестиции включаются в государственные закупки товаров и услуг (G).

Кроме того, в качестве инвестиций в Системе национальных счетов учитываются только внутренние инвестиции (Domestic Investment), т.е., инвестиции, сделанные в экономику (на территории) данной страны и не учитываются зарубежные инвестиции (Foreign Investment), сделанные гражданами страны в экономику других стран.

Инвестиции представляют собой инъекции (injections) в экономику, а сбережения – изъятия (leakages) из экономики. Под инъекциями понимается все, что увеличивает поток расходов и, следовательно, доходов (за исключением потребительских расходов, которые не относятся ни к инъекциям, ни к изъятиям). Изъятия – это все, что сокращает поток расходов и, следовательно, доходов. Рост инвестиций увеличивает совокупные расходы (совокупный спрос), обеспечивает дополнительные доходы производителям, служит стимулом для увеличения национального продукта (выпуска). Рост сбережений сокращает совокупные расходы и может привести к сокращению производства. В равновесной экономике инъекции равны изъятиям.

G – Government Spending – государственные закупки товаров и услуг включают:

Government Consumption – государственное потребление, к которому относятся:

1) расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление социальную и производственную инфраструктуру;

2) оплата услуг (жалование) работников государственного сектора;

Government Investment – государственные инвестиции – инвестиционные расходы государственных предприятий.

Следует различать понятия «государственные закупки товаров и услуг» - Government Spending и «государственные расходы» - Government Spendings. Последнее понятие включает также Tr – трансфертные платежи и N – выплаты процентов по государственным облигациям, которые не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой и предоставляются не в обмен на товары и услуги.

Государственные расходы является важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса). В отличие от C и I, государственные расходы – это экзогенная величина или так называемый параметр управления. Государственные расходы не зависят от уровня дохода и всецело определяются макроэкономической (в первую очередь, фискальной) политикой правительства.

Государственные расходы возникают в связи с необходимостью выполнения государством его многочисленных функций, основными из которых в современной экономике являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности, т.е. «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей и обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика по защите окружающей среды)

Государственные расходы делятся на 2 группы:

1. государственные закупки товаров и услуг (например, расходы на строительство дорог, школ, больниц, выплата жалования чиновникам, учителям, врачам)

2. трансфертные платежи (например, пенсии, пособия по безработице, субсидии фирмам). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают перераспределение имеющегося совокупного дохода.

Государство может оказывать на экономику влияние прямое и косвенное. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, посколькуони непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенно е – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов (рост налогов сокращает оба эти вида расходов, а рост трансфертов их увеличивает).

1) Во-первых, государство делает закупки товаров и услуг (government spending - G), что связано с необходимостью содержания государственного сектора экономики, обеспечения производства общественных благ, выполнения функций по регулированию экономики и управлению страной. При этом заработная плата государственных служащих рассматривается не как плата за экономический ресурс на ресурсном рынке, а как оплата услуги на рынке товаров и услуг, так как эта оплата производится из средств государственного бюджета и является результатом перераспределения доходов. Государственные закупки товаров и услуг увеличивают совокупный спрос на национальный продукт, т.е. совокупные расходы.

2) Во-вторых, государство обязывает всех платить налоги (Taxes - Tx), являющиеся основным источником доходов государственного бюджета. Однако, выступая перераспределителем национального дохода, государство не только собирает налоги, но и выплачивает трансферты (Transfers - Tr). Трансферты - это платежи, которые домохозяйства и фирмы безвозмездно (не в обмен на товары и услуги) получают от государства. Трансфертные платежи государства домохозяйствам – это разного рода социальные выплаты (Social Benefits), такие как пенсии, стипендии, пособия по безработице, пособия по нетрудоспособности, пособия по бедности и др. Трансфертные платежи государства фирмам носят название субсидий (Subsidies).

3) В-третьих, в зависимости от состояния государственного бюджета государство может выступать либо кредитором, либо заемщиком на финансовом рынке. Если расходы государства (государственные закупки + трансферты) превышают доходы государства (налоги), что соответствует состоянию дефицита государственного бюджета, то государство для оплаты своих расходов должно занять деньги на финансовом рынке, выступая заемщиком. Для этого государство выпускает государственные облигации (делает внутренний заём) и продает их на рынке ценных бумаг домохозяйствам. Домохозяйства тратят часть своих сбережений на покупку государственных облигаций, обеспечивая возможность государству оплаты части его расходов, превышающих доходы казны, т.е. финансируя дефицит государственного бюджета. При этом государство выплачивает домохозяйствам процент по своим облигациям - N, делая их привлекательными для покупки. Выплаты процентов по государственным облигациям увеличивают доходы домохозяйств, но являются расходами государственного бюджета и носят название «расходов по обслуживанию государственного долга». Если же доходы государства превышают расходы (имеет место излишек (Профицит) государственного бюджета), то государство может выступить на финансовом рынке кредитором, покупая ценные бумаги частных фирм.

При этом равенство национального дохода национальному продукту сохраняется, поэтому в макроэкономике национальный доход и национальный продукт обозначаются одной буквой – Y (Yield). При этом величина национального продукта в состоянии равновесия равна сумме совокупных расходов (Expenditures):

Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Вот почему схема получила название модели кругооборота или модели круговых потоков. Материальные потоки движутся против часовой стрелки, а денежные – по часовой стрелке. Спрос движется по часовой стрелке, а предложение – против часовой стрелки.

Xn - Net Export – чистый экспорт – разница между доходами от экспорта (Ex) и расходами страны по импорту (Im) и соответствует сальдо торгового баланса Xn = Ex - Im

Национальные факторные доходы это:

- W - заработная плата – (Wages) рабочих и служащих и жалование (salaries) служащих частных фирм – доход от фактора «труд» (labor), включающий все формы вознаграждения за труд: основную заработную плату, премии, оплату сверхурочных работ и т.п. Жалование государственных служащих не включается в этот показатель, так как оно выплачивается из средств государственного бюджета, является результатом перераспределения национального дохода и частью государственных закупок (G), а не факторным доходом;

- R – рента – арендная плата, или рентные платежи (rental payments) – доход от фактора «земля» (land), включающий платежи, получаемые владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений). Если домовладелец не сдаёт в аренду часть помещений, то в Системе национальных счетов (СНС) учитывают доходы, которые он мог бы получать, если бы предоставлял все помещения в аренду. Эти вменённые доходы называются условно начисленной арендной платой и включаются в общую сумму рентных платежей;

- i – процент – процентные платежи (percent payments) – доход от фактора «капитал» (capital), включающий все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом (в том числе и по своим облигациям). Проценты, выплачиваемые по государственным облигациям, не включаются в этот показатель, так как эти выплаты – результат перераспределения, а не создания национального дохода;

- P – прибыль (profits) – это доход от фактора «предпринимательские способности». В СНС в соответствии с различиями в организационно-правовых формах фирм выделяют:

а) Incorporate Profits или Properietor’s Income– прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные фирмы и партнёрства, основанные на собственном (возможно, заёмном) капитале. Этот вид прибыли называется доходами собственников (Properietor’s Income).

б) Corporate Profits – прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале). Этот вид прибыли называется прибылью корпораций (Corporate Profits) и делится на три части:

- Corporate Taxes – налог на прибыль корпораций;

- Dividends – дивиденды, которые корпорация выплачивает акционерам;

- Unallotted Corporation’s Profits - нераспределённая прибыль корпораций, служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций и являющаяся основой для расширения производства корпорации.

Сумма национальных факторных доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли) образует национальный доход:

NI = W + R + i + P

Кроме факторных доходов в ВВП, подсчитываемом по доходам, учитывают два элемента, которые не являются доходами собственников экономических ресурсов:

Indirect Business Taxes – косвенные налоги на бизнес, представляющие собой часть цены товара или услуги. Особенностью косвенных налогов является то, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Поскольку ВВП – это стоимостной показатель, то, как в цену любого товара, в него должны быть включены косвенные налоги. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не являясь собственником экономических ресурсов.

А – амортизация (стоимость потреблённого капитала). Её следует учитывать при подсчёте ВВП, так как она также включается в цену любого товара.

Добавив к национальному доходу - NI косвенные налоги - и стоимость потреблённого капитала, амортизацию – A – получим Валовой национальный продукт – GNP.

Y – Yield - Cовокупный доход (Y = C + S + T)

Под налогами здесь понимаются чистые налоги, представляющие собой разницу между налогами (Tx) и трансфертами (Tr):

T = Tx – Tr

При анализе модели кругооборота выплаты процентов по государственному долгу специально не выделяются и учитываются в величине трансфертов, поскольку так же, как и трансферты, выплачиваются не в обмен за товар или услугу.

Государственные закупки товаров и услуг являются инъекциями, а (чистые) налоги – изъятиями из потока расходов и доходов, поэтому формула равенства инъекций и изъятий приобретает вид:

I + G = S + T

Трансферты и выплаты процентов по государственным облигациям являются инъекциями, так как увеличивают поток доходов и, следовательно, расходов.

Национальный доход (national income NI - Y), являющийся суммой факторных доходов, т.е. доходом, заработанным собственниками экономических ресурсов (домохозяйствами), отличается от дохода, который домохозяйства могут распоряжаться и расходовать по собственному усмотрению, т.е. от располагаемого дохода (disposal income – Yd). В соответствии со схемой кругооборота располагаемый доход отличается от национального дохода на величину налогов, которые домохозяйства платят государству, и величину трансфертов, которые государство платит домохозяйствам, поэтому, чтобы получить величину располагаемого дохода, надо из национального дохода вычесть налоги (Тх) и прибавить трансферты (Тr) (а также выплаты процентов по государственным облигациям, если таковые имеются), т.е. вычесть чистые налоги

Т = Тх – Тr

В общем виде можно записать:

Yd = Y - Tx + Tr

или

Yd = Y – T

Располагаемый доход домохозяйства используют на потребление и сбережения:

Yd = C + S

Различают следующие виды сбережений:

1) личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

S personal = РЛД – С;

2) сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;

3) частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

S private = S personal + S business;

4) государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации

Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

5) национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

S national = S private + S government

6) сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

S foreign = Im - Ex > 0

Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

К изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт

Наличие в модели кругооборота иностранного сектора превращает её в четырехсекторную модель (частный и государственный (образующие национальный) и иностранный сектора) экономики (модель открытой экономики) и означает необходимость учета взаимоотношений национальной экономики с экономиками других стран, которые, в первую очередь, проявляются через международную торговлю товарами и услугами - через экспорт и импорт товаров и услуг. Поскольку в схеме кругооборота отражены только денежные потоки, то под экспортом (export – Ex) понимается выручка (доходы) от экспорта (стрелка от иностранного сектора), а под импортом (import – Im) – расходы по импорту (стрелка к иностранному сектору).

Соотношение экспорта и импорта отражается в торговом балансе. Если расходы по импорту превышают доходы от экспорта (Im > Ex), то это соответствует состоянию дефицита торгового баланса. Финансирование дефицита торгового баланса (разницы между расходами по импорту и доходами от экспорта) может осуществляться:

а) за счет иностранных (внешних) займов у других стран или у международных финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд, Мировой банк и др. (заметим, что внешний займ может использоваться также для финансирования дефицита государственного бюджета)

б) за счет продажи иностранцам финансовых активов (частных и государственных ценных бумаг) и поступления в страну денежных средств в счет их оплаты.

И в том, и в другом случае в страну (на финансовый рынок) происходит приток денежных средств из иностранного сектора, что носит название притока капитала (capital inflow). Это позволяет профинансировать дефицит торгового баланса. Если же доходы от экспорта превышают расходы по импорту (Ex > Im), что означает излишек (профицит) торгового баланса, то из страны происходит отток капитала (capital outflow), поскольку в этом случае иностранцы продают данной стране свои финансовые активы и получают необходимые для оплаты экспорта денежные средства.

В четырехсекторной модели (модели открытой экономики) принцип равенства доходов и расходов также сохраняется. С учетом расходов иностранного сектора, которые носят название «чистый экспорт» (net export - Xn) и представляют собой разницу между экспортом и импортом:

Хn = Ex – Im

можно записать формулу совокупных расходов, которые равны сумме расходов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора:

Е = C + I + G + Xn

Формула совокупного дохода:

Y = C + S + T

Доход используется на потребление, сбережения и выплату налогов. Поскольку в состоянии равновесия - Е = Y, то отсюда следует, что:

C + I + G + Xn = C + S + T

Это равенство носит название макроэкономического тождества. При этом величина совокупных расходов равна стоимости совокупного (валового) внутреннего продукта (ВВП):

Y = Е= C + I + G + Xn

Чтобы вывести из макроэкономического тождества формулу равенства инъекций и изъятий следует иметь в виду, что в показателе чистого экспорта присутствует и инъекция (т.е. экспорт, представляющий собой расходы (спрос) иностранного сектора на продукцию данной страны, и, следовательно, часть совокупных расходов, увеличивающий поток расходов и доходов) и изъятие (т.е. импорт, являющийся «утечкой» части совокупного дохода страны в иностранный сектор и, следовательно, сокращающий внутренние расходы и соответственно доходы), поэтому формула равенства инъекций и изъятий должна быть записана как:

I + G + Ex = S + T + Im

Схема кругооборота показывает все виды взаимосвязей и взаимозависимостей в экономике. Теперь предмет исследования макроэкономики можно определить более точно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: