Правовые основы бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хоз.д-ти, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Правовое регулирование бухгалтерской отчетности.

Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является ФЗ «О бухгалтерскому учете». Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденном приказом Минфина РФ от 6 июля 1999г. № 43н. Типовые формы бух.отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ. В качестве примера можно указать на приказ Минфина РФ от от 2 июля 2010 г. N 66н. «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Состав бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Законом в состав бухгалтерской отчетности организаций, за исключением бюджетных, включаются:

- бухгалтерского баланс

- отчет о прибылях и убытках

- приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

а) форму отчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств;

в) форму отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (последний календарный день отчетного периода). Баланс организации именуется самостоятельным балансом юридического лица. Филиалы и подразделения организации могут иметь отдельный баланс. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, эта организация, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.В бухгалтерском балансе имущественное и финансовое положение организации представляется данными о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). К активам, например, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе. В законодательстве используется также понятие «чистых активов». Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов суммы обязательств. В составе пассивов учитываются капиталы и резервы организации, заемные средства, кредиторская задолженность и др. Долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года) активы и пассивы фиксируются отдельно.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты д-ти орг-ции за отчетный период, т.е. за тот период, за который орг-ция составляет отчетность (квартал, полгода, 9 месяцев, год). Данный документ содержит следующие показатели:

1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:

- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей, то есть нетто-выручка);

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

- валовая прибыль;

- коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);

- управленческие расходы;

- прибыль (убыток) от продаж.

2. Операционные доходы и расходы:

- проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процентов по облигациям, депозитам и т.п.);

- доходы от участия в других организациях (доходы по финансовым вложениям в ценные бумаги других организаций, а также доходы от участия в совместной деятельности без образования юридического лица);

- прочие операционные доходы/расходы (например, данные по операциям, связанным с движением имущества).

3. Внереализационные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения.

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности.

4. Чрезвычайные доходы и расходы (последствия стихийных бедствий, пожаров, аварий, национализации имущества и т.п.)

Чистая прибыль: нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Предусмотренные нормативно-правовыми актами приложения должны обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки имущественного и финансового положения организации и финансового результата ее деятельности. Среди приложений можно назвать отчет об изменениях капитала (уставного, добавочного, резервного капитала, фондов организации, а также средств целевых финансирования и поступлений); отчет о движении денежных средств; отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

С 01.01.2013 в действие вступает действие новый федеральный закон, регулирующий бухгалтерский учет (Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

На данный момент действует ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ "О бухгалтерском учете").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: