Дорожная одежда – это конструкция, состоящая из слоев различных материалов с разными свойствами.
Такая ситуация существенно усложняет выполнение практических расчетов (особенно при ручном счете). Для упрощения используются понятия об эквивалентных системах или слоях.
Представим полупространство толщиной 2 м.
l1<lo
Для упругой среды lo:
,
где Р – удельное давление от колеса на единицу площади;
D – эквивалентный диаметр;
μ – коэффициент Пуассона.
Имеем материал с модулем упругости Еэ, но однородный.
.
Таким образом, используя данный подход, можно заменить двухслойную систему на однослойную. Слой из однородного материала с модулем Еэ называется эквивалентным слоем двухслойной системы.
Для практических расчетов разрабатываются формулы и номограммы, связывающие двухслойную систему и эквивалентные ей однослойные системы.
Номограмма учитывающая свойства и толщину слоев связывает параметры Е1, h, Еэ, D, Ео
Используя понятие об эквивалентных слоях можно любую многослойную конструкцию привести к однослойной или к двухслойной, что существенно упрощает практические расчеты.
|
|
– из графика => К3
13. Конструкция жестких дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями.
К жестким относят д.о., содержащие слои с высоким модулем упругости – д.о.с покрытием из ц.б.и его разновидностей. Ц.б. приктически не обладают реологическими свойствами т.е. являются упругим материалом. Это не дает возможности рассеивать энергию и осуществлять релаксацию напряжения, в следствии чего, возможны более высокие напряжения от действия температур и нагрудок.
Жесткая дорожная одежда может быть с цементобетонным покрытием, а также с асфальтобетонным покрытием на основании из цементобетона, расчлененного деформационными швами. Основное отличие жестких одежд заключается в наличии деформационных швов. Виды деформационных швов: сжатия, расширения, продольные, коробления, технологические.
Покрытия жестких одежд могут быть монолитные и сборные, армированные и неармированные, предварительно напряженные и струнобетонные.
Монолитная – устроена на всю ширину ввиде бесконечной бетонной ленты, швы нарезаны в затвердевшем бетоне.
Сборная – устраивается из плит, которая соединяется между собой непосредственно на а.д. применяется в труднодоступных регионах.
Армированная – устраивается путем укладки внизу арматурной сетки или арматуры. Применяется на аэродромах, высоких насыпях(более 6м), подходах к мостам.
Струнобетонные – в качестве арматуры используется высокопрочная стальная проволока, которая подвергается предварительному напряжению.
|
|
Конструкция цементобетонной одежды включает следующие слои:
1. Покрытие – из цементобетона (16-24см).
Может быть двухслойным (нижний слой делают из менее прочных материалов).