Критерий косвенно учитывает устойчивость к усталостным, силовым и пластическим деформациям, т.е. он является интегральным. Упругий прогиб под колесом расчетной нагрузки в расчетный период года не должен превышать некоторого допустимого значения l ≤ [ l ]
Считаем деформацию в упругой стадии в расчетный период. Для удобства расчетов вместо прогиба пользуются понятием модуля упругости,тогда условие приобретает вид: Eф ≥ Етр,
где Eф – фактический эквивалентный модуль упругости дорожной одежды;
Етр – требуемый эквивалентный модуль упругости дорожной одежды.
Чтобы учесть надежность при работе конструкции в условие прочности вводится коэффициент запаса прочности и окончательно критерий принимает вид: Eф ≥ Етр∙Кз
Кз– коэффициент запаса прочности зависящий от уровня надежности, Кз > 1.
Фактический эквивалентный модуль можно определить экспериментально путем измерения прогиба в расчетный период. На стадии проекта Еф определяют расчетом, используя теорию и номограммы расчета эквивалентных слоев.
|
|
Требуемый модуль это эмпирический параметр, который получен на основе обработки экспериментальных данных. Значение требуемого модуля зависит о следующих факторов:
Етр = f(к, А, Np)
К – степень капитальности дорожной одежды;
А – вид расчетной нагрузки;
Np – интенсивность движения расчетной нагрузки.
В настоящее время при расчете Етр учитывается интенсивность движения в сумме за весь срок эксплуатации в течение расчетного периода.
Требуемый модуль определяют по формуле: Етр = 98,65 ∙ [lg ∙ (∑Np)-C]
∑Np – суммарная интенсивность движения расчетного авто в течение расчетного периода за весь срок эксплуатации;
С – параметр, зависящий от степени капитальности дорожной одежды и вида капитальной нагрузки. Чем выше капитальность и нагрузка, тем меньше С.
При вычислении суммы ∑Np используются различные методики.
Полученное значение Етр сравнивают с мин. допустимым его значением и окончательно в расчет принимают большее значение.
В качестве расчетного периода в РБ принята температура +10°С => при расчете по критерию упругого прогиба все характеристики материалов принимают при температуре +10°С.
Достоинства критерия: простота и определенное совпадение с экспериментальными исследованиями.
Недостатки: трудно поддается корректировке особенно при применении новых материалов и конструкций. Расчетный период работы является достаточно узким и не охватывает возможное накопление деформаций в другое время.