Пояснительная записка

Основной задачей данных занятий является:

· первоначальное формирование звуковой стороны речи, куда входят подготовительные артикуляционные упражнения;

· коррекция произношения дефектных звуков;

· развитие слоговой структуры слова;

· развитие фонематического восприятия.

Речевой материал расположен в той последовательности, в какой обычно ведется логопедическая работа. Речевой материал построен на изучении всех звуков, является наиболее полным и последовательным. Данный материал можно использовать как для индивидуальной работы, так и для групповой. При обучении грамоте работа ведется с изучением звука и буквы, что способствует улучшению запоминания начертания буквы, облегчит работу при обучении чтению. Включены упражнения по профилактике дисграфии и дислексии. Используются схемы слогов и слов. Опыт показал, что использование данной методики позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чтению и письму.


Систематизация речевого материала по звуковой культуре речи и обучению грамоте, с учетом календарного изучения

Месяц / неделя Услов­ное обозначение буквы Речевой материал по звуковой культуре речи Речевой материал по обучению грамоте
3/09 А 1. Звук А - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук А, рот широко открыт, язык отодвинут назад. 2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А: И - У - А - О - У - А - И - А - А - Ы - О - А - У. 3. Определи место звука А в слове: аист, Аня, мука, ива, санки, ананас, облако. 4. Назови первый звук в слове: уши, улитка, апельсин, обувь, индюк, арка, овощи, астры, удочка, антенна, армия. 5. Подобрать картинки, в названии которых первый звук А. 6. Послушай и назови, в каких словах слышится звук А: утюг, Алик, танк, мука, аист, мак, пила. 7. Выучить: Аист, азбука, айва Начинается на А. 1. Вспомнить, что [а] - гласный. 2. Назвать слова со звуком [а]. 3. Определить место звука [а] в словах, танк, мука, аист, мак, пила. 4. В названии каких овощей есть звук [а]? 5. Запомнить буквы А а.На что похожа буква А? Вот два столба наискосок, А между ними - поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. (С. Маршак) 6. Выложи буквы А, а из счетных палочек, шнурков, ручек. 7. Напечатать буквы А,а. Запомнить, что большая буква пишется в две клеточки, маленькая — в одну. Расстояние между букв в строчке - одна клетка. 8. Сделать звуко - буквенный анализ слов: вата, мак. Зарисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах. 9. Посмотреть на рисунок и определить какую букву хотел нарисовать художник.
4/09 О 1. Звук О - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук О, губы округлены. 2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук О: О-И-У-О-А-И-О-И-О-У-А-И-О-О. 3. Определи место звука в слове: одежда, рот, окно, пальто, кот, ток, яйцо. 4. Назови первый звук в слове, утка, окно, аист, ива, обувь, Ира, Оля, Анна. 5. В каких слышится звук О: одежда, рот, муха, окно, мак, дом, ток, бинт, паук. 6. Подобрать картинки, в названии которых встречается звук О. 7. Загадка про телевизор, выучить: Вот так дом - одно окно: А в окне идет кино. 1. Вспомнить, что «о» - гласный. 2. Назовите слова, которые начинаются на звук «о». 3. Придумайте слова, где бы звук «о» был в начале, середине, конце. 4. Расшифруйте слово, состоящее из первых звуков слов: обувь, кит, нога, аист (окна). 5. Выучи, на что похожа буква «О»? Посмотри на колесо И увидишь букву «о». (В. Степанов) 6. Выложите букву «о» из шнурка, пластилина. 7. Напечатайте букву О.о: слоги: ом, мо, мом, ум, ам. 8. Сделайте звуко - буквенный анализ слов: лом, окно. 9. Подберите схему к словам: рот, лом, мох, нос, сон, пол, гол, вол. 10. Напечатай знакомые буквы, которые видишь среди многих.
1/10 И 1. Звук И - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук И, губы в улыбке, язык в низу. 2. Подними красный карандаш, когда услышишь звук И: И-О-А-У-О-И-У-И-А-И-И - Ы. 3. Подбери картинки, где встречается звук И. 4. Назови первый звук в словах: Ира, Ольга, август, угол, ива, игла. 5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук И: ива, рот, дом, вилка, пила, игра, мак, утка, мухи. 6. Определи место звука в словах: ива, иголка, иней, малина, пауки, маки. 7. Выучи: Иней лег на ветки ели. Иглы за ночь побелели. 1. Вспомни, что «и» - гласный звук. Запомни, что «и» смягчает предыдущую согласную и она читается мягко. 2. Придумай слова, которые начинались бы на звук «и». 3. Придумай слова, в которых бы звук «и» стоял в начале, середине, конце. 4. Зашифруйте имя ребенка словами, чтобы можно было угадать его по первым звукам слов. 5. Выучи, на что похожа буква «и»? На что похожа буква «и»? На калитку посмотри: Чем она не буква «и»? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. (В. Степанов) 6. Выложите букву «и» из палочек, шнурка, цепочки. 7. Напечатайте букву И, и; слоги: им, ип, ит, им, пи, ти; слова: кит, пик, ива. 8. Сделай звуко - буквенный анализ слов вилка, игла. 9. Собери слова: ги -но, но -ки, ка - вил. 10. Нарисуй в воздухе, а затем в тетради букву И, и.
  2/10 Ы 1. Звук Ы - гласный звук (его можно петь, тянуть, во рту не встречает преграды). Когда мы его произносим, губы в улыбке, язык отогнут. 2. Встань, когда услышишь звук Ы: Ы-У-А-О-Й-Ы-Ы-О-У-Ы-О-А-Ы-Ы. 3. Назови первый звук в слове: Аня, уши, осень, иволга, игла. 4. Подбери картинки, в которых встречается звук «ы». 5. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук «ы»: дым, тыква, дыня, бык, дубы, паук, коты, вилы, ножи. 6. Назови слова в которых встречается звук «ы». 7. Выучи: Когда ноги ВЫ, Когда ноги МЫ, Когда ноги ТЫ, Тогда ноги ВЫМЫТЫ. 1. Вспомнить, что «Ы» - гласный. 2. Назвать слова со звуком «ы». 3. Определить место звука в слове. 4. Выучить: На что похожа буква Ы? Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. (В. Степанов)
3/10 У 1. Звук У - гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук У, губы вытянуты трубочкой (артикуляционное упражнение «Трубочка»), 2. Подними красный карандаш, если услышишь звук У И-У-А-О-У-А-У-И-Ы-И-У-У-А-О 3. Подобрать картинки, в названии которых встречается звук У. 4. Определи место звука в слове: утка, муха, паук, какаду. 5. Назови, звук стоящий в начале слова: утка, ива, огонь, автомобиль, угол, окно, иголка. 6. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук У: муха, паук, ива, утюг, удав, окно, юла. 7. Выучи: Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. 1. Вспомнить, что «У» - гласный. 2. Назовите слова со звуком «У». 3. Придумайте слова, в которых звук «У» стоял бы в начале слова, середине, конце. 4. Собери слово: Т, К, А, У; X, О, У; А, Р, У; П,У, С 5. Выучи: На что похожа буква «У»? У - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву «У». (В. Степанов) 6. Напечатай букву У, у. Соблюдая интервал между буквами. 7. Выложи из шнурка, карандашей, пластилина букву «У». 8. Напечатай слоги, слова с буквой «У». 9. Сделать звуко - буквенный анализ слов: дуб, утро, суп. 10. Придумай слова к схеме: - У-, У -; У - -; У - - -. 1.1. Сложи из азбуки слова с буквой «У».
4/10 Н 1. Звук Н - согласный, твердый. Когда произносим звук «Н», кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). 2. Определите место звука в словах: нога, спина, енот, сон, лен, окно. 3. Сделать звуко - буквенный анализ слов, сон, енот. 4. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Н»: нога, рука, нос, сапог, ум. 1. Запомни, что «Н» - согласный, звонкий, твердый. 2. Выучи: На что похожа буква «Н»? Там я букву Н найду, Где гамак висит в саду. (В. Степанов) 3. Определи позицию звука «Н» в словах: нос, колено, окна. 4. Придумай слова со звуком «Н». 5. Собери слово по первым буквам: нитки, окно, гриб, автобус (нога). 6. Выложи букву «Н» из подручного материала. 7. Напечатай букву Н н; слоги: ан, он, ен, ун, ну, на, но. 8. Напиши по памяти знакомые буквы. 9. Сделай звуко - буквенный анализ слова «накат». Зарисуй к нему схему. 10. Определи, что хотел нарисовать художник и дорисуй.
1/11 С, С' 1. Звук С - согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука С губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (голоса нет), воздушная струя холодная. 2. Определите место звука С в словах: санки, носки, пылесос, кактус. 3. Сделать звуковой анализ слогов: са, со, су, сы, ас, ос, ыс, ус 4. Определите место звука Сь в словах: семь, письмо, сетка, сито, гусь, василек. 5. Игра «Какая - какое – какой?» (синий, синее, синяя). 6. Собери слова: С, Н, А, О, С; О, Т, И, С. 7. Составьте предложение из слов: сад, в, стоять, высоко, сосна. 8. Выучить: У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след. Мы сидим на лесенке И поем мы песенки. 1. Вспомнить, что «С» - согласный, глухой, твердый. 2. Придумайте слова, в которых звук С стоял бы в начале, середине, конце слова. 3. Перечислите названия посуды в которых присутствует звук С. 4. Выучить: На что похожа буква «С»? Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. (В. Степанов) 5. Напечатайте букву С, с; слоги: ас, ос, ус, не, ее, слова: сок, сани, сумка, коса. 6. Зашифруйте слово «суп». 7. Определи, что хотел написать художник 8. Составь схему к словам: сок, усы, носок. 9. Сделай звуко - буквенный анализ слов: суп, нос, сито.
  2/11 К 1. Звук К - согласный, твердый, глухой. При произнесении звука К рот приоткрыт, кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, голоса нет. 2. Повтори слоги: ка - ко - ку - кы; ко - ку - кы – ка; ку - кы - ка - ко; кы - ка - ко – ку. 3. Определи количество звуков в слогах, словах: ак, ко, ук, кы, кукла, кот, ток. 4. Найди одинаковый звук в словах, булка, ветка, клетка, белка, кот. 5. Отбери картинки со звуком К, определи их местоположение. 6. Игра «Сосчитай до пяти». 1 кот, 2 кота, 3 кота, 4 кота, 5 котов. 7. Выучи скороговорки: Клала Клава лук на полку. Кликнула к себе Николку. Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке. 1. Вспомни, что «К» - согласный, глухой, твердый. 2. Назвать одинаковый звук в словах: ключ, ветка, кот, кит, коньки, кресло, коса. 3. Придумай слова, в которых звук К стоял бы в начале, середине, конце. 4. Назови персонажей сказок, имена которых начинаются со звука К. 5. Расшифруй слово: кукла, игла, танк (кит). 6. Выучи: На что похожа буква «К»'? Кто отправляется в полет, В клюве веточку несет? (Г. Виеру) Сигнальщик держит два флажка. С флажками он - как буква К. (В. Степанов) 7.Г рамматическая арифметика Кабан - ан + лук =? (каблук) Ква + рак - ак + тира =? (квартира) Кот + елка – кА =? (котел) 8. Выложи из подручного материала букву К. 9. Напечатай слоги с буквой К. 10. Сделай звуко - буквенный анализ слов: кот, утка 11. Закончи рисунок.
3/11 Т 1. Звук Т - согласный, твердый, глухой. При произнесении звука Т, кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, голоса нет. 2. Повтори за мной цепочку слогов, слов со звуком Т: та - то - ту - ты - ат - от - ут - ыт - танк - ток - тур - тыл - трава - тулуп. 3. Сделай звуко - буквенный анализ слов. Определи место звука в словах. 4. Отложи картинки со звуком Т. 5. Прохлопай количество слогов в словах со звуком Т: тополь, таракан, тулуп, тут, ток, тара. 6. Игра «Один - много». 7. Выучи скороговорку: Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали. Да ноги - то оттопали. 1. Вспомни, что звук Т - согласный, твердый, глухой. 2. Назови посуду, в названии которой есть звук Т. 3. Определи место звука Т в слогах, словах. 4. Найди одинаковый звук в словах: тигр, платье, кот, тарелка, нитки, 5. Посмотри на картинки и определи, какое слово зашифровано, (трактор, ракета, утюг, дом - труд) 6. Выучи: На что похожа буква Т? Молоток стучит: «Тук - тук! Букве Т я старый друг». (В. Степанов) 7. Выложи из счетных палочек букву Т. 8. Напечатай буквы Т.т; слоги: ат, от, ут, ыт; слова: тут, том, там, пот, тыква. 9. Напечатай предложение: Тут Тома. 10. Запомни: имена, название городов, рек, первое слово в предложении пишем с большой буквы, 11. Запомни: слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка. 12. К словам подбери схемы: том, так, ток, тур, кот, сыт, тот, пот, 13. Исправь ошибку художника
4/11 Л 1. Звук Л - согласный, твердый, звонкий. При произнесении, кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, есть голос. 1. Вспомни, что «Л» - согласный, звонкий, твердый. 2. Назови игрушки со звуком «Л». 3. Определи место звука в словах: лопатка, полка, пол. 4. Придумай слова, начинающиеся на слог: Ла..... Ло.... Л у... Лы... 5. На что похожа буква «Л»? Алфавит продолжит наш Буква Л - лесной шалаш. (В. Степанов) 6. Выложи из палочек: Л, л, ал, ул, ол, ыл, эл, ла, ло, лу, лэ, лак, лук, лупа. 7. Сделай звуко - буквенный анализ слов: лупа, плот. 8. Игра «Измени слово», 9. Подбери к схеме слова: - - л, л - -. 10. Исправь ошибку художника.
1/12 Р 1. Звук Р - согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука Р - кончик языка касается бугорков за верхними губами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит, голосовые связки работают, есть голос. 2. В тетради зарисуй картинки, чтобы звук Р стоял в начале, середине, конце слова. 3. Определи количество слогов в словах: рубашка, крыша, рот, карандаш. 4. Игра «Четвертый лишний». 5. По серии картинок составь 5-6 предложений. 6. Послушай рассказ «Снеговик». Определи количество в нем предложений, в предложении - слов, в слове - слогов и звуков. Перескажи текст. 7. Выучи: На горе Арарат Растет крупный виноград. Проворонила ворона вороненка. 1. Звук Р - согласный, тонкий, твердый, 2. Вспомни и назови мебель, в названии которой есть звук Р (кресло, кровать, сервант, картина, ковер). 3. Определи место звука в словах: борщ, рыба, шар, 4. Придумай рифму к: Ра - ра - ра - высокая гора, Ро - ро - ро -_ Ру - ру – ру - Ре - ре - ре - Ри - ри - ри - Ар - ар - ар - Ор - ор - ор - Ир - ир – Ир - 5. Выучи: На что похожа буква Р? Буква Р - на мачте парус. Вдаль плывет, небес касаясь. (В. Степанов) 6. Вставь букву Р:... ак,...епа,...едис,...ама. 7. Придумай предложение со звуком Р. 8. Сделай звуко - буквенный анализ слов: рот, рис. 9. Собери слово: КА, НО, РА, РЕ, СА, ТА, РО, ГА, ПА. 10. Подбери схему к словам: рак, рот, рука, рык, рис, нора, кора, Вера, тара, 11. Дорисуй букву Р.
2/11 В 1. Звук В - согласный, звонкий, твердый. При произнесении звука В, нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, есть голос. 2. В тетради зарисовать картинки со звуком В. 3. Сделать звуко - слоговой анализ слов: вата, ворона. 4. Прочти предложение и определи количество слов, в словах - слогов, в слогах - звуков. 5. Игра «Четвертый лишний». 6. Составь 3-4 предложения по серии картинок. 7. Выучи: Воробья врачи спасли, В вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами. Волновал траву с цветами. 1. Выучи, что звук В - согласный, звонкий, твердый. 2. Назови имена мальчиков, которые начинаются на звук В. 3. Из перечисленных слов, определи какой звук одинаковый: василек, велосипед, дверь, ворона, вход, волк, видео. 4. Игра «Камень-вата». Определить твердость и мягкость звука в словах: вилка, варежки, веник, волк, вьюга. 5. Игра «Узнайте звук». 6. Выучи: На что похожа буква В? Словно букву В Алена Держит Трубку телефона. (В. Степанов) 7. Игра «Буква потерялась». 8. Игра «Найди лишнее слово»
3/12 Е 1. Звук Е – гласный. При произнесении звука Е, используются две артикуляции звуков Й, Э. 2. Определи на какой звук начинаются слова: енот, ель, Егор, единица, ежевика. 3. Выбери из представленных картинок только те, в которых есть звук Е. 4. Придумай слова в которых звук Е стоит в начале, середине, конце. 5. Выучи: У ежа ежата, У ужа - ужата. Еле - еле Лена ела. Есть от лени не хотела. 1. Вспомни, что звук Е - гласный. 2. Определи место звука Е в словах: мел, енот, ель, село, река, еда, варенье, 3. Игра «Камень - вата». 4. Игра «Слово потерялось», 5. Придумай слова к схеме; - е-,е--,е---, -е -. 6. Выучи: На что похожа буква Е? На дворе - такая жалость! Наша лесенка сломалась, Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)
4/12 П 1. Звук П - согласный, глухой, твердый. При произнесении звука П, губы сомкнуты и под напором выдыхаемого воздуха размыкаются. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, голоса нет. 2. Повтори за мной: ап - оп - уп - ип - ып. 3. Определи место звука в словах: липа, пила, луна, панама, потоп, топ. 4. Выберите картинки со звуком П. 5. Придумайте слова на слоги: па, по, пу, пи. 6. Игра «Четвертый лишний». 7. Выучи: Петя пилил пилой пень. За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам. 1. Вспомни, что звук П - согласный, глухой, твердый. 2. Придумай слова на звук П. 3. Определи место звука П в словах: помидоры, пионы, пальто, потоп, стоп. 4. Придумай рифму к слогам: па, по, пу, пи. 5. Выучи: На что похожа буква П? Пойдем отсюда по тропе, И мы дойдем до буквы П. (С. Маршак) 6. Напечатай звук П, п; слоги; па, по, пу, пи; слова: пила, пилот, папа, пуп. 7. Сделай звуко - буквенный анализ слов: пума, пила. 8. Нарисуй схему к словам, 9. Дорисуй букву.
3/01 М 1. Звук М – согласный, звонкий, твердый. При произнесении звука М, губы сомкнуты и не размыкаются. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, есть голос. 2. Повтори за мной: ма—мо—му—мы-ми-ме-мю-мя. 3. Звуковой анализ обратного слога. Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой первый звук? Какой второй? Произнесем слог, проговаривая 1 и 2 звук: ам, ум, им. 4. Подобрать картинки, в которых есть звук «м». 5. Прохлопай слога в словах: мак, муха, машина. 6. Выучить: Мед в лесу медведь нашел. Мало меду, много пчел. Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мо - мо - мо — едим эскимо. Мы - мы - мы - прочитали мы. Ми - ми - ми - поем ноту ми. 1. Запомни, что «м» - согласный, звонкий, твердый. 2. Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, макароны, манка, молоко, морс). 3. Определить место звука в словах: мох, дом, дама, малина, лимон. 4. Вспомнить и назвать слова, начинающиеся на слог: ма, мо, мы, ми. 5. Напечатать буквы М м; слоги: ма, мо, му, мы, слова: мама, машина. 6. Сделать звуко - буквенный анализ слов: дом, мука. 7. Придумай к схемам слова: - - м, м - -. 8. Определи, что напутал художник.
4/01 З 1. Звук «3» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении зубы сближены, губы немного растянуты, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, есть голос. 2. Определить позицию звука в словах: коза, глаз, зуб, замок, роза, заяц. 3. Прохлопай слова: запад, коза, роза, заноза, муза, зонт, фазан. 4. Игра «Чего не стало?» Козы - нет коз, зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда. 5. Составлять предложения по сюжетным картинкам. 6. Выучить скороговорку. Звенит звонок, звонок зовет, И Зоя в класс к себе идет. 7. Объясни: За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь 1. Вспомни, что «з» - согласный, звонкий, твердый. 2. Рассмотри картинки. Найди одинаковый звук в словах. 3. Определить место звука в словах: коза, зубы, гнездо, ваза, забор. 4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: дятел, очки, часы, кубик, аквариум (дочка) 5. На что похожа буква «3»? З не просто завитушка, З - пружинка, крендель, стружка. 6. Выложить букву «З» из палочек, веревочек. 7. Написать буквы: З з; слоги, слова со звуком «З». 8. Составь слово из рассыпной азбуки. 9. Сделать звуко - буквенный анализ слова: зонт 10. Исправь ошибку.
1/02 Б 1. Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении губы сомкнуты и разжимаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, есть голос. 2. Повтори за мной: аб - об - уб; аб - уб - об; об – уб - аб; аб - об - уб - иб; об - уб - иб - аб; уб - иб – аб - об. 3. Определи последний звук в словах: боб, дуб, хлеб, столб. 4. Подбери картинки, где встречаются в словах звук «Б». 5. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук «Б»: банан, бобер, столб, стоп, топ, белка, паутина, подкова, барабан. 6. Определи количество слогов в словах: боб, бор, дуб, белка, бочка, баран, Буратино, бабочка, берет, береза, билет. 7. Игра «Чего не стало». 8. Выучить чистоговорку: Ба - бо - бы - на дворе стоят столбы. Бу - бы - ба - из окна торчит труба. 1. Запомнить, что «Б» - согласный, звонкий, твердый. 2. Вспомнить и назвать слова со звуком «Б» 3. Определить место звука «Б» в словах: банан, губы, буквы, соболь. 4. Назвать животных со звуком «Б» (бык, буйвол, кабан, собака, баран, зебра, соболь, бобр, бизон). 5. Придумать как можно больше слов на слоги «ба» и «бу» 6.Выучить «На что похожа буква Б» Буква Б проснется рано. Буква Б - бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров. Богатырь Борис Бобров! (В. Степанов) 7. Напечатать буквы, слоги, слова со звуком «Б». 8. Сделать звуко - буквенный анализ слов: дуб, баня. 9. Исправь ошибку.
2/02 Д 1. Звук «Д» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, есть голос. 2. Из представленных картинок выбрать те, в которых встречается звук «Д». 3. Звуко - слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон. 4. Определить место звука «Д» в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша, звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда. 5. Игра «Сосчитай до пяти» (один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов). 6. Составь слова из слогов: зве, зды, дыш, лан, до, блюю, я, ды, го, до, ста, ка, дуд, сол. 7. Собери предложение: Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на, небо. Судак, плавать, в, река. 8. Запомни чистоговорку: Да - да – да, да - да - да - моет руки нам вода, Ды - ды - ды, ды - ды - ды - мы не можем без воды. До - до - до, до - до - до - моем мы лицо водой. Ду – ду – ду, ду – ду – ду – сильно на руки подуй. 1. Запомнить, что «Д» - согласный, звонкий, твердый. 2 Назвать слова на звук «Д». 3. Определить позицию звука «Д» в именах: Даша, Дима, Федот, Лида, Данила. Богдан. 4. Найди одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика. 5. Отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. 6. Выучи: «На что похожа буква «Д»? Вот стоит, дымок пуская. Буква Д - труба печная. (В. Степанов) 7. Игра «Твердый - мягкий», подними синюю карточку, если в названии предмета согласный «Д» твердый, зеленую - если мягкий: дерево, садовников, звезда, дом, дуб, дети, ударник, орден. 8 Игра «Где звук?», из предложенных картинок выложи первый ряд, в названии которых звук «Д» первый, второй ряд - в середине. 9. Напечатать буквы Д д; слоги со звуком «Д»; слова со звуком «Д». 10.Игра «Слоговой аукцион», назови слова со слогами де, ди, да, ды.
3/02 Я 1. Звук «ЙА» - гласный. При произнесении артикуляция звука «Й» и звука «А». 2. Из представленных картинок выберите те, которые содержат звук «ЙА». 3. Подберите картинки, где звук «ЙА» будет в начале, середине, конце. 4. Сделай звуко - буквенный анализ слов: майка, яма. 5. По картинкам составь предложения. 6. Запомни скороговорку: Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря. 1. Вспомни, что звук «ИА» - гласный, состоит из двух звуков «Й», «А». 2. Игра «Кто внимательный?», найди одинаковые звуки в словах: ярмарка, яблоки, стая, ягоды, яма. 3. Отгадай имя девочки по первым звукам слов: ябеда, наперсток, аквариум. 4. Игра «Слоговой аукцион», придумай слова, которые начинаются со слога Я. 5. Закончи предложение: Мальчик бежал по улице, и упал в...(яму). 6. Выучи: «На что похожа буква Я?» Я - бродяга с рюкзаком, Путешествую пешком. (Г. Виеру)
4/02 Г 1. Звук «Г» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, есть голос. 2. Отбери картинки со звуком «Г», определи его место в слове. 3. Звуко - слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета. 4. Составь слова, которые начинались бы на слог, га, го, гу. 5. Игра «Голубой, голубая, голубые», гамак, голуби, вагон, газета. 6. Составь рассказ, чтобы слова в нем были со звуком «Г», сосчитай, сколько слов в предложении. 1. Запомни, что звук «Г» - согласный, твердый, звонкий. 2. Назови фрукты со звуком «Г». 3. Игра «Кто внимательный», найди одинаковый звук в словах; запомни слова со звуком «Г, Г'». 4. Игра «Слоговой аукцион», к данному слогу прибавьте другой, чтобы получилось слово: гри...(бы), гал.. (ка), гу...(си). 5. Игра «Разложи вещи», на первой полке звук «Г» в начале, на второй - в середине, на третьей - в конце. 6. Игра «Наоборот». 7. Выучи: «На что похожа буква г?» Перед вами буква Г Стоит подобно кочерге. (С. Маршак) 8. Сделан полный анализ слова «ГАМАК». Зарисуй схему, под схемой напечатай буквы.
1/03 Ч 1. Звук «Ч» — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. 2. Отбери картинки со звуком «Ч», определи их место в слове. 3. Звуко - слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели. 4. Прохлопай слова: черепаха, песочница часы, гречиха, читальня, булочка. Определи количество слогов в слове. 5. Придумай рассказ. Сосчитай в нем предложения, слова в каждом предложении. 1. Вспомни, что звук «Ч»...,...,.... 2. Назвать слова со звуком «Ч». 3. Игра "Кто внимательный?», запомни слова со звуком «Ч». 4. Игра «Слоговой аукцион», продолжи слова: чи…, ча…, че…, чер…, пач…, реч… 5. Игра «Кто больше», придумай слова, где звук «Ч» в конце. 6. Выучи: «На что похожа буква Ч»? Ч с четверкой спутал чижик И прочел: «Четыре ижик». (Г. Виеру) 7. Напечатать букву Ч, ч; слоги со звуком «Ч»; слова со звуком «Ч». 8. Игра «Волшебная цепочка».
2/03 Ш 1. Звук «Ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий. При произнесении губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. 2. Подбери картинки, где встречается звук «Ш». 3. Звуко - слоговой анализ слов: шкаф, штаны. 4. Игра «Составь слово из слогов». 5. Игра «Один много» 6. По сюжетным картинкам составь предложения, сосчитай их и слова в них находящиеся. 7. Заучи: Даша под душем моет шею и уши. 1. Вспомни, что звук «Ш» -...,...., …. 2. Определи позицию звука в словах: душ, шапка, машина. 3. Придумай слова со слогами: ша, шу, ши 4. Зашифруй слово - душ. 5. Выучи: «На что похожа буква Ш?» Шура сено ворошил. Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру) 6. Игра «Кто больше», придумай слова, в которых звук «Ш» в начале, середине, конце 7. Сделать полный звуко - буквенный анализ слов мошки, шуба.
3/03 Ж 1. Звук «Ж» - согласный, твердый, звонкий. При произнесении губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, есть голос. 2. Зарисуй в тетради предметы со звуком «Ж». 3. Звуко - слоговой анализ слов: жук,"лыжи. 4. Определи количество слогов в словах: жук, лыжи, ножи, ужи, жаворонок, ежевика, жеребенок, художник. 5. Игра «Кто у кого?», у лошади жеребенок, у ежа -, у ужа, у моржа -. 6. Составь предложение по схеме представленной на доске, 7. Заучи: Не живут ужи, где живут ежит. 1. Вспомнить, что звук «Ж» -…, …, …. 2. Зашифруй слово - жаба. 3. Игра «Кто внимательный», найди одинаковый звук в словах представленных на доске, определи их место в слове. 4. Игра «Слоговой аукцион», придуман слова на слог «ЖА» 5. Выучи: «На что похожа буква Ж?» Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж - ж - ж - ж - ж. 6. Из букв разрезной азбуки выложить слова со звуком «Ж». 7. Игра «Лесенка», придумай слова, которые начинались бы на звук «Ж»
1/04 Ё 1. Звук «ЙО» - гласный. При, произнесении используется артикуляция звуков «Й» и «О». 2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ё»: и - е - ё — у — о — й — а - ё — и — ё. 3. Назови первый звук в словах: ёлка, ёрш, еловый, ёж. 4. Подбери картинки со звуком «ЙО». 5. Собери слово: К, И, Ж, Ё. 6 Выучить: Маленькой ёлочке холодно зимой. Из лесу ёлочку взяли мы домой. Бусы повесили. Встали в хоровод. Весело, весело встретим Новый год. (З. Александрова) 1. Вспомни, что «Е» - гласный. 2. Придумай слова со звуком «Ё», определи его место в словах. 3. Игра «Слоговой аукцион», называйте не предметы, а действия: даёт, поёт, берёт, живёт, несёт, везёт, кладёт, идёт и т. д. 4. Игра «Превращение слов»: ерши - ёрш, ежи - ёж ели - ёлка. 5. Выучи: Буква Е передохнула. Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилось буква Ё. (Е. Тарлапан) 6. Игра «Буква потерялась»:... рш,... жик, ... лка. 7. Напечатай слова со звуком «Ё»
2/04 Й 3 Звук «И» - согласный, мягкий, звонкий. При произнесении губы растянуты в улыбке. Зубы видны Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, сеть голос. 2. Игра «Где звук?», определите позицию звука «И» в словах: сильный, хоккей, шайба, йод, линейка. 3. Игра «Узнайте звук», хлопни в ладоши один раз, если услышишь «И» в словах. 4. Игра «Кто больше», придумай по одному слову, где звук «Й» был бы в начале, середине, конце. 1. Вспомни, что звук «И» - согласный 2. Игра «Доскажи словечко» Что мы пели угадай? Кара...(вал). Что нам пели, угадай? Баю... (бай). Что за месяц, угадай? Месяц..., (май). Что в стакане, угадай? Сладкий... (чай). 3. Ответь на вопросы, в ответе должен быть звук «И»: какой вы знаете полезный напиток (чай); чем играют в хоккей (шайба). 4. Буква потерялась: ша…ба, геро…,трамва..., изуча…те. 5. Превращение слов, поменян первый звук в слове майка на г, з, л, ш. 6. Игра «Измени слово», чтобы в нем было «Й»»: строитель (стройка), лить (лейка), заяц (чайка). 7. Придумай предложение по картинке.
3/04 Х 1. Звук «X» - согласный, твердый, глухой. При произнесении кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, голоса нет. 2. Определить позицию звука в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей. 3. Звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох. 4. Игра «Один - много», слова подбираются со звуком «X» (поход - походы). 5. Объясни пословицу: Делано на спех – Делано на смех. 1. Вспомнить, какой звук «X». 2. Как мы смеёмся? (ха-ха-ха). 3. Игра «Кто внимательный», взять любую сказку, прочитать и назвать слова, в которых встречался звук «X». 4. Придумать слова, где звук «X» был бы в начале, середине, конце. 5. Выучить: «На что похожа буква Х?» Держим мы в руках бревно. Чтоб не выпало оно. (Е. Тарлапан) 6. Сделать полный анализ слова «хвост» 7 Игра «Собери слово»: Ь, Т, С, О, Р, Б, А, Р, X.
4/04 Ю 1. Звук «Ю» - гласный. При произнесении повторяется артикуляция звуков «Й» и «У». 2. Ответь на вопросы: Куда улетают птицы осенью? (На юг). 3. Игра «Кто внимательный»: - назови одинаковый звук в словах: юнга, юг, юла, юбка, юннат, юный, юрта, юркий; - отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юла, ландыш, яблоко (Юля); - хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ю» в словах: яблоко, елка. Эдик. Елена, Юра, юмор, улица, яма. - запомни слова, которые прочитал учитель со звуком «Ю». 4. Игра «Кто больше» назовет слов со звуком «Ю». 5. Игра «Доскажи словечко». Любят хрюшки букву Ю: без неё не скажешь....(хрю). 1. Вспомни, какой звук «Ю»? 2. Придумай слова со звуком «Ю», прохлопай, определяя количество слогов. 3. Игра «Слоговой аукцион», придумай слова, начинающиеся со слога Ю, кончающиеся слогом Ю. 4. Игра «Добавь звук»:... ный,... ноша,... г,...биллей, … рист. 5. Составь рифму: юла, легла, смогла, игла. 6. Выучи: «На что похожа буква Ю?» На арене укратитель - Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм смело встал лицом. (В. Степанов)
1/05 Ц 1. Звук «Ц» - согласный, твердый, глухой. При произнесении вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы.Затем спинка языка опускается до положения, занимаемого при произнесении звука «С», а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, голоса нет. 2. Отобрать карточки со звуком «Ц». 3. Звуко - слоговой анализ слова: цветы, цапля. 4. Составь слово используя первые звуки слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта. (Цапля) 5. Запомните, а затем повторите слова, которые вам прочитает логопед. 6. Заучите: Бегают две курицы прямо на улице. 1. Вспомни, какая буква Ю? 2. Игра «Слоговой аукцион», придумай слова, оканчивающиеся на ЦА, ЦЫ, ЦО. 3. Игра «Доскажи словечко». Длинным клювом тонким Схватил лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это?... (Цапля) 4. Игра «Что кому?». Портнихе для работы - ножницы, повару -, математику -, продавцу -. 5. Выучить: «На что похожа буква Ц?» Вот какая буква Ц: С коготочком на конце. Коготог - царапка. Как кошачья лапка. (А. Шибаев) 6. Игра «Волшебная цепочка». 7. Игра «Слово рассыпалось»: К, Е, Ц, В, О, Т.
2/05 Э 1. Звук «Э» - гласный. При произнесении губы растянуты в улыбке. Кончик языка находится у нижних зубов, спинка языка приподнята Выдыхаемый воздух не встречает преград во рту Голосовые связки работают, есть голос. 2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Э» в цепочке звуков: и-э-о-у-п-з-а-э-а-у-и-е-э. 3. Назови слова, в которых первый звук «Э». 4. Выбери картинки со звуком «Э» 5. Определи позицию звука «Э» в словах, напечатанных на доске. 6. Выучить: Эхо. эхо, вот потеха. 7. Придумай слова с двумя слогами. 1. Вспомни, что звук «Э» - гласный. 2. Придумай слова, которые начинались бы на звук - Э- 3. Определи позицию звука «Э» в словах поэт, этаж, статуэтка. 4. Назови одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эскимо, эскалатор. 5. Прочитай имя девочки по первым звукам слов: этаж, мячик, медведь, автобус. (Эмма.) 6. Запомни слова со звуком «Э», которые прочитает логопед. 7. Выучить. «На что похожа буква Э» Это - Э С открытым ртом И большущим языком. (Г. Юдин)
3/05 Щ 1. Звук «щ» - согласный, мягкий, глухой. При произнесении губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, голоса нет. 2. Выбери из представленных картинок только те, в которых есть звук «Щ». 3. Звуко - слоговой анализ слов: щепка, щенок. 4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица, экскаваторщик, регулировшик. 5. Игра «Еще больше»: рука - ручище, нога – ножище и т.д. 6. Составь предложения по картинкам. 1. Вспомни, что буква «щ» - согласная, твердая, глухая. 2. Назови предметы, которые начинаются на звук «Щ». 3. Придумай слова, где звук «Щ» стоит в начале, середине, конце. 4. Игра «Буква потерялась»:...ука, ово...и,...и, товари... и, ле.... 5. Игра «Слоговое лото», собери слово из слогов. 6. Выучи: «На что похожа буква Щ?» На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) 7. Проговори: Волки рыщут, пищу ищут
4/05 Ф 1. Звук «Ф» - согласный, глухой, твердый. При произнесении нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.Голосовые связки отдыхают,голоса нет. 2. Повтори: аф-оф-иф-ыф-уф-яф-еф 3. Найди одинаковый звук в словах: фартук, фундук, фотоаппарат, фонарик, флаг. 4. Запомни слова со звуком «Ф», которые прочитает логопед. 5. Отгадай имя мальчика по первым звукам названий: фрукты, ель, дом, яблоко. 6. Игра «Сосчитай до пяти»: один фрукт, два фрукта,…..пять фруктов. 1. Вспомни, какой звук «Ф»? 2. Определи место звука в словах: фазан, фартук, конфета, шарф. 3. Придумай слова, начинающиеся на слоги: ФА,ФО. 4. Выучить: «На что похожа буква Ф?» Филин в книжку залетеф, Притворился буквой Ф. (А. Шибаев) 5. Напечатай слоги, слова со звуком «Ф». 6. Игра «Твердый - мягкий». 7. Игра «Кто больше», назвать как можно больше слов со звуком «Ф».

РАЗДЕЛ 8.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ (РАССЛАБЛЯЮЩИЕ)

УПРАЖНЕНИЯ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Релаксационные упражнения - особые упражнения, позволяющие ус­покаивать заикающихся, снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.

Данные упражнения можно использовать и при ЗПР, стертой дизарт­рии, ОНР, дислалии, заикании.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, сиять возбуждение. Вырабатываемые у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Релаксационные упражнения для мышц широко при­меняются учителями начальной школы на уроках (физкультминутки, упражнения на моторику пальцев для письма и т. д.)

Цель: помочь избавиться от эмоционального напряжения; вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи.

Релаксация проводится в течение 10 минут в начале каждого занятия, повторяют 3 раза. Рекомендуется закреплять дома, в положении сидя, а затем лежа.

Релаксацию нельзя рассматривать только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи.


Релаксационные упражнения.

№№ занятия Цель занятия УПРАЖНЕНИЯ.
1. 2. 3. Расслабле- ние мышц рук. «Расслабление». Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя. Дети садятся ближе к краю стула, упираются о спинку. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - Очень легкая, простая: Замедляется движенье, Исчезает напряженье... И становится понятно. Расслабление - приятно! «Кулачки». Сожмите кулачки покрепче, а затем их распрямите. А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойно вдох - выдох, еще раз: вдох - выдох Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением, Пальчики прижаты. Большой палец прижимаем к остальным. Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем. Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! «Олени». Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Напрягаем руки, держим так. Нам трудно так держать руки. Быстро опустите руки. Уроните на колени. Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! (2 раза) Посмотрите: мы - олени, Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени, А теперь - немного лени… Руки не напряжены И рассла - а - бле – ны... Логопед, движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко... ровно... глубоко...
4, 5, 6 Расслабле- ние мышц ног. Повторение упражнений «Кулачки», «Олени». «Пружинки». Логопед объясняет детям упражнение. Представьте, что мы поставили ноги напружинки, которые выскакивают из пола. Отталкиваем носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслаблены! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки опускай. На пружинки нажимай. Крепче, крепче нажимай, Нет пружинок - отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены И расе - а - бле - ны... - Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко... ровно... глубоко… «Загораем». Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим…Держим... Напрягаем… Загорели! Опускаем! Ноги не напряжены И рассла - а - бле - ны...
7, 8, 9 Расслабле- ние мышцрук, ног и корпуса. Дети начинают игру. Повторяют все упражнения за предыдущие занятия. «Штанга». Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть - выдохнуть! Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед) Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться) Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали – И еще послушней стали! Нам становится понятно: Расслабление - приятно. «Кораблик». Представьте, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону, прижимаем левую ногу. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох! Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую - расслабляем! - А теперь сядьте и слушайте. Снова руки на колени, А теперь - немного лени... Напряженье улетело – И расслаблено все тело... Наши мышцы не устали И еще послушней стали. Дышится легко... ровно... глубоко…
10,11, 12 Расслабле- ние мышц живота. Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. Повторяем упражнения 7, 8, 9. «Шарик». Представим, что мы надуваем шарик. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. Это неприятное напряжение. Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом гак, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вот как шарик надуваем! А рукою проверяем. (Делаем вдох) Шарик лопнул - выдыхаем, Наши мышцы расслабляем! Дышится легко... ровно... глубоко...
13,14,15 Расслабле- ние мышц шеи. Повторение упражнения для расслабления мышц живота. «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо... А потом опять вперед - Тут немного отдохнет. Шея не напряжена! И рассла - а - бле - на... А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно - Расслабление приятно! Шея не напряжена! И рассла - бле - на... А теперь посмотрит вниз - Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - Расслабление приятно! Шея не напряжена. И рассла - бле - на...
16, 17, 18 Расслабле- ние мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти) Повторение упражнения для расслабления мышц шеи. «Хоботок». Вытянуть губы «хоботком». Подражаю я слону: Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Губы не напряжены И рассла - бле - ны... «Лягушка». Губы растянули в улыбке. Тянем губы прямо к ушкам! Потяну, - перестану. И нисколько не устану! И рассла - бле - ны... «Орешек». Крепко сжать зубы. Зубы репче мы сожмем, А потом их разожмем Губы чуть приоткрываются Все чудесно расслабляется… «Волшебный сон». Реснички опускаются… Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем...(Два раза) Сном волшебным засыпаем. Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают...засыпают… (Два раза) Шея не напряжена И рассла - бле - на Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется. (Два раза) Дышится легко... ровно...глубоко... Мы спокойно отдыхали. Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянутся! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
19, 20, 21 Расслабле- ние мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка) Повторяются упражнения за прошлое занятие. «Сердитый язык». Кончик языка упирается в верхние зубы. С языком случилось что - то: Он толкает зубы! Будто хочет их за что - то Вытолкнуть за губы! Он на место возвращается И чудесно расслабляется. «Горка». Кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Спинка языка сейчас Станет горкой у нас! Я растаять ей велю - Напряженья не люблю. Язык на место возвращается И чудесно расслабляется. «Волшебный сон». Начало и окончание см. в 16,17,18. Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают... засыпают... Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы не напряжены. Приоткрыты и теплы. И послушный наш язык Быть расслабленным привык Дышится легко.. ровно... глубоко
23, 24, 25 Расслабле- ние речевого аппарата. Повторение упражнений № 1 6, 17, 18, 19, 20, 21 «Волшебный сон». Начало и окончание см. № 16, 17, 18 Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке... Греет солнышко сейчас... Руки теплые у нас... Жарче солнышко сейчас... Ноги теплые у нас. Дышится легко...ровно… глубоко... Губы теплые и вялые, Но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык! Нам понятно, что такое Состояние покоя…
25, 26, 27 Формулы правиль­ной речи и уверенно­го поведения «Волшебный сон». Начало и окончание см. № 16, 17, 18. Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык! Мы спокойны всегда! Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! Каждый день - всегда, везде. На занятиях, в игре, Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим! Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать! Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы!

28, 29, 30 Формулы правиль­ной речи и уверенно­го поведения «Волшебный сон». Начало и окончание см. №16, 17, 18, 25, 26, Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем! И легко нам говорить! И не хочется спешить! Так спокойно, так приятно Говорим - и всем понятно! Хорошо нам отдыхать. То пора уже вставать! Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы! Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Ясно, четко говорим, Потому что не спешим!

РАЗДЕЛ 9.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и под­вижные органы речи. Все речевые органы состоят из мышц, а эти мыш­цы надо тренировать с помощью специальной гимнастики, которая называется артикуляционной. Она является подготовительной при постановке звуков.

Целью такой гимнастики является выработка полноценных движе­ний артикуляционных органов, необходимых для правильного произно ­ шения звуков.

Многократные повторения чистоговорок и поговорок не могут на­учить ребенка правильно произносить изолированный звук, а следовательно надо подготовить артикуляционный аппарат, для того чтобы правильно произнести тот или иной звук.

Выполняются упражнения как сидя, так и стоя. Темп выполнения и качество упражнений постепенно увеличивается.

Прежде чем начать учиться произносить звуки, надо выполнить несколько дыхательных упражнений.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

СТАТИЧЕСКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на ниж­нюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. По­тянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в этом положении 10-15 с.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сде­лать его узким. Удерживать в таком положении 10-15 с.

4. Горка. Рот приоткрыт. Боковые края языка прижаты к верхним ко­ренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удер­живать в таком положении 15 с.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется медленно по 8-10 раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: