Динамические подготовительные упражнения

1. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к право­му, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол в медленном тем­пе под счет логопеда. Продолжать 15-20 раз.

2. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать мед­ленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.

3. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуть попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз.

4. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторять 15 раз.

5. Змейка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед иубирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

6. Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз.

7. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

8. Грибок. Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые необходимы для данной артикуляции и при данных особенностях, подвижности органов артикуляционного аппарата ребенка.


Приложение 1

«ЛЕСНОЙ ПЕРЕПОЛОХ»

В весенний, ясный, 1.

Теплый день

На голый лес

Упала тень.

Охватил зайчонка

Страх - ах, ах, ах:

- Страшный коршун

- В небесах - ах, ах, ах!

- Убегайте все быстрей - эй, эй, эй!

- Берегись

Злых когтей - эй, эй, эй!

Там, где коршун, -

Там беда - да, да, да!

Острый клюв -

Не ерунда - да, да, да!

Заяц лапой 2.

Бьет в чурбан - бан, бан, бан!

Как в огромный

Барабан - бан, бан, бан!

Пролетел сигнал 3.

Тревоги

Над землей:

Уноси

Быстрее ноги - ой, ой, ой!

А. Вольский.

1. Дети стоят вокруг логопеда. Логопед читает стихи. Междометия произносят дети. Логопед показывает, каким должно быть выра­жение лица, какой должна быть интонация.

2. Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса.

3. Дети разбегаются по кабинету и прячутся.

«ЛАСТОЧКА»

Ласточка - тивит –тивит!

К нам летит.

Ах, к нам летит!

А под крылышком ее

Весна сидит.

Ах, весна сидит!

«ПЧЕЛЫ ГУДЯТ».

Пчелы гудят –

В поле летят.

С поля идут –

Медок несут.

Народная песенка.

ЗАГАДКА О ПЧЕЛЕ.

Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

ЗАГАДКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ.

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Эта рыбка не простая.

Рыбка эта...

ЗАГАДКА О СОМЕ.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

СТИХОТВОРЕНИЕ О НЕВЕ.

Тихо скользят

По Неве корабли.

Шпиль Петропавловки

Блещет вдали.

Всю бы я ночь

Не ложился в кровать.

Был бы я взрослым –

Пошел бы гулять.

А. Кушпер

«ПОСАДОЧНАЯ ПЛОЩАДКА».

У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут

В.Кожевников

«РАДУГА».

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.


Приложение 2.

«ОСЕНЬ»

1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холод­нее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов.

2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь). Кто это? Что он (она) делает (делают)? Листья - распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют. Тучи со­бираются, плывут, летят.

3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы - улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают.

4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными: мой - лист, зонт, стул; моя - сумка, чашка, шап­ка; моё - блюдце, яблоко, ведерко.

5. Подобрать иллюстрации к теме «Осень», ответить на вопросы по сюжетным картинкам.

«ОВОЩИ»

1. Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан.

2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (назвать большой и маленький предмет): помидор - помидор­чик.

3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного накло­нения 2 -го лица ед. ч. настоящего времени (Коля, чисть морковку! Коля чистит морковку.)

4. Подобрать иллюстрацию или демонстрировать действия и отвечать на вопросы: Кто это? Что он делает?

5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

6. Выучить 2 -3 загадки по теме.

«ФРУКТЫ»

1. Вспомнить и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград.

2. Закрепить образование мн. ч. им. сущ.: апельсин - апельсины.

3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: Чей? Чья?

4. По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: Кто это? Что делает?

5. Выучить 2-3 загадки по теме.

«ГРИБЫ. ЯГОДЫ. ОВОЩИ. ФРУКТЫ. ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ»

1. Показать и назвать грибы, овощи, фрукты, ягоды.

2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных.

3. Закрепить образование мн. ч. им. сущ.

4. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с су­ществительными.

5. Уметь составлять рассказ по теме: «Домашние заготовки»

«лето. времена года. летние месяцы»

1. Называть основные признаки лета: жарко греет солнце, дни длин­ные, ночи короткие, на деревьях много зелени, цветут цветы, поспе­вают ягоды, грибы.

2. Показывать и называть отдельные виды деревьев, грибов, цветов, насекомых. Уметь образовывать от существительных ед. ч. существи­тельные мн. ч., уменьшительные формы имен существительных.

3. Образовывать существительные с помощью приставок: под березой - подберезовик...

4. Употреблять разные типы предложений с предлогами и союзами.

5. Выучить загадки о явлениях природы, играх и забавах детей летом.


«ПРОФЕССИИ»

1. Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать к людям труда ува­жение и потребность трудиться.

2. Ввести в активный словарь: работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер, нужный, полезный, интересный, трудный, красивый, работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, читать, чинить, стричь.

3. Уметь согласовывать рассказы о предмете по серии сюжетных кар­тинок.

4. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи име­на существительные в единственном и множественном числе.

5. Продолжить работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

«КОСМОС»

1. Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми.

2. Ввести в активный словарь: космос, космонавт, ракета, корабль, стан­ция, спутник, полет, первый, космический, орбитальный, осваивать, запускать, летать.

3. Продолжить работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.

4. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги.

5. Составлять рассказы - описания, пересказы.

«ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

1. Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы.

2. Ввести в активный словарь: мак, колокольчик, ромашка, лютик, каш­ка, клевер, купальница, незабудка, охрана, природа, красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розо­вый, голубой, рвать, уничтожать, охранять, нюхать, рисовать.

3. Учить образованию и практическому употреблению глаголов в единственном и множественном числе.

4. Учить согласовывать числительные два и пять с существительными.

5. Выучить стихотворение «Лето» и загадать загадку про лето, гром,дождь.

«НАСЕКОМЫЕ»

1. Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вред­ных и полезных насекомых.

2. Ввести в активный словарь: насекомое, бабочка, жук, коровка, ко­кон, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель, вредный, полезный, майский, вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

3. Упражнение на внимание (слуховое) «Четвертый лишний» (муха, муравей, грач, пчела).

4. Употреблять разные типы предложений с предлогами.

5. Образовывать прилагательные с помощью ласкательных суффиксов: желтый – желтенький.

6. Составление рассказа, по опорным, предметным картинкам.

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

1. Уточнить и расширить знания о правилах дорожного движения.

2. Ввести в активный словарь: движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, милиционер, регулировщик, жезл, свисток.

3. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи су­ществительные в ед.ч., мн. ч.

4. Продолжить работу по согласованию прилагательных с существительными.

5. Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги.

6. Выучить загадки по теме.


«ПО ЧТА»

1. Расширить представления о труде работников почты.

2. Ввести в активный словарь: почта, почтальон, сумка, газета, жур­нал, письма, открытки, телеграмма, бандероль, ящик, марка, конверт, свежий, поздравительный, почтовый, разносить, отправлять, получать.

3. Составление простых предложений.

4. Употреблять синонимы и антонимы.

5. Выучить стихотворение С. Я. Маршака «Почта» и загадку про марку.

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»

1. Сформировать представления о культурных растениях поля, злаках и их выращивании, о труде хлебороба, мельника, пекаря.

2. Ввести в активный словарь: хлеб, пшеница, рожь, колос, сноп, хле­бороб, комбайн, мельник, мука, пекарь, тесто, булка, сдоба, золотой, усатый, тяжелый, белый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный, рас­тить, ухаживать, убирать, молоть, месить, печь.

3. Образовывать существительные с уменьшительными суффиксами, игра «Назови ласково».

4. Составлять предложения по двум опорным словам: повар - блины, пирожки - духовка, магазин - хлеб...

5. Драматизация сказки «Колобок».

«ВЕСЕННИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ»

1. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, в огородах весной. Показать роль техники в весенних сельскохозяйственных работах.

2. Ввести в активный словарь: пахота, трактор, плуг, сев, сеялка, пере­копка, грядка, побелка, лопата, кисть, грабли, семена, мотыга, весен­ние, черный, влажный, белый, пахать, рыхлить, копать, белить, сеять.

3. Составлять предложения с союзами чтобы, потому что, который.

4. Выучить 2-3 загадки.

«САД – ОГОРОД»

1. Уметь образовывать глаголы с помощью приставок: наливать, поли­вать, переливать.

2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

3. Употреблять предлоги в, на, под, из.

4. Совершенствовать диалог, включая вопросы: Что это? Что ты дела­ешь? Где ты взял? Что ты приготовишь из капусты?

5. Вспомнить загадки по теме.

«РЕЧНЫЕ, ОЗЕРНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ»

1. Уточнить и расширить представления об аквариумных рыбах, сфор­мировать представления о пресноводных рыбах, их образе жизни, повадках, размножении.

2. Ввести в активный словарь: аквариум, река, озеро, пруд, рыба, ма­лек, икра, охота, хищник, золотая рыбка, меченосец, гуппи, скаля­рия, тука, сом, окунь, лещ, карась, прозрачный, полосатый, юркий, хищный, длинный, зубастый, усатый, полосатый, широкий, золотистый, плавать, охотиться, притаиться, размножаться, питаться.

3. Образовать притяжательные прилагательные: У щуки голова - щу­чья, хвост -

4. Согласовывать имена существительные с числительными - одна рыб­ка, две рыбки....

5. Выучить стихи и загадки.

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

1. Показать, что весной происходит оживление и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями.

2. Ввести в активный словарь: кактус, розан, толстянка, бегония, под­кормка, черенкование, рыхление, полив, пересадка, колючий, рых­лый, влажный, теплый, ухаживать, поливать, рыхлить, протирать, опрыскивать, пересаживать, черенковать.

3. Уметь образовывать глаголы с помощью приставок (по сюжетным картинкам по демонстрации действий): наливать, поливать, выливать, переливать.

4. Образовывать прилагательные с помощью ласкательных суффиксов: желтый - желтенький, красный -....

5. Выучить стихотворение «Кактусы», «Камнеломка».

«ДЕТС КИЙ САД. ПРОФЕССИИ. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

1. Назвать существительные: группа, игровые уголки, спальня, раздевалка, класс, кухня, прачечная, спортивный зал, логопед и т.д.

2. Составление простых предложений. Игра «Что делает».

3. Согласовывать числительные в роде, числе, падеже.

4. Выучить 2-3 загадки о профессиях.

«ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ. ПРИЛЕТ ПТИЦ»

1. Назвать основные признаки весны: солнце греет жарче, дни становятся длиннее, а ночи короче, снег темнеет, тает, на деревьях набухают почки, из теплых стран прилетают перелетные птицы.

2. Объединить словосочетания типа: вить - гнезда, выводить птенцов.

3. Образовывать мн. ч. им. сущ.: дерево - деревья, сук -....

4. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончи предложение. На высоком дереве гнездо, а на высоких деревьях -...(гнезда).

5. Совершенствовать навык составления разных типов предложений с предлогами и союзами. Отвечать полным предложением на вопросы: Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют гнезда птицы?

6. Выучить загадки, стихотворения, чистоговорки о явлениях весенней природы.

«СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

1. Употреблять относительные прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый и согласовывать их с существи­тельными в роде, числе.

2. Дать детям представления о труде людей, показать результаты тру­да, его общественной значимости.

3. Развивать умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них в процессе сюжетно - ролевых игр.

4. Назвать профессии людей на стройке.

«НАША АРМИЯ»

1. Подбирать слова синонимы и антонимы. Скажи, какая, какой, какое, какие. Скажи наоборот.

2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, употреблять предлоги в, на, под, из.

3. Составлять разные типы предложений по сюжетным картинкам, со зрительной опорой на предметные картинки.

4. Выучить стихотворение «Наша армия».

«НОВЫЙ ГОД»

1. Называть ёлочные украшения: шары, бусы, гирлянды, хлопушки, свечи, фонарики.

2. Образовывать относительные прилагательные.

3. Подбирать синонимы и антонимы.

4. Составление описательных рассказов. «О каком празднике я мечтаю».

5. Уметь сравнивать два однородных предмета.

6. Выучить 2-3 загадки, о ёлочных украшениях.

7. Составлять предложения, употребляя числительные с существитель­ными в роде, числе.

«АТЕЛЬЕ. ШВЕЯ. ЗАКРОЙЩИЦА. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

1. Подбирать синонимы и антонимы (платье красивое, яркое, теплое).

2. Называть профессии: швея, закройщица. Определять, кому, что нужно для работы.

3. Употреблять разные типы предложений с предлогами.

4. Выучить и загадать 2-3 загадки по теме.

«СЕМЬЯ»

1. Называть членов семьи. Знать, кто, кому кем приходится, употреб­ляя притяжательные прилагательные.

2. Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами.

3. Совершенствовать навык ведения диалога.

4. Выучить 2-3 загадки по теме.

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН, СЕВЕРА, ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1. Называть животных жарких, северных стран, холодных морей и их детенышей.

2. Называть профессии людей, работающих в зоопарке.

3. Образовывать антонимы. Игра «Скажи наоборот».

4. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные.

5. Составлять предложения с прилагательными и наречиями в сравнительной степени.

«ЗИМА»

1. Называть основные признаки зимы: солнце греет мало, дни корот­кие, ночи длинные, холодно, деревья стоят голые, птицы улетели на юг, крыши домов покрыты снегом.

2. Подбирать слова - синонимы и антонимы. Игра «Скажи какая, ка­кое, какие, какой».

3. Составлять разные типы предложений по сюжетным картинкам, со зрительной опорой на предметные картинки. Употреблять разные предлоги. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

4. Выучить загадки о явлениях природы зимой, а также детских играх, забавах.

«МЕБЕЛЬ»

1. Указывать и называть предметы мебели: стол, стул, шкаф, табурет, кровать, диван, кресло, скамейка. Уметь показывать их части.

2. Употреблять относительные прилагательные: деревянный, пластмассовый, железный...

3. Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демонстрировать действия, сюжетные картинки.

4. Совершенствовать навык ведения диалога.

5. Выучить 2-3 загадки по теме.

«ТРАНСПОРТ»

1. Называть наземный, подземный, воздушный, морской транспорт. Знать основные части.

2. Уметь образовывать относительные прилагательные: из железа - железный...

3. Называть профессии людей на транспорте.

4. Составлять рассказы - описания машины, самолета, корабля...

5. Выучить 2-3 загадки про транспорт.

«САД – ОГОРОД»

1. Уметь образовывать относительные прилагательные. Какой лист любит заяц? Какой сок приготовила мама?

2. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе. (Цвет, форма, размер, вкус, состояние)

3. Употреблять предлоги в, на, под, из.

4. Совершенствовать диалог, включая вопросы: Что это? Что ты дела­ешь? Где взял? Что ты приготовишь из капусты?

5. Вспомнить загадки.

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ, ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1. Показывать, называть диких животных лесов, детенышей, их части тела.

2. Называть жилища диких детенышей.

3. Употреблять относительные прилагательные, учитывая правила их согласования с существительными. Игра «Чей хвост».

4. Рассказать сказку В. Бирюкова «Волчий хвост» по ролям.

5. Выучить 3 загадки о животных.

6. Составлять предложения с числительными и существительными, согласовывая их в роде и числе.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1. Показывать и называть домашних животных и их детенышей.

2. Образовывать уменьшительные формы имен существительных.

3. Образовывать приставочные глаголы (привел, отвел, довел, подвел), употреблять их в простых предложениях, отвечая на вопросы: Что делает кошка, когда хочет поймать мышку?

4. Составлять предложения с предлогами.

5. Выучить 2-3 загадки по теме.

«НАШЕ ТЕЛО»

1. Показывать и называть части тела, лица.

2. Образовывать существительные с уменьшительными суффиксами.

3. Подбирать приставочные глаголы (убежать, забежать, выбежать).

4. Употреблять притяжательные местоимения.

5. Составлять предложения по вопросам: Что это? Что ты делаешь?
Что мы делаем глазами?

6. Выучить загадки по теме.

«ИГРУШКИ»

1. Показывать и называть игрушки.

2. Называть форму, цвет, размер игрушки.

3. Образовывать уменьшительные формы имен существительных в ед. ч.

4. Выполнить и проговорить 1-2х ступенчатую инструкцию.

5. Отвечать на вопросы: Что ты берешь?

«СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА»

1. Показывать, называть одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой, весной.

2. Подбирать приставочные глаголы. Закончи предложение: У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо...(пришить)

3. Образовывать существительные с помощью уменьшительных суф­фиксов.

4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным картинкам, 5. Заучивать короткие тексты по теме.

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

1. Указывать, называть мясные, рыбные, молочные, кондитерские изделия.

2. Подбирать глагольные слова: рыбу на сковороде... (жарят), в каст­рюле... (варят), в духовке...(запекают)....

3. Составлять словосочетания, притяжательные местоимения с существительными.

4. Изменять существительные по падежам. Игра «Чего не стало».

5. Составлять простые предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде?

6. Составьте рассказ - описание «Как приготовить щи?»

«ПОСУДА»

1. Указывать и называть предметы посуды.

2. Образовывать уменьшительную форму существительных. Игра «Назови ласково».

3. Составлять предложения по демонстрации действий или по предметным картинкам, употребляя притяжательные местоимения.

«ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ШКОЛА»

1. Познакомить детей с кабинетом логопеда, расположить на занятие, создать доверительные отношения.

2. Расширить и обобщить представления детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях.

3. Закрепить названия и признаки «Времена года».

4. Образовывать относительные прилагательные.

5. Подбирать синонимы и антонимы: хороший ученик - внимательный...

6. Составлять описательные рассказы: «Как я провел лето».

«РАННЯЯ ОСЕНЬ. ЛЕС. ПАРК»

1. Учить перечислять признаки ранней осени.

2. Учить составлять рассказы по сюжетной картинке «Осень».

3. Закрепить знание названий деревьев. Дать знания о причинах опада­ния листьев.

4. Учить, грамотно задавать вопросы.

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

1. Закрепить и расширить знания детей о перелетных птицах, их пове­дении осенью.

2. Продолжи предложение: Осенью улетают в жаркие страны стаи жу­равлей, ласточек...

3. Развитие связной речи. Игра «У кого чего больше».

4. Выучить 2-3 загадки по теме.

5. Составить предложения по иллюстрированному материалу, употреб­ляя притяжательные местоимения.

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1. Заучивание стихотворения.

2. Показать и назвать зимующих птиц.

3. Закрепить образование уменьшительной формы имен существитель­ных. Игра «Назови ласково».

4. Продолжи предложение: Нужно помочь перезимовать воробьям, си­ницам....

5. Пересказ текста «Первый снег».


«ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»

1. Закрепить периоды осени. Знать признаки поздней осени.

2. Подобрать иллюстрацию к теме «Поздняя осень». Уметь составлять краткий рассказ по сюжетной картинке.

3. Развивать зрительное внимание. Определять какой это лист (березо­вый, осиновый...).

4. Игра «Сосчитай до пяти».

5. Пересказ «Лес осенью».

«МАМИН ДЕНЬ. СЕМЬЯ»

1. Закрепить понятия: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, дедушка.... Знать, кто кому кем приходится.

2. Составлять предложения с числительными и существительными, согласуя их в роде, числе и падеже.

3. Подбирать слова синонимы и антонимы. Игра «Скажи наоборот».

4. Составлять предложения с предлогами.

5. Употреблять притяжательные местоимения.


Приложение 3.

Текстовый материал к упражнениям Движения.
«Игра на пианино» Держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1 2 1 1,1 1 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой, обеими руками.
«Машинистки» Как на пишущей машинке Две хорошенькие свинки Туки - туки - туки - тук! Туки - туки - туки - тук! И постукивают И похрюкивают: Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк! Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк! Руки лежат на столе. В темпе чтения стихотворе­ния выполняются легкие движения кистями рук. Пальцы быстро двигаются, имитируя «печатание на пишущей машинке». Стихотворение может быть прочитано в быстром темпе, соответственно изменяя скорость движения кистями и пальцами.
«Апельсин» Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька для утят, Эта долька для котят, Эта долька для бобра, А для волка... кожура Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда.   На первые две строчки - ритмично сжимать и раз­жимать пальцы обеих рук. Затем поочередно заги­бать пальцы на правой руке. На восьмую строчку -развести руками. На девятую - погрозить пальчи­ком. На последнюю - имитировать бег пальцами по столу.
«В лесу» Мы поехали в лес. Рассматривали деревья: елки,осинки,березки. Подул ветер, ветки закачались, листочки затрепетали. Под де­ревьями росли вот такие грибы - белые и подосиновики. А по грибу ползла вот такая улитка. На полянке росли цветы: ромашки, колокольчики, васильки. Над цветами порхали бабочки и жужжали пчелы. А над гнездом летали вот такие птицы.   Инсценируя рассказ, сопровождать его изображе­нием различных фигурок при помощи пальчиков.
«Новый дом» Раз, два, три, четыре, пять - Будем в пальчики играть Вместе пальчики сведем – Это будет новый дом. В доме кошка будет жить, В гости к деткам приходить: И улитку позовем, И она придет к нам в дом. И про мишку не забудем, Дружно в доме жить мы будем. Разжимаем кулак. Делаем из пальцев «дом» Изображаем пальцами кошку. Большой палец со­единяется со средним и безымянным, указатель­ный и мизинец полусогнуты. Изображаем улитку. Правая рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы отогнуты, левая ладонь накрывает правую. Изображаем мышку. Пальцы правой руки сжаты в щепоть. Показать ладонями дом
«День рождения» Сегодня Женин день рождения. Мама, и папа купили ему собаку. Домой к Жене пришли ребята. Юра подарил ему кораблик, Паша - би­нокль, Вадик - колокольчик, Таня - книжку, а Наташа - флажок и воздушный шар. Ребята стали играть с собакой. Потом все сели за стол пить чай. Инсценируя рассказ, сопровождать его изображе­нием различных фигурок при помощи пальчиков.
«Строим дом» Целый день - тук да тук, Раздается звонкий стук. Молоточки стучат, Строим дом для бельчат. Этот дом для белочек, Этот дом для зайчиков, Этот дом для девочек, Этот дом для мальчиков. Вот какой хороший дом, В нем мы славно заживем. Будем песни распевать, Веселиться и плясать. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх. В течение всего стихотворения «молоточек заколачивает гвозди» - сначала прямой, а затем согнутый большой палец движется сверху вниз. В конце дети показывают «готовые дома» - вытягивают вперед руки, сжатые в кулаки.
«Пальчики уснули» Пальчики уснули, В кулачки свернулись. Один, два, три, четыре, пять -Захотели поиграть. Разбудили дом соседей, Там проснулись шесть и семь. Восемь, девять, десять – Веселятся все. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся. Пять зевнул и отвернулся. Четыре, зри, два, один – Снова в домике мы спим. На первые две строчки сжать пальцы обеих рук в кулачки. На третью - разгибать поочередно пальцы правой руки. На четвертую - пошевелить ими. На пятую - постучать одним кулачком о другой. На шестую, седьмую - разгибать поочередно пальцы левой руки. На восьмую -пошевелить пальцами обеих рук. На следующие строчки сгибать поочередно пальчики сначала на левой, а затем на правой руке.
«Таня и Мишка» Таня с Мишенькой играла. Мишке глазки завязала. Лапку сунула в мешочек: - Не упрямься, мой дружочек. Что в мешочке отгадай? – Мишка заревел: «Ай - ай!» - Что ты, Мишенька, ревешь? Отгадал! В мешочке еж. Узнавание на ощупь букв и мелких предметов.
«Зайчики и л и с а» В лесу в домике жила Зайчиха с зайчатами. Как-то утром зайчата взяли барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь, лес стали ба­рабанить. А неподалеку бегала голодная лиса. Услышала она шум и выскочила на поляну. Лиса поводит ушами, принюхивается, открывает и закрывает пасть. Бедные зайчишки побросали барабаны и прижались к березе, и их незаметно, только ушки мелко-мелко трепещут от страха. Растерялась лиса: «Где же зайчата? Ох, и хитрые, опять меня провели! Ну, погодите, найду я на вас управу!» Сказала она так и убежала в лес. Только она исчезла, зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали веселиться и снова бить в барабаны. Инсценируя рассказ, сопровождать его изображением различных фигурок при помощи пальчиков.
«Порисуем» Раз, два, три, четыре, пять - Будем вместе рисовать. Порисуем мы руками Домик папе, Домик маме, Этот домик для тебя. Этот домик для меня Нарисуем сад вокруг, В нем деревья там и тут. В сад пойдем мы погулять И начнем игру опять. Пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочередно разгибая пальцы. Вращаем кистями рук в одну сторону. Вращаем кистями рук в другую сторону Показываем домик из пальчиков. Показываем трубу домика пальцами рук. Одна рука на пояс, другую-отводим в сторону, затем меняем положение рук. Ходьба на месте.
«Погладим котенка» - Киса, кисонька, кисуля! -Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! -И погладила рукой. Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.
«Кисточка» Мягкой кисточкой покрашу Стульчик, стол и кошку нашу, Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.
«Моя семья» Вот дедушка, Вот бабушка. Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок,
«Наш малыш» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка. Этот пальчик - наш малыш. Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
«Помощник» Я крупу перебираю. Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу. Перебирание крупы, зерен фасоли, гороха правой и левой рукой.
«Бусы» Зайка желуди собрал. Их на нитку нанизал. Очень маме угодил, Он ей бусы подарил. Нанизывание пуговиц, бусин на леску.
«Клубок» Я веревочку смотаю, Всю в одной большой клубок. Чтоб котенок мой, играя, В ней запутаться не смог. Наматывание шнура на клубок поочередно правой и левой рукой.
«Шнуровка» На глазах слезинки – Ведь свои ботинки Шнуровать не может Маленький Сережа. Шнурование: проведение шнура через все отверстия по краям карточки, в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках
«Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять – В домик спрятались опять. На первую строчку - поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого. На вторую строчку - сжимать в кулачки и разжимать пальцы. На следующую строчку - поочередное сгибание Пальчиков в кулачки, начиная с мизинца. Четвертая строчка, как и вторая - движения те же
«Вот большой смешной толстяк» Любит хвастать просто так «Как дела» - спроси его, Он подпрыгнет, скажет: «Во!» Если ослик мой не спит, Указательный грозит. Он на всех показывает, Он на всех указывает. Средний пальчик - злой мальчишка, Стукнет по лбу - сразу шишка. А потом сам заревет: «Больно - больно, дайте йод!» Безымянный до темна Выбирает имена. Солнце село, спать пора, Лучше выберем с утра. А мизинец - мой любимец, Поведу его в зверинец. Эскимо ему куплю, Очень маленьких люблю. Поочередно разгибать пальцы руки, начиная с большого. Движение указательным пальцем сверху вниз и наоборот. Щелчки большим и средним пальцем.
«Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Пальчики обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.
«Мизинчик» Маленький - мизинчик Плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что все это значит? Средний пальчик очень важный, Не желает слушать. Указательный спросил: - Может, хочешь кушать? А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку. Говорит: - Не надо плакать. На, поешь немножко! Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
«Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку - развести пальчики. На третью - ритмичное движение пальцами вместе — врозь. На четвертую - ладони опустить вниз и тыльной придать друг к другу, пальца развести.
«Пять маленьких братьев» Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей. Первый палец - боковой – Называется большой Палец второй — Указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец - как раз посредине. Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый зовут безымянный. Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье Братец младший - любимец. По счету он пятый. Зовется мизинец. Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с большого.

ЧАСТЬ 2.

ОНР - системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психичес­кой и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР на­блюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций. Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходима коррекционная работа с детьми с ОНР, как в дош­кольном, так и школьном возрасте.

В данной части представлены примерные конспекты занятий с деть­ми, по устранению ОНР. Занятия имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции граммати­ческого строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого ап­парата, активизации высших психических функций.

Предлагаемые конспекты занятий учитывают требования к коррек­ции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и про­содики.

Первое занятие включает в себя: развитие речевых навыков, просо­дики, познавательных процессов, фонематических восприятий, лексико - грамматических категорий, связной речи, обучению грамоте, мелкой моторики.

Второе занятие: развитие лексико - грамматических категорий и связ­ной речи, фонематического слуха, просодики, обучению грамоте.

Третье занятие: развитие связной речи, мышления, лксико - грамма­тических категорий, фонематических процессов, формирование речевых навыков, формирование умения рассуждать.

Четвертое занятие: развитие артикуляционного аппарата, фонемати­ческих восприятий, автоматизация звуков путем проговаривания пого­ворок, обучение грамоте, слоговой структуре речи.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР (3 уровня) У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛ ЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНПЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ)

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1.

ПОНЕДЕЛЬНИК

1ч. Упражнение «Осенние листочки».

2ч. Упражнение «Повтори за мной».

3ч. Дидактическая игра «Посмотри и запомни»

4ч. Рассматривание фруктов на иллюстрациях:

- Дидактическая игра «Один - много»;

- Дидактическая игра «Чей апельсин?»;

- Дидактическая игра «Кто что делает»;

- Выучивание загадки о яблоке.

СРЕДА.

1ч. Игра «Звук потерялся».

Игра «Дружные звуки».

2ч. Пальчиковая гимнастика «Новый дом».

3ч. Упражнение «Дятел».

4ч. Пересказ рассказа «В саду».

ПЯТНИЦА.

1ч. Упражнение «Точка».

2ч. Звук и буква И.

3ч. Артикуляционное упражнение «Улыбка».

4ч. Составление рассказа по теме: «Фрукты».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2.

1ч. «Подбери признаки»:

Весна - ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, поющая, звенящая,

бушующая, молодая. Назвать в словах 1-й звук

Птицы - быстрые, проворные, перелетные, задорные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые, домаш­ние, дикие. Назови одинаковый звук во всех словах; определить место звука в словах.

2ч. «Подбери предметы (к признакам)»:

весенний - день, дождь, гром;

весенняя - гроза, капель, погода;

весеннее - солнце, небо, поле;

весенние - каникулы, дни, цветы.

журавлиный - клюв, клин, крик;

журавлиная - стая, песня;

журавлиное - крыло, перо.

Составление предложений с этими словами.

3ч. Проговаривание потешки «Солнышко», с заданной интонацией (гру­стно, радостно, жалостно и т. д.)

Солнышко.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

4ч. Чтение слов: месяц, весна, март, капель, ласточка, грач, скворец, чиж. Составление слов из букв разрезной азбуки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3.

1ч. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются.

Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.

2ч. Звуко - слоговой анализ и синтез:

узнавать птиц по первому и последнему звуку;

узнавание птицы в названии которой четыре звука, второй звук «р»

(грач);

звуковой анализ слова стрижи;

узнавание птиц, в названии которых тир слей а;

узнавание птиц, по перепутанным слогам: бей во ро (воробей),

ли - жур - рав (журавли), на - ро - во (ворона),

3ч. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание пого­ворки:

При солнышке тепло,

При матери добро.

4ч Чтение, ответы на вопросы, пересказ.«День всё дальше».

Солнышко все выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру под­мерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают. Дни все длиннее и длиннее. Ночь всего, длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у нее минутки. Встает немного раньше, садится немного позже.

(Н. Сладков)

Вопросы:

1. Что ты узнал из рассказа про солнышко? Про сосульку?

2. Почему ночи становятся короче?

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4.

1 ч

1. Чтение логопедом текста «Прилетели грачи».

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи прямо на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

А) Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.

Б) Ответить па вопросы:

- Какие птицы прилетают весной первыми?

- Что сразу начинают делать грачи?

- Где они вьют гнезда?

-Когда они выводят птенцов?

В) Образовывать множественное число от следующих существительных: Грач - грачи, гнездо - гнезда, сук - сучья, корень - корни, птенец – птенцы,дерево -деревья, ствол стволы, пень – пни.

2. Закончить предложения:

На дереве гнездо, а на деревьях...(гнезда). На ветке сук, а на ветках... (сучья). В гнезде птенец, а в гнездах...(птенцы). На дворе дерево, а в лесу...(деревья).

2ч. Провести дыхательно - голосовые упражнения для улучшения речевого выдоха: понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь потянуть гласные звуки.

3ч. Упражнения для языка:

«Почистим верхние зубки», «Вкусное варенье», «Качели».

4ч. Назвать ударный звук в словах: Оля, Коля, Зоя, Аня, Алик, Катя.


ЛИТЕРАТУРА

1. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошколь­ников. Учебно - методическое пособие. - М. 200.V

2. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для деки с тяжелыми нарушениями речи. - М.,1992.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с об­щим недоразвитием речи). - М, 1995.

4. Жукова Н.С. Обучение грамоте в детском саду. - М, 1987.

5. Жукова Н.С, Мастюкова Е. -М., Филичева Т.Б. Преодоление обще­го недоразвития речи у дошкольников, М., 1990.

6. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстова В.И., М, 1987.

7. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М, 1958.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

9. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. Шаховской С.Н., М, 1958.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васи­льевой МА. - М., 1985.

11. Ткаченко ТА. В первый класс - без дефектов речи. С-Пб., 1999.

12. Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. - С-Пб., 1997.

13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, 1993.

14. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобра­зовательной школы. Книга для учителя - логопеда, 2е изд., доп. М., 1984.

15. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2002

16. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых си­туациях. Книга для учителя логопеда. М., 1993.

17. Основы логопедической рабой ы с детьми. Учебное пособие для ло­гопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов. Под ред. Чиркиной I В. – М., 2002.

18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической груп­пе для детей с общим недоразвитием речи. С-Пб.,2001.

19. Крупенчук СИ. Научите меня говорить правильно! С-Пб., 2003.

20. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя. Сост. В.В.Воли­на. М., 1991.

21. Лалаева РИ. Логопедическая работа в коррекционных классах. Ме­тод пособие для учителя. - М, 2001.


И. А. ЕЛЕМЕСОВА

О.В. МИХАЙЛОВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ЛОГОПЕДОВ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, (в 2 частях)

Сдано в набор 12.03.2004. Подписано в печать 22.04.2004. Бумага на текст офсетная.

Тираж 500. Заказ 98. Отпечатано в типографии издательства «Литера». 150000, г Ярославль, ул. Чайковского, 9, офис 211. Тел.: (0852) 31-38-47,31-38-59, 72-80-26. Е-mail: litera@severttk.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: