Методика проведения SWOT анализа для компании

Сам метод swot анализа опирается на первичное исследование слабых и сильных сторон; возможностей и угроз, при этом учитывая последующее взаимодействие между ними. При этом необходимо учитывать нюансы и особенности конкретной сферы деятельности. Теперь рассмотрим все более подробно.

Анализ сильных сторон. При заполнении данной группы мы отмечаем все те положительные моменты, которые присутствуют в компании. Здесь и бренд, примечательные условия поставки и пр. Как вариант, еще может быть сильная клиентская база, рассказывающая о вашей компании всем окружающим. В общем, все то, что лучше чем у наших конкурентов. При этом создается некий список, который впоследствии мы и будем анализировать.

Анализ слабых сторон. Также фиксируются в виде списки, те параметры и моменты, которые, мягко выражаясь, у нас хромают. «Нет, они так то ничего, но просто хромают». К слабым сторонам относятся, высокая цена, выявленная в сравнительном анализе с конкурентами, узкая широта ассортимента, так же выявляется при конкурентном анализе. Сюда же можно отнести отсутствие опыта вывод новой продукции на рынок или захвата новых рынков сбыта.

Анализ возможностей. Здесь учитываются все реальные перспективы роста и развития компании. Например, возможность снижения цены закупки у поставщика при определенном увеличении объема закупок, выкуп или строительство новых складских или торговых площадей. Здесь же учитывается перспектива принятия того или иного закона, существенно ослабляющие деятельность компании.

Анализ угроз. На данном этапе осуществляется детальный анализ конкурентов. Во-первых – это поможет изучить конкурентов, понять их ответную реакцию и шаги. Во-вторых, изучаются возможности и слабые стороны конкурентов, которые всегда можно превратить в свои сильные. К угрозам стоит относить любые внешние воздействия, и независящие от нас с вами. В качестве примера, можно сказать об изменении налогового или иного законодательства, природные катаклизмы. Яркий пример завод TOYOTA в Японии, который после цунами не так давно, просто прекратил на время свою работу.

Все рассмотренные параметры структурируются в единую форму, благодаря которой можно посмотреть все перспективы и особенности деятельности организации. Зачастую так бывает, что на данном этапебольшинство маркетологов заканчивают swot анализ компании. В принципе сформировывается картинка, что хорошо, а что плохо в компании и выстраивается понимание, куда двигаться дальше. Возможно, это и правильно и, по сути, нет смысла заморачиваться более глубоким анализом, тратя свое время. Однако методика SWOT анализа компании на этом не заканчивается и его продолжение сводится к экспертной оценке полученных факторов.

Вопрос 30

STEP-анализ: цели и методика

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: макроокружения или макросреды (среда косвенного воздействия) и непосредственного окружения -- микроокружения или микросреды (среда прямого воздействия).

Факторы макросреды являются внешними факторами, или т. н. неконтролируемыми переменными. Основными факторами макросреды являются социокультурные (социальные), технологические и природные (технологические), экономические и конкурентные (экономические), а также политико-правовые (политические) факторы (таблица 1).

Таблица 1

Примеры факторов макросреды по группам факторов

 
Социальные факторы Технологические факторы  
- демографические изменения; - система ценностей общества; - вкусы и предпочтения общества; - уровень образования; - образ жизни и культурное развитие. - альтернативные способы предоставления услуг и производства товаров; - государственные приоритеты развития науки и техники; - новые открытия; - изменения коммуникационных технологий.  
Экономические факторы Политические факторы  
- динамика ВВП, ВНП и чистого дохода населения; - процентные ставки и уровень инфляции; - соотношение расходов и доходов местных и федерального бюджетов; - уровень безработицы и ставок налогов; - цены на энергоносители. - влияние правительства на экономику; - трудовое, налоговое, экологическое законодательство; - лоббирование политическими группами; - правовая культура страны; - уровень государственного регулирования и политика правительства в отношениях собственности.  
     

Для результативного изучения этих компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система проводит сбор и анализ материалов, специальные наблюдения и исследования. Собранные данные подвергаются анализу для выявления тенденций их изменения и влияния на фирму.

Часто для анализа макросреды применяется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении социальных, технологических, экономических и политических факторов. В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики:

- STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применим для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.

- PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применим для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.

Существует две методики STEP-анализа: с использованием четырехпольной матрицы и табличного формата. Вторая более удобна ввиду возможности количественной оценки факторов и их числового ранжирования.

Рассмотрим пошаговую методику STEP-анализа с использованием табличного формата.

1-й этап: определение объекта анализа: предприятие в целом, отдельные подразделения или безнес-единицы.

2-й и 3-й шаги: отбор экспертов, которые будут проводить анализ и выбор формата занесения результатов и итоговой формы анализа.

4-й шаг: заполнение формата STEP-анализа. Существует 2 формата таблица STEP-анализа.

Таблица 2

Табличная форма для проведения STEP-анализа. Вариант формата таблицы 1

 
Фактор среды Важность для отрасли Влияние на организацию Направление влияния Степень фактора  
           
1. Социальные факторы          
           
         
2. Технологические факторы          
           
         
3. Экономические факторы          
           
         
4. Политические факторы          
           
         

STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S - social), технологических (Т - technological), экономических (Е - economic), политических (Р - political).

Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

- Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают не только говорить о внешнем окружении, но и думать о нем.

- У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения.

- Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.

- Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.

- Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

Вопрос 31

Стратегический стоимостный анализ. Цепочка ценности. Отраслевые цепочки ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: