Тема: Психология речи

Цель: сформировать представление о речи как средстве общения и обобщения; познакомиться с основными видами речи и их назначением; рассмотреть состав языка; охарактеризовать основные свойства и функции речи; сформировать представление о теориях усвоения языка и речи, рассмотреть проблему соотношения мышления и речи; этапы и закономерности становления развития речи.

Организационная форма занятия: семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Место и роль речи в психической сфере человека и ее связь с другими психическими процессами. Функции речи.
  2. Анатомо–физиологические механизмы порождения и понимания речи.
  3. Психологическая структура речи.
  4. Виды, формы, свойства речи.
  5. Проблема соотношения языка и речи.
  6. Теории усвоения языка и речи.

· теория научения

· теория специфических задатков Н. Хомского

· когнитивная теория Ж. Пиаже

· теория Л.С. Выготского

  1. Проблема соотношения мышления и речи.
  2. Развитие речи в онтогенезе.
  3. Речь как средство общения. Общение как процесс и его функции.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о речи как одной из самых сложных форм высших психических функций, которая характеризуется подвижностью, многозначностью и связью со всеми другими психическими функциями; в ходе занятия студент должен охарактеризовать 2 роли, которые выполняет речь – речь, как собственно психический процесс, и речь, как процесс, организующий и связывающий другие психические процессы. У студента должно быть сформировано четкое представление о значении речи в жизни человека, в его психологии и поведении, о функциях речи (коммуникативная, регулирующая, обобщающая, познавательная, номинативная, эмоционально-выразительная, эмотивная, диакритичексая, «маркирования», фатическая). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов - М.: ACT: Астрель, 2005; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.

По второму вопросу: студент в ходе занятия должен охарактеризовать физиологические системы речи (периферические и центральные) и психофизиологическую основу речи, раскрыть роль центра Вернике и центра Брока для порождения и понимания речи. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о 3-х уровнях организации структуры порождения речи (психологическом, лингвистическом и психофизиологическом) и уровнях ее реализации (произвольном и непроизвольном); в ходе занятия студент должен проследить процесс порождения высказывания (устная экспрессивная речь) и процесс восприятия и понимания речи, раскрыть значение понятия «интенция». Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов - М.: ACT: Астрель, 2005; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003.

По четвертому вопросу: студент должен иметь представление об основных видах речи (внешняя (устная – экспрессивная и импрессивная), письменная (письмо и чтение), внутренняя), формах речи (автоматизированная, рядовая, монологическая, диалогическая, групповая), основных свойствах речи (содержательность, понятность, выразительность, действенность). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов - М.: ACT: Астрель, 2005; Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

По пятому вопросу: в ходе занятия студент должен раскрыть значение понятий «речь», «язык», «значение», «смысл», охарактеризовать лексический, грамматический и фонетический состав языка, рассмотреть соотношение значения и смысла слова, охарактеризовать речь как процесс словесного общения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003.

По шестому вопросу: в ходе занятия студент должен охарактеризовать основные положения теории научения в речевом развитии, теории специфических задатков Н. Хомского, когнитивной теории Ж. Пиаже, теории Л.С. Выготского, психоаналитической модели порождения и функционирования речи. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

По седьмому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о соотношении мышления и речи; студент должен охарактеризовать значение слова как единицы мышления и речи, особенности начального периода развития речи и мышления ребенка. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

По восьмому вопросу: студент в ходе занятия должен проследить возникновение и периоды становления речи (доречевой, фонетический, грамматический, семантический); охарактеризовать развитие грамматических структур, коммуникативных функций речи, письменной речи, механизмы усвоения речи ребенком; раскрыть значение понятия «эгоцентрическая речь» и суть дискуссии Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003.

По девятому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об отличиях человеческой речи от средств общения у обезьян, о врожденности и приобретенности человеческой речевой способности. В ходе занятия студент должен раскрыть значение понятия «общение», модель коммуникативного процесса и основные функции общения: информационная, регуляторная, аффективная. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Основные понятия: речь, язык, значение, смысл, знаковая система, внешняя речь,внутренняя речь, фонема, фонематический слух, общение, коммуникация, семантика, эгоцентрическая речь.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
  5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.

б) дополнительная литература:

  1. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов - М.: ACT: Астрель, 2005.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х томах. - М.: Мир, 1992.

4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982.

5. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М: Гнозис, 1995.

  1. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

  1. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
  3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  5. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т./ Под ред. Л.С. Цветковой.- М.: МГУ, 1975
  6. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997.
  7. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. – М., Институт практической психологии, 1997.
  8. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. https://bookap.info – Библиотека психологической литературы BOOKAP
  2. https://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
  3. https://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
  4. https://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
  5. https://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
  6. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
  7. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
  8. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
  9. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект «Сенсорика и язык» // Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982. С. 117 – 154.

2. Заполнить таблицу «Функции речи»

Функции речи Краткая характеристика
   

3. Зарисовать схему «Психологическая модель порождения и функционирования речи» // Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. С. 317.

4. Заполнить таблицу «Этапы овладения фонетикой и грамматикой»

этапы возраст периоды внутри этапа основные характеристики
доречевой      
первичный      
овладение грамматической структурой языка      

5. Заполнить таблицу «Сравнительный анализ теорий усвоения языка и речи».

Теория Основные положения
   

Темы рефератов:

1. Речь как средство общения и обобщения.

2. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью.

3. Проблема эгоцентрической речи. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж.Пиаже.

4. Понятие глубинной грамматики Н. Хомского.

5. Стадии развития глубинного синтаксиса у ребенка в исследованиях Л.С. Выготского.

6. Психоаналитическая модель порождения и функционирования речи.

Программированный контроль знаний:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow