Этика психологического исследования

Психологическая наука — это наука о закономерностях строения и функционирования внутреннего мира и поведения живых, чувствующих, переживающих существ: человека и животного. Этот факт налагает на ученых-психологов особую ответственность, касающуюся настоятель­ной необходимости неукоснительного соблюдения физической и психо­логической безопасности испытуемого. Эта ответственность во многих странах закреплена в специальных документах — этических стандартах психологов. Такие документы приняты Американской психологической ассоциацией, аналогичными организациями в Канаде, Великобритании и других странах. Придерживаются подобных документов и отечествен­ные психологи. Основными принципами этического отношения к испы­туемым являются:

принцип минимизации риска («риск при ведении исследова­ния не должен превышать риск, связанный с обычной повседнев­ной жизнью»);

принцип информированного согласия испытуемого на прове­дение с ним исследовательских процедур и его права на выход из исследования на любом этапе;

принцип права испытуемого на конфиденциальность.

Расширительное толкование этих базовых принципов позволяет составить следующий перечень положений, на соблюдении которых целесообразно строить безукоризненную с этической точки зрения исследовательскую и практическую работу психолога:

• забота о физическом и психологическом благополучии испытуе­мого в процессе исследования;

• принятие на себя ответственности, в основе которой объектив­ность, честность и поддержание высоких профессиональных норм и своей работе;

• соблюдение моральных и правовых норм, соответствующих мо­ральным требованиям общества;

• корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

• гарантированное сохранение конфиденциальности, информации об индивиде;

• выстраивание отношений с испытуемым на основе доверитель­ности, информирование его о цели обследования и последующем характере использования результатов;

• неразглашение результатов обследования;

• соблюдение ограничений в публикации результатов;

• осторожность и деликатность в их интерпретации.

Документ, носящий название «Этические стандарты психологов», принятый Американской психологической ассоциацией в 1963 г. и действующий до сих пор, начинается со следующего, по сути, программно­го, заявления: «Психолог придает большое значение достоинству и цен­ности бытия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улучшить понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, ко­торый может нуждаться в его помощи, а также любого человека или жи­вотного, который может быть предметом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также со­знательно не позволит воспользоваться плодами своего труда и другим с целью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободы исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагностиче­ского обследования и внимания к интересам своих коллег и общества».

Тестовый контроль знаний:

1. К методам психологии относят:

1) наблюдение

2)эксперимент

3)тестирование

4)антропометрию

2. Диагностический инструментарий, с помощью которого внутренний мир испытуемого оценивается по «проекции» его личности на своеобразный «экран» тестовых материалов:

1)тест задание

2)тестирование

3)проективный тест

3. Наиболее эффективный научный метод исследования психической реальности. Позволяет выявить сущностные характеристики и причинно-следственные связи между субъектами.

1)наблюдение

2)эксперимент

3)тестирование

4)анкетирование

4. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических явлениях, называется:

1)наблюдение

2)формирующий эксперимент

3)констатирующий эксперимент

4)беседа

5. Наблюдение бывает:

1)смешанное

2)внешнее

3)внутреннее

6. В недрах какой науки зародилась психология:

1)политология

2)биология

3)философия

4)социология

7. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления – материализм и идеализм:

1) Платон

2) Аристотель

3) Демокрит

4) Сократ

8. Эксперимент различают:

1)естественный

2)искусственный

3)лабораторный

4)трансактный

9. Данный показатель дает возможность определить разницу между независимыми и зависимыми переменными.

1)квазиэксперимент

2)корреляционное исследование

3) наблюдение

10. Данный показатель определяет достоверность полученных результатов, которая близка к результатам «безупречного» эталонного эксперимента.

1)надежность

2)валидность

3)значимость

4)проективность

11. Исходя из предмета изучения, психология - это наука

1) точная

2) естественная

3) педагогическая

4) медицинская

5) гуманитарная

12. Холистический подход психологии опирается:

1)на клиническую картину личности

2) на изучение психики

3)на изучение поведенческих процессов

4)на всестороннее гармоничное развитие личности

13. Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение
приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

1)духовному потенциалу человека

2)потенциал тела

3)потенциал разума

4) потенциал чувств

14. Основными принципами этического отношения к испытуемым являются:

1)принцип минимизации риска

2)принцип информированного согласия

3)принцип этической справедливости

4)принцип права испытуемого на конфиденциальность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: