Цели деловой игры
1. Выработка навыков анализа оргструктур управления.
2. Приобретение навыков построения оргструктур управления.
3. Получение навыков работы в малых группах и выработке коллективных решений.
Исходная информация
Объект анализа — машиностроительный завод с индивидуальным производством, структура управления которым выглядит следующим образом (рис. 63)
Рис. 63. Организационная структура машиностроительного завода
Аппарат управления завода состоит (без руководства) из 21 подразделений, распределение численности приведено в табл. 46.
Необходимость создания структурных подразделений должна быть всесторонне обоснована. При этом важнейшими критериями являются численность и квалификационный состав работников данного подразделения, характер выполняемой работы. Основным структурным подразделением в аппарате управления многих предприятий является отдел. В отделах сосредоточено около 75 % всех ИТР, служащих и технических исполнителей заводоуправления. Поэтому прежде всего следует учитывать те организационные условия, при которых целесообразно создание отдела, и лишь затем формировать его внутреннюю структуру. Для отдела, как правило, минимальная численность составляет 10 чел., для бюро — 7, для конструкторских и технологических подразделений — в отделе 21, а в бюро — 16 чел. При меньшей чис-
|
|
Деловые игры
ленности работников рекомендуется назначать старших специалистов и специалистов.
Для обоснованного выбора того или иного варианта внутренней структуры можно использовать следующую математическую зависимость:
Yl = 0,60 + 0,0206 X;
Y2 = 0,06 + 0,0925 X; Y3 = - 0,26 + 0,2567 X"; У4 = - 1,66 + 0,6272 X,
где Yj — число заместителей начальника отдела;
У2 — количество бюро в отделе (начальников бюро);
Уа — количество групп (старших исполнителей);
У4 — численность исполнителей;
X — численность служащих отдела.
Рекомендации и порядок проведения деловой игры
Руководитель разъясняет участникам деловой игры ее содержание, цели и порядок проведения. Затем учебная группа разбивается на команды и определяются руководители проектов. Руководители получают необходимую документацию для проведения деловой игры.
Участникам предлагается в процессе деловой игры провести анализ организационной структуры завода и предложить проект новой более прогрессивной организационной структуры управления. Задачу участников можно конкретизировать следующим образом.
1. Согласно данным табл. 46, им следует определить, какие подразделения соответствуют, требованиям минимальной численности отдела, бюро, а какие нет, и поэтому должны быть реорганизованы.
|
|
Таблица 46. Штатное расписание машиностроительного завода
№ п.п. | Наименование подразделений | Всего, чел. |
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Отдел маркетинга (ОМ) Отдел главного конструктора (ОГК) Отдел главного технолога (ОГТ) Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ) Энергомеханический отдел (ЭМО) Отдел технического контроля (ОТК) Планово-экономический отдел (ПЭО) Производственно-диспетчерский отдел (ПДО) Центральная бухгалтерия Отдел сбыта (ОС) Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) | 9 32 70 13 10 9 17 20 17 5 12 |
Глава 20
Окончание табл. 46
Отдел кадров завода (ОК) | ||
Отдел внешней комплектации (ОВК) | ||
Отдел технической безопасности (ОТБ) | ||
Центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) | ||
Первый отдел | ||
Отдел капитального строительства | ||
Хозяйственный отдел (ХО) | ||
Отдел технической документации (ОТД) | ||
Служба АСУП | ||
Юридическое бюро | ||
Всего |
2. На основе приведенных формул определить состав должностных категорий для аппарата управления данного предприятия в целом и свести в табл. 47. Необходимо также определить отклонения по каждой категории, сделать анализ (табл. 47).
Таблица 47. Сравнение расчетной и фактической численности ИТР и служащих
№ п.п. | Наименование должностных категорий | Общая численность | Отклонения | ||
расч. | факт. | + | - | ||
2 3 4 5 | Руководители подразделений Заместители руководителей Начальники бюро (групп) Старшие исполнители Исполнители Итого | 17 11 14 62 163 |
3. Предлагается также произвести расчеты тех же должностных категорий в рамках каждого подразделения, приведенного в табл. 48. Проанализировать нормативную и фактическую численность по каждому подразделению и каждой категории.
4. На основе проведенного анализа и расчетов следует разработать предложения по укрупнению структурных подразделений в соответствии с нормативами по количеству работников в отделе и бюро. Однако сделать это можно лишь после тщательного анализа содержания их работы, на основе изучения документооборота и других факторов.
Проведя укрупнение отдельных подразделений за счет ликвидации других, необходимо сделать соответствующие расчеты и свести их в табл. 49. Объеди-
Деловые игры
Таблица 48. Расчетная и фактическая численность должностных категорий по подразделениям (без руководителей подразделений)
№ п.п | Подразделения | Фактическая численность | В том числе | |||||||
зам. нач. | нач. бюро | ст. исполн. | исполн. | |||||||
н | Ф | н | Ф | н | ф | н | ф | |||
10 11 12 | ОМ ОГК огт ОТиЗ эмо отк пэо пдо ЦБух. омтс овк хо | 2 1 | 4 6 1 1 | 8 21 4 3 2 5 7 4 1 | ||||||
Всего |
где н — нормативная; ф — фактическая.
Таблица 49. Численность работников управления укрупненных подразделений по категориям
№ п.п | Структурные подразделения | Численность | В том числе | |||||||
зам. нач. | нач. бюро | ст. исполн. | исполн. | |||||||
н | Ф | н | Ф | н | ф | н | ф | |||
нение части отделов внесет изменения в численность объединенных отделов, что потребует повторного расчета их должностных категорий. При этом участвующим в деловой игре рекомендуется обосновать, по каким признакам и факторам проведено укрупнение отдельных подразделений, а соответственно и объяснить, почему произведено слияние именно этих подразделений.
5. На основе анализа частей изучаемой проблемы участникам деловой игры нужно построить новую структурную схему управления предприятием с учетом нормы управляемости высшего руководства предприятия.