Организация межпредметных связей и возможности интегрированного обучения изобразительному искусству

Мир целостен, един, а обучение по отдельным предметам в общеобразовательной школе разрозненно. Искусство — синтетично по своей природе, оно может стать тем стержнем, который необходим для создания у ребенка целостной картины мира.

Проблема взаимодействия искусств — одна из наиболее актуальных в настоящее время. В ней скрещиваются вопросы теоретические, связанные с трактовкой системы искусств и их специфики, с реальными вопросами творческой художественной практики. Характер взаимодействия между искусствами в ряде случаев существенно влияет на художественную полноценность конкретных результатов творчества.

Можно различить четыре типа взаимодействия искусств (по Юсову Б.П.):

1) межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана (музыка, ИЗО, технология, литература);

2) сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время и в системе внешкольного и дополнительного образования, что расширяет возможности художественного воспитания для желающих;

3) преподавание отдельных видов искусства на полихудожественной основе с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства (такой тип преподавания часто сочетается с первыми двумя);

4) комплексный подход к полихудожественному образованию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе. Комплексное взаимодействие искусств иногда рассматривается как их взаимное иллюстрирование или параллельное действие.

Мы считаем, что необходимо еще выделить межвидовые связи, то есть связи между видами искусств внутри предмета ИЗО.

Взаимосвязь искусств обычно сводится к изучению приемов профессиональной деятельности и к передаче образов одного искусства средствами другого. При этом нельзя не учитывать, что взаимодействие искусств может иметь как позитивное, так и негативное значение. Важно соблюдать осторожность и меру такого взаимодействия.

Содержание преподавания предметной области “Искусство” обеспечивает целостное представление обо всех видах искусств и дает ребенку возможность овладеть знаниями и практическими умениями по одному или по нескольким видам искусств. Это содержание может быть реализовано через единый интегрированный курс, ведущими компонентами которого являются такие дисциплины как «Изобразительное искусство», «Народное искусство», «Декоративное искусство», «Дизайн», «Архитектура», «Музыка», «Хореография», «Театр». Возможны разнообразные варианты интеграции этих компонентов, например, в одной параллели классов могут изучаться две дисциплины, одна из которых будет включать «Изобразительное искусство. Народное искусство. Декоративное искусство», а другая будет состоять из курсов «Музыка. Хореография. Театр». В другом варианте в интегрированный курс могут войти «Изобразительное искусство. Дизайн. Архитектура». В общем, вариантов может быть много, в данном случае показано только структурное содержание. Назвать дисциплину можно эмоционально-образно, например, «Истоки», «Путь к творчеству», «Мир прекрасного», «Путешествие в мир искусства» и др.

Синкретический характер народного искусства требует целостного подхода к его изучению, создания интегрированных курсов, включающих народную художественную культуру, литературу, архитектуру. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные жанры народного искусства: словесный, музыкальный, декоративно-прикладной. Интегрированный курс изучения народного искусства может включать «Поэтический фольклор. Музыкальный фольклор. Традиционные народные художественные промыслы».

Интеграция всех видов искусств предполагает общий методологический подход, единство целей, задач, принципов, и разнообразие путей его реализации на основе специфики каждого вида искусства.

Развитие личности средствами интегрированного курса “Искусство” должно содействовать формированию целостного мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов.

Межвидовые связи. Существенное значение для эффективности процесса обучения ИЗО имеет и обеспечение систематических взаимосвязей между иллюстрированием и другими разделами учебного предмета “Изобразительное искусство”. Эти взаимосвязи могут существовать в виде “межвидовых блоков” и графически могут быть представлены как прямоугольные матрицы.

Одним из средств активизации работы учащихся над художественным образом является выполнение ими набросков и зарисовок с натуры, тех объектов, которые должны войти в композицию.

Хорошо, когда рисование с натуры проводится до уроков иллюстрирования, ему могут быть посвящены один или несколько уроков.

Рисование с натуры Иллюстрирование

Н – И

Например, в 3 классе перед иллюстрированием басни И. Крылова “Ворона и лисица” желательно нарисовать с натуры (или по памяти) главных героев произведения. В начале урока во вступительной беседе рекомендуется использовать знания учащихся о героях этой басни, приобретенные на уроках природоведения, в процессе жизненных наблюдений. Демонстрируя рисунки В. Серова к басням И. Крылова, не забудьте рассказать о работе художника над ними. Обратите внимание учащихся на характерный силуэт персонажей, отсутствие деталей пейзажа, выразительное сопоставление фигур на плоскости. Покажите, что основное средство художественной выразительности у В. Серова — линия. Звери его — настоящие, живые звери, но под их видом скрывается человек с присущими ему недостатками.

На следующем в блоке уроке дети работали над иллюстрациями к басне, стремились добиться в них образной выразительности персонажей. На этом уроке они учились узнавать творческий почерк художников-иллюстраторов. Иллюстрацию можно было выполнить в живописной технике (акварель, гуашь), или в графической (цветные мелки, черная тушь, уголь и сангина). В конце урока для закрепления пройденного материала проводилась игра “Угадайка”.

Усложнение рассмотренного принципа взаимосвязи уроков иллюстрирования и рисования с натуры может быть выражено следующим образом:

Н – Н – И – Н – И

Например, в 7 классе перед иллюстрированием рассказа М. Шолохова “Нахаленок” можно провести рисование по памяти и представлению лошадей и наброски с натуры фигуры человека в движении. Затем, перед иллюстрированием романа М. Сервантеса “Дон Кихот” учащиеся еще раз выполняли наброски с натуры фигуры человека.

Дальнейшее усложнение межвидовых блоков уроков можно осуществить за счет включения в их взаимосвязь народного искусства, декоративной работы и бесед об изобразительном искусстве. Примером такого усложнения может быть цикл заданий, который выполнялся на ряде уроков в 6 классе. Графически этот цикл можно выразить так:

Н – НИ – НН – НИНИ – И

На первом из этого цикла уроке учащиеся выполняли наброски с натуры фигуры человека, а на следующем — они делали эскиз по мотивам русского народного костюма. В этот урок была включена беседа о красоте и социально-историческом значении ансамбля русского народного костюма.

Затем два урока были посвящены рисованию с натуры натюрморта “Деревянная (или глиняная) посуда с вышивкой”. Вводная беседа знакомила школьников с искусством создания деревянной и глиняной посуды — неотъемлемой частью бытовой обстановки крестьянского жилища, продолжался разговор о материальной и художественной культуре русского народа.

Далее за два урока проводилось выполнение эскиза декоративного оформления интерьера старинной крестьянской избы на русском Севере, а вступительная беседа к ним посвящалась красоте русского деревянного зодчества.

Завершался блок этих уроков иллюстрированием сказки “Аленький цветочек” С. Аксакова или “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А. Пушкина. В этом задании учащиеся могли использовать и закрепить знания и умения, приобретенные на всех предыдущих уроках, творчески переработать наброски и рисунки с натуры, эскизы декоративного оформления. Это способствовало усилению образной выразительности иллюстраций и достоверности изображаемого, повышению художественно-творческой активности школьников.

Остановимся еще на одном цикле уроков из нашей опытно-экспериментальной работы, в процессе которой обеспечивалась взаимосвязь всех основных разделов учебного предмета “Изобразительное искусство”. Графически этот цикл может быть представлен следующим образом:

Беседа – Рисование с натуры – Иллюстрирование – Декоративное искусство

Б – Н – И – ДИ

Этот цикл обычно начинался с беседы “Героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства” — ей посвящался целый урок. Затем учащиеся выполняли наброски с натуры фигуры человека. Далее они иллюстрировали былины о русских богатырях. Завершалась работа по этому циклу выполнением эскиза декоративного панно “Русские богатыри”.

Межпредметные связи. Систематическая организация педагогически целесообразных взаимосвязей между преподаванием изобразительного искусства и других учебных предметов является одним из видов интеграции. Именно обеспечение систематического функционирования этих взаимосвязей позволяет создать целостную систему воспитания у школьников художественно-творческой активности.

Можно использовать взаимосвязи преподавания изобразительного искусства и таких учебных предметов как русский язык, литература, иностранный язык, музыка, технология, математика, окружающий мир и др. В учебных программах по этим предметам заложены содержательные основы для осуществления таких взаимосвязей.

В качестве основных форм обеспечения межпредметных связей, как правило, используют уроки изобразительного искусства с привлечением учебного материала других смежных предметов, а также проведение циклов взаимосвязанных уроков по различным учебным дисциплинам.

Возможно сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время (об этом рассказано в соответствующем параграфе).

Велики и благоприятны для развития творчества школьников взаимосвязи между уроками изобразительного искусства и технологии. Например, дети сами могут «издавать» книги. Для этого берут обычно какое-либо литературное произведение или собственное сочинение. Ознакомленные уже с последовательностью работы художника-иллюстратора, школьники выполняют на уроках изобразительного искусства необходимые иллюстрации, заставку, концовку, обложку книги, а на уроках технологии они соединяют эти изображения и текст в книжный блок. В нашей практике учащиеся 5—7 классов с большим интересом «издавали» книгу о любимом художнике-иллюстраторе. Школьники подбирали высказывания о нем писателей и искусствоведов, отрывки из своих сочинений, иллюстрации художника, оформляли обложки полюбившихся книг и все это соединяли в книжный блок.

Еще одно интересное межпредметное задание для школьников —создание фильма. В ходе его выполнения необходимо организовать целый спектр разнообразных взаимосвязей между уроками и внеклассными занятиями по литературе, русскому языку, изобразительному искусству, технологии, музыке. Следует выбирать режиссера, сценариста, оператора, одного или несколько художников для совместной работы. Основой для экранизирования может послужить какое-либо литературное произведение, а то и сочинение самих школьников. Фильмы могут создаваться разные: игровые, мультфильмы, диафильмы, слайд-фильмы, видеофильмы и т.п. Рассмотрим несколько подробнее производство фильмов, создаваемых с помощью детских рисунков, фотоаппарата и компьютера.

Диафильм представляет собой фотопленку для слайдов, на которой последовательно отсняты предметы, сюжеты и события. Можно использовать рисунки или куклы и декорации, выполненные учащимися. Обязательно добавляется текст, титры. Демонстрируется диафильм через диапроектор. Слайд–фильм выполняется также как диафильм, при этом пленка разрезается не отдельные кадры, которые вставляются в рамки. Диафильмы и слайд-фильмы сейчас уже мало используются в школьной практике. Их вытеснили видеофильмы и СДфильмы, создаваемые с помощью цифровых фото и кино камер, а также специальных компьютерных программ.

В подготовке всех этих фильмов можно использовать иллюстрации, выполненные на уроках изобразительного искусства. Только школьникам необходимо, кроме рисунков последовательно передающих развитие сюжета, нарисовать на отдельных листах портреты главных героев и их окружение, то есть сделать раскадровку — дать “общий план”, “средний план”, “крупный план” и т.д. Если использовать фотопленку с 36 кадрами, то учитывая титры фильма и портреты главных героев, можно использовать для последовательной передачи сюжетов 20—25 кадров. Педагог помогает детям нарисовать героев в движении, причем выбирать для них такие характерные позы, чтобы и без слов было ясно, что было до этого кадра и что будет после него. Такой авторский детский фильм можно и озвучить, подобрав соответствующие слова и музыку, записав их на магнитофон или СДплеер.

Как видно, в процессе производства своих фильмов школьники ставятся перед необходимостью применить знания и умения из разных областей, проявить разнообразные интересы, и это, как мы наблюдали, усиливает появление учащимися художественно-творческой активности, ее развитие.

Усложнить рассматриваемые нами межпредметные связи можно сотая один или несколько уроков изобразительного искусства и технологии. Примером может быть межпредметный блок заданий по русской народной сказке “Сорока-белобока” (2 класс). Графически этот блок может быть изображен так:

Технология – ИЗО – Технология – ИЗО

Т – ИЗО – ИЗО – Т – Т – ИЗО

Сначала на уроке технологии дети лепили сороку — главную героиню книжки, стремились в процессе лепки передать особенности ее строения. Затем на двух уроках изобразительного искусства они выполняли иллюстрации к этой сказке. Этой работе предшествовала беседа учителя по иллюстрациям Ю. Васнецова и Т. Мавриной, основное внимание в которой было обращено на то, какими средствами художники передают в своих работах сказочность происходящего. Сюжеты для иллюстрирования были распределены между детьми в игровой форме — каждому вручалась карточка-задание, а содержание этих заданий было таким, чтобы потом из выполненных иллюстраций можно было составить три книжки. Эта работа выполнялась уже на уроках технологии, на которых из рисунков-иллюстраций были изготовлены детьми книжки-раскладушки “Сорока-белобока”. На следующем уроке труда дети уже лепили горшочек для сороки, в котором она варила кашу, на очередном уроке изобразительного искусства второклассники расписывали горшочки.

Вот еще один пример в виде цикла заданий по русской народной сказке “Гуси-лебеди” (2 класс). Графически этот блок может быть выражен так:

Декоративное искусство (ИЗО) – Технология – Рисование с натуры (ИЗО) – Иллюстрирование (ИЗО) – Декоративное искусство (ИЗО)

ДИ – Т – Н – И – ДИ

Рассматриваемый межпредметный блок начинался с выполнения декоративной работы “Мы рисуем сказочную птицу”. На этих уроках дети знакомились с творчеством известного иллюстратора детских книг Е. Чарушина, изображающего животных. Затем на уроке технологии дети изготовляли силуэты птиц с подвижными крыльями. Следующие уроки изобразительного искусства “Мы готовимся к рисованию сказки” были посвящены выполнению набросков гуся по памяти и с натуры. Полученные в процессе этой работы знания и умения дети использовали затем при иллюстрировании сказки “Гуси-лебеди”. Причем, при объяснении этого учебного задания использовались подвижные силуэты птиц, выполненные самими детьми. Инструктируя детей, учитель обращал их внимание на выразительность контура силуэтов, помогая уловить изменения форм фигур при движении. Завершался этот блок изготовлением силуэтов героев сказки и цветных динамических декораций для теневого театра.

***

Приведенные примеры показывают, что содержание и формы межпредметной работы школьников могут быть весьма различными, и в каждом из мероприятий может быть использована изобразительная деятельность школьников.

Комплексный подход. Он характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию занятий.

Интегрированный урок "Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке", 8-й кл. литература + ИЗО + музыка (разработали Агапитова О.Ю., учитель ИЗО и МХК Асташенкова С. В., учитель музыки, педагог дополнительного образования Черненькая Т. А., зам. директора по УВР).

Цель урока: дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). Показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.

Задачи урока

1. Воспитывать любовь к родной природе и чувство патриотизма; бережное отношение к чувствам окружающих. Воспитывать культуру восприятия, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.

2. Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения.

3. Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику Н. Рубцова с произведениями С. Рахманинова и полотнами русских художников.

Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.

Средства оснащения урока:доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи Н.Рубцова, прелюдии С.В.Рахманинова, репродукции картин русских художников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow