Спиралеобразный характер развития

Утверждение прогрессивного характера развития представляет собой главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии...» Спиралеобразный характер развития присущ различным областям действительности. Пожалуй, одним из самых ярких проявлений этой особенности развития в неживой природе является периодический закон химических элементов, открытый Д. И. Менделеевым. В периодической системе Менделеева, как мы уже знаем, элементы расположены в зависимости от величины положительного заряда их атомного ядра. Они образуют периоды и ряды, в которых наблюдается известное повторение свойств. Возьмем, к примеру, второй период, начинающийся с лития. Литий — элемент с ярко выраженными металлическими свойствами, он щелочной металл. По мере увеличения заряда ядра в следующих за ним элементах свойства, характерные для металлов, убывают и постепенно возрастают неметаллические свойства. В конце периода находятся уже ярко выраженный металлоид (неметалл) фтор и инертный газ неон. Очередной, третий период вновь начинается со щелочного металла натрия и заканчивается неметаллом хлором и инертным газом аргоном. Это же повторяется и в последующих периодах, где » также происходит отрицание металлических свойств неметаллическими, а затем при переходе к новому периоду эти последние снова отрицаются свойствами металлов. Происходит как бы возврат к старому — отрицание отрицания. Развитие по спирали встречается и в органическом мире. Энгельс демонстрирует действие этого закона на примере развития ячменного зерна. Из попавшего в благоприятные условия зерна вырастает стебель, являющийся отрицанием зерна. Затем на стебле вырастает колос с новыми зернами. Новые зерна отрицают теперь уже стебель, они — отрицание отрицания. Вместе с этим происходит известный возврат к исходному пункту — зерну, но на новой основе. Выросшие зерна отличаются от посаженного не только количественно (из одного стало 10—20), но зачастую и по своим свойствам. И здесь развитие происходит как бы по спирали. В основе ее одно зернышко, из которого вырастает затем несколько зерен, а эти в свою очередь порождают еще большее их количество и т. д.

Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая" старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в. высших стадиях отдельных сторон и черт низших.


56. Категория единичного, особенного и общего.

Всякий предмет обладает рядом особых только ему присущих черт. Возьмем, к примеру, тополь, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры, определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация корней и некоторые другие признаки.

Данный конкретный тополь, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального мира и есть единичное, или отдельное.

Однако любое отдельное, единичное не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи связанным с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит, что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что касается анатомофизиологического строения, а также способности чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем людям. Точно "гак же и каждый предмет кроме индивидуальных, только ему присущих признаков имеет и признаки, общие с другими предметами.

Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов.

Диалектика единичного и общего

В любом предмете единичное и общее находятся в диалектическом единстве. С одной стороны, единичное содержит общее. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим — видом, к которому он принадлежит и с которым имеет общие черты, а через вид с еще более общим — родом. Учитывая связь отдельного с общим, наличие общего в отдельном, диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть так или иначе общее.

С другой стороны, общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Нет ни одного вида растения или животного вне отдельных индивидов. Будучи общим по отношению к индивиду, вид охватывает не все черты входящих в него индивидуальных организмов, а только существенные, повторяющиеся.

Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.

Так, в развитии организмов имеют место факты, когда какой-либо новый полезный признак, приобретенный отдельным индивидом, передается по наследству и со временем становится достоянием массы, огромного числа индивидов, то есть превращается в общий, видовой признак. Если же тот или иной общий признак потерял свое значение для жизнедеятельности вида, он постепенно отмирает, атрофируется и в последующих поколениях встречается лишь изредка, у единичных организмов как атавизм — возврат к организации предков. Здесь уже общее превращается в единичное. Диалектика общего и единичного имеет место и в общественных явлениях. Взять хотя бы такой пример.





Подборка статей по вашей теме: