Затраты, связанные с финансовыми затруднениями и агентские затраты

Проблема здесь очевидна. Так, повышение доли заемных средств приводит к увеличению риска банкротства и, следовательно, к появлению так называемых затрат финансовых затруднений, выражающихся, в частности, в прямых затратах, связанных с ликвидацией компании в случае ее банкротства. Эти затраты могут быть весьма существенными: в одной из статей известного специалиста в области прогнозирования банкротства Э.Альтмана приводятся результаты выборочного обследования двадцати шести обанкротившихся фирм, которые показывают, что затраты, связанные с банкротством, нередко превышают 20% стоимости компании. Кроме того, увеличивающаяся вероятность банкротства влияет не только на отношение инвесторов по поводу ожидаемой доходности, что может существенно изменить стоимость того или иного источника средств, но и на текущие прибыли компании.

Точно так же нельзя игнорировать и агентские издержки, которые проявляются двояко в результате взаимоотношений: а) владельцы компании — управленческий персонал; б) акционеры — держатели облигаций и прочие инвесторы. Первый тип издержек вызван тем, что интересы владельцев компании и ее управленческого персонала не обязательно полностью совпадают, что приводит к необходимости создания некоторых систем контроля, т.е. к очевидным издержкам. Второй тип издержек обусловлен возможностью принимать решения в интересах акционеров, но в ущерб прочим инвесторам. В качестве примера можно привести решение о повторном займе, обеспеченном теми же активами, что и первый; очевидно, что в этом случае держатели облигаций первого выпуска вынужденно сталкиваются с увеличением риска своих финансовых активов и могут нести косвенные, а при некоторых обстоятельствах и прямые убытки.

Концепция агентских издержек достаточно сложна не только с позиции их классификации и идентификации, но, прежде всего, с позиции формализации процедур оценки их величины. Очевидно, что эта оценка в высшей степени субъективна, причем уровень субъективизма определяется как политикой владельцев и руководства компании в отношении проблемы агентских отношений, так и возможностями аналитиков компании формировать требуемую ин­формационную базу и применять соответствующий математический аппарат. Значительный вклад в разработку этой концепции сделан М.Дженсеном и У.Меклингом в рамках теории фирмы.

С позиции практиков достаточно абсурдным представляется очевидное следствие из теории Модильяни-Миллера о том, что для максимизации своей рыночной стоимости фирмы должны прибегать к 100%-ному заемному финансированию, чего не может быть в принципе. Не случайно следовать рекомендациям этой теории в строгом смысле практически невозможно. Поэтому в дальнейшем были предложены некоторые подходы, позволяющие, в частности, учесть влияние затрат, связанных с возможным банкротством, и агентских издержек. Эти подходы, безусловно, не дают каких-либо формализованных зависимостей и основаны на субъективных оценках возможных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: