Верховный Совет Украины 14 октября 1992 года принял закон Украины «Об охране труда». Этот закон определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между собственником предприятия, учреждения и организации или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.
Анализ организации охраны труда в народном хозяйстве Украины конца 80-х начала 90-х лет показывает, что система управления этой важной сферой трудовых отношений, формы и методы работы не отвечали тем процессам, которые начали набирать силы в направлении реформирования экономики и всей системы государственного и хозяйственного управления. Методы административно-командного воздействия на должностных лиц и работников за нарушения требований охраны труда уже не действовали, а других рычагов влияния не было. Трудовая, исполнительская, технологическая дисциплины существенно снижались. Неопределенность обязанностей и полномочий по охране труда новообразованных структур в процессе трансформирования государственных форм собственности, приватизации и постепенного отказа от отраслевого принципа управления народным хозяйством еще больше усложняли состояние дел. Негативное влияние оказывало и отсутствие законодательно закрепленных обязанностей по охране труда для органов государственной исполнительной власти всех уровней: от правительства до государственной администрации областей, районов, городов и других территориальных формирований. Поэтому принятие закона «Об охране труда» в 1992 году было объективно обусловлено ситуацией, сложившейся в то время в обществе.
|
|
Специфической особенностью украинского Закона, которая регламентирует правовую основу охраны труда, является высокий уровень прав и гарантий работникам. Впервые в истории государства работникам предоставлено право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация опасная для жизни или здоровья. Расширены права работников в социальных гарантиях возмещения убытков в случае повреждения их здоровья на производстве. Предусматривается новая система финансирования охраны труда, формирование системы страхования от несчастных случаев и профзаболеваний, усиливается централизация планирования. Договорное регулирование по вопросам охраны труда поставлено на высокий уровень, предусматривается значительное участие общественных институций в этом процессе. С позиций законодательной регламентации прав и гарантий работников в сфере охраны труда и их обеспечения закон Украины «Об охране труда» и нормативно-правовые документы по его реализации получили высокую оценку экспертов Международной организации труда.
|
|
К положительным моментам закона Украины «Об охране труда» бесспорно, принадлежит закрепление за государством функций управления и надзора за охраной труда. В бывшем СССР эта функция была возложена на общественную организацию в лице профсоюзов.
В условиях трансформации форм собственности, приватизации, Образования большого количества субъектов предпринимательской деятельности с различными формами негосударственной собственности роль государства в разрешении задач охраны труда существенно возрастает. Государство выступает гарантом создания безопасных и безвредных условий труда для работников предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности.
Основные принципы государственной политики в области
охраны труда
В законе Украины «Об охране труда» (ст. 4) задекларированы основные принципы государственной политики в области охраны труда:
- приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
- полная ответственность работодателя за создание безопасных и безвредных условий труда;
- обязательная социальная защита работников, полное возмещение ущерба лицам, потерпевшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- использование экономических методов управления охраной труда, проведение политики льготного налогообложения, что способствует созданию безопасных и безвредных условий труда;
- комплексное решение задач охраны труда на основании национальных программ по этим вопросам и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;
- установление единых нормативов по охране труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов их деятельности;
- осуществление обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
- сотрудничество и проведение консультаций между работодателями и профсоюзами (представителями трудовых коллективов) при принятии решений по охране труда;
- международное сотрудничество в области охраны труда, использования мирового опыта организации работы по улучшению условий и повышению безопасности труда.
Для реализации этих принципов были созданы Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности при Кабинете министров Украины, Госнадзорохрантруда, Национальный научно-исследовательский институт охраны труда, учебно-методический центр Госнадзорохрантруда. Разработаны и реализуются национальная, отраслевые, региональные и производственные программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда производственной среды. В областных, районных, городских органах исполнительной власти функционируют службы охраны труда.
Издается ежемесячный журнал «Охрана труда». Издательство «Основа» положило начало тиражированию нормативных актов, наглядных пособий, учебной и другой литературы по охране труда. Создаются компьютерные сети, прорабатываются и внедряются автоматизированные информационные системы по ряду важнейших вопросов охраны труда с перспективой их дальнейшего объединения в единую автоматизированную информационную систему Госнадзорохрантруда.
Стимулирование охраны труда
Экономическое стимулирование охраны труда (ст. 29). К работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).
|
|
Порядок льготного налогообложения средств, направленных на мероприятия по охране труда, определяется действующим законодательством в налогообложении.
Возмещение предприятиям, гражданам и государству убытков, причиненных нарушением требований по охране труда (ст. 30). Кроме возмещения ущерба работникам (ст. 11), собственник полностью возмещает убытки другим предприятиям, гражданам и государству на общих основаниях в связи с причинением ущерба при нарушении требований по охране труда.
Применение штрафных санкций к предприятиям, организациям и учреждениям (ст. 31). За нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лип, органов Государственного надзора по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды предприятия, организации, учреждения могут привлекаться органами Государственного надзора за охраной труда к уплате штрафа.
Предприятие выплачивает штраф за каждый несчастный случай и случай профессионального заболевания, произошедшие на производстве по его вине. Если установлен факт сокрытия несчастного случая, собственник уплачивает штраф в десятикратном размере. Собственник имеет право обжаловать в месячный срок решение о взыскании штрафа в судебном порядке.
Возмещение ущерба в случае ликвидации предприятия (ст. 32). В случае ликвидации предприятия возмещение ущерба, причиненного работникам, другим предприятиям или государству нарушением требований по охране труда, авариями, несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, штрафные санкции, а также выплаты, которые должны осуществляться предприятием в случае неудовлет-ворительной работы по охране труда, наличии фактов травмирования работников и профзаболеваний, сегодня достаточно значительны, поэтому вынуждают собственника или уполномоченный им орган задуматься, что лучше: претерпевать огромные убытки, которые иногда могут привести к полном банкротству, не занимаясь охраной труда, или своевременно вложить приемлемые средства в профилактические мероприятия, сберегая при этом жизнь и здоровье людей и не конфликтуя с Законом.
|
|
Настоящий собственник, безусловно, изберет второй вариант, поскольку перечень штрафных санкций и других экономических потерь предприятия, как указывалось выше, содержит:
- штрафы, которые накладываются на предприятие органами Государственного надзора за охраной труда;
- штрафы за каждый несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
- возмещение ущерба, одноразовую помощь и иные выплаты лицам, пострадавшим на производстве, или членам семей и иждивенцам погибших;
- выплаты тем предприятиям, учреждениям, которым нанесен ущерб (вследствие выпуска опасной техники, некачественного проектирования производственного объекта, нового оборудования);
- компенсацию больницам, другим медицинским и оздоровительным учреждениям расходов на лечение и реабилитацию пострадавших работников, на предоставление им санаторно-курортных услуг;
- компенсацию расходов органам социального обеспечения на выплату пенсий инвалидам труда;
- расходы на проведение спасательных работ во время аварий несчастных случаев, на проведение расследования и экспертизы их причин, на ритуальные услуги во время погребения погибших, на составление санитарно-гигиенической характеристики рабочего места работника, который получил профессиональное заболевание.
Значительными являются также расходы на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами, за тяжелые и вредные условия труда, они также должны учитываться собственником в общей сумме экономических потерь, которые имеют место на данном предприятии из-за недостаточного внимания к проблемам охраны труда.
Среди стимулирующих мероприятий, предусмотренных Законом, следует отметить:
- создание специальных фондов охраны труда на государственном, отраслевом, региональном уровнях и на предприятиях, освобожденных налогообложения;
- определение возможности внедрения льготного налогообложения целевых расходов на мероприятия по охране труда;
- применение принципов дифференциации взносов на Государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с применением поощрительных тарифов для предприятий с надлежащей организацией работы и высоким уровнем труда (и, наоборот, карательных, то есть увеличенных тарифов предприятий с неудовлетворительным состоянием условий и безопасности труда);
- применение поощрения работников за активную работу и инициативу в решении вопросов охраны труда (должны отражаться в Коллективном договоре и включать: повышение размера заработной платы; назначение премий за достижения в сфере безопасности труда, изобретательство, рационализаторские предложения; различные виды морального поощрения).