Пять звезд качества

В СТРАНАХ ЕВРОПЫ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ СТАЛИ УДЕЛЯТЬ ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И ИХ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ СЕРТИФИКАЦИИ ТРЕТЬЕЙ (НЕЗАВИСИМОЙ) СТОРОНОЙ. СИСТЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ПОСТАВЩИК — ПОТРЕБИТЕЛЬ» ТАКЖЕ НАЧИНАЮТ ПРЕДУСМАТРИВАТЬ СЕРТИФИКАЦИЮ ПРОДУКЦИИ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНОЙ. ПРИ ЭТОМ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫМИ СТАЛИ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТРАКТАХ, БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННЫМИ ГАРАНТИИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

В ОСНОВУ СИСТЕМЫ БИП БЫЛ ПОЛОЖЕН САМОКОНТРОЛЬ ТРУДА НЕПОСРЕДСТВЕННО ИСПОЛНИТЕЛЕМ. ИСПОЛНИТЕЛЬ НЕС ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАЧЕСТВО ИЗГОТОВЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.

СИСТЕМА НОРМ ПРЕДУСМАТРИВАЛА ПЛАНОМЕРНЫЙ, СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ МОТОРЕСУРСА ДВИГАТЕЛЕЙ И ЦИКЛИЧЕСКОЕ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ВСЕХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПЛАНИРУЕМЫЙ МОТОРЕСУРС. В СИСТЕМЕ НОРМ ПЛАНИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЛИСЬ НА ВСЕХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ.

ДЛЯ НОТПУ ХАРАКТЕРНО КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА, ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ С ПОСТОЯННЫМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО РАБОЧЕГО МЕСТА И ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЦЕЛОМ. ПРЕДУСМАТРИВАЛАСЬ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУДА, ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЦЕХОВ, УЧАСТКОВ.

ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ — СИСТЕМА КАНАРСПИ (КАЧЕСТВО, НАДЕЖНОСТЬ, РЕСУРС С ПЕРВЫХ ИЗДЕЛИЙ), ЗАВЕДОМО ОПЕРЕДИВШАЯ СВОЕ ВРЕМЯ. СИСТЕМА ВКЛЮЧАЛА КОМПЛЕКС ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ С ПЕРВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ. ХАРАКТЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КАНАРСПИ БЫЛИ:

-КОМПЛЕКСНОСТЬ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ;

-ПОИСКОВЫЙ ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ ВСЕМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРЕДПРИЯТИЯ;

-ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОЙ И СВОЕВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ ВЫПУСКАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ;

-ИНТЕНСИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРИОДА ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН, СНИЖАЮЩИХ КАЧЕСТВО ИЗДЕЛИЙ;

-ПРОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЕРИЙНОГО ОБРАЗЦА;

-АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ И ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЯ И -ПОВЫШЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ;

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, Т.Е. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

.АВТОРОМ СИСТЕМЫ БЫЛ ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ГОРЬКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ЗАВОДА Т. Ф. СЕЙФИ. ОН ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ПОНЯЛ РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ, ПЕРЕНЕС АКЦЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА С ПРОИЗВОДСТВА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ, БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИДАВАЛ ИСПЫТАНИЯМ. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. В 80-Е ГГ. НАЧАЛСЯ ПЕРЕХОД ОТ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВОМ (TQC) К ТОТАЛЬНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА (TQM). В ЭТО ВРЕМЯ ПОЯВИЛАСЬ СЕРИЯ НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА -–-СТАНДАРТЫ ИСО 9000 (1987Г.), ОКАЗАВШИЕ ВЕСЬМА СУЩЕСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕНЕДЖМЕНТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА. В 1994 Г. ВЫШЛА НОВАЯ ВЕРСИЯ ЭТИХ СТАНДАРТОВ, КОТОРАЯ РАСШИРИЛА В ОСНОВНОМ СТАНДАРТ МС 9004-1, -2, -3, -4, БОЛЬШЕЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИВ ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ, ОБРАБАТЫВАЕМЫМ МАТЕРИАЛАМ, УСЛУГАМ.

СПЕЦИФИКА ТОТАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ЕСЛИ РАНЬШЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИНИМАЛИСЬ КОМПРОМИССНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ТАКИМ ПАРАМЕТРАМ, КАК ОБЪЕМ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ, СРОКИ ПОСТАВКИ, ЗАТРАТЫ И КАЧЕСТВО, ТО ТЕПЕРЬ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИГАЕТСЯ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, И ВСЯ РАБОТА ПРЕДПРИЯТИЯ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЭТОЙ ЦЕЛИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, УПРАВЛЕНИЕ ВСЕМИ СФЕРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОРГАНИЗУЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ИНТЕРЕСОВ КАЧЕСТВА. ЭТОТ ПЕРЕХОД СРАВНИВАЮТ С ПЕРЕХОДОМ ОТ СИСТЕМЫ ПТОЛОМЕЯ К СИСТЕМЕ КОПЕРНИКА, ИМЕЯ В ВИДУ ЧТО НЕ СОЛНЦЕ (ПОТРЕБИТЕЛЬ) ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ (ПРОИЗВОДИТЕЛЯ), А НАОБОРОТ.

ЕСЛИ TQC — ЭТО УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ С ЦЕЛЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ТО TQМ — ЕЩЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЯМИ И САМИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. В TQМ ВКЛЮЧАЕТСЯ ТАКЖЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА, КОТОРОЕ ТРАКТУЕТСЯ КАК СИСТЕМА МЕР, ВЫЗЫВАЮЩАЯ У ПОТРЕБИТЕЛЯ УВЕРЕННОСТЬ В КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ. СИСТЕМА TQМ (РИС. 1.4) ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА, МИНИМИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ И ПОСТАВКУ ТОЧНО В СРОК. ОСНОВНАЯ ИДЕОЛОГИЯ TQМ БАЗИРУЕТСЯ НА ПРИНЦИПЕ – УЛУЧШЕНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА. ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАЧЕСТВУ ДЕЙСТВУЕТ ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА — СТРЕМЛЕНИЕ К НУЛЮ ДЕФЕКТОВ, К НУЛЮ НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ, К ПОСТАВКАМ ТОЧНО В СРОК. ПРИ ЭТОМ ОСОЗНАЕТСЯ, ЧТО ДОСТИЧЬ ПРЕДЕЛОВ НЕВОЗМОЖНО, НО К ЭТОМУ НАДО ПОСТОЯННО СТРЕМИТЬСЯ, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ НА ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ. ЭТА ИДЕОЛОГИЯ ИМЕЕТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕРМИН «ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА» (QUALITY IMPROVEMENT).

В СИСТЕМЕ TQM ИСПОЛЬЗУЮТСЯ АДЕКВАТНЫЕ ЦЕЛЯМ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОИСКА, АНАЛИЗА И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ПОСТОЯННОЕ УЧАСТИЕ В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА. В TQM СУЩЕСТВЕННО ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА. НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОКАЗЫВАЕТ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ИСО 9000. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА СИСТЕМ КАЧЕСТВА, ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000, – ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, ТРЕБУЕМОГО ЗАКАЗЧИКОМ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЕМУ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СДЕЛАТЬ ЭТО. СООТВЕТСТВЕННО МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ЭТУ ЦЕЛЬ. ОДНАКО В СТАНДАРТАХ ИСО СЕРИИ 9000 ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫРАЖЕНА ВЕСЬМА СЛАБО, А НА СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПОСТАВОК ПРОСТО ОТСУТСТВУЕТ.НАЛИЧИЕ У ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРТИФИКАТА НА СИСТЕМУ КАЧЕСТВА СТАЛО ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ УСЛОВИЙ ЕГО ДОПУСКА К ТЕНДЕРАМ ПО УЧАСТИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОЕКТАХ. ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СЕРТИФИКАТ НА СИСТЕМУ КАЧЕСТВА НАШЕЛ В СТРАХОВОМ ДЕЛЕ: ТАК КАК ЕГО НАЛИЧИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НАДЕЖНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ТО ПРЕДПРИЯТИЮ ЧАСТО ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ СТРАХОВАНИЯ.

ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ НАЛИЧИЕ У НИХ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТАНДАРТАМ ИСО СЕРИИ 9000, И СЕРТИФИКАТА НА НЕЕ ЯВЛЯЕТСЯ, МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ СОВСЕМ ДОСТАТОЧНЫМ, НО НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ..

ПЯТЫЙ ЭТАП. В 90-Е ГГ. УСИЛИЛОСЬ ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯ, А ПРЕДПРИЯТИЯ СТАЛИ ВСЕ БОЛЬШЕ УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА. ЭТО ПРИВЕЛО К ПОЯВЛЕНИЮ СТАНДАРТОВ СЕРИИ ИСО 14000, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ МЕНЕДЖМЕНТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ.

СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ИСО 14000 СТАНОВИТСЯ НЕ МЕНЕЕ ПОПУЛЯРНОЙ, ЧЕМ НА СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ИСО 9000. СУЩЕСТВЕННО ВОЗРОСЛО ВЛИЯНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВА, УСИЛИВАЕТСЯ ВНИМАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ К УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ СВОЕГО ПЕРСОНАЛА.

ПОЯВЛЯЮТСЯ И КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, КОТОРЫЕ СТАВЯТ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ УСИЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И УЧИТЫВАЮТ СПЕЦИФИКУ ТАКИХ КОРПОРАЦИЙ. ТАК, БОЛЬШАЯ ТРОЙКА АМЕРИКАНСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПАНИЙ РАЗРАБОТАЛА В 1990 Г. (1994 Г. — ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ) СТАНДАРТ QS 9000 «ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ КАЧЕСТВА». ХОТЯ ОН БАЗИРУЕТСЯ НА СТАНДАРТЕ ИСО 9001, ЕГО ТРЕБОВАНИЯ УСИЛЕНЫ ОТРАСЛЕВЫМИ (АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫМИ), А ТАКЖЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ КАЖДОГО ИЗ ЧЛЕНОВ БОЛЬШОЙ ТРОЙКИ И ЕЩЕ ПЯТИ КРУПНЕЙШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВИКОВ.

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ИСО 14000 И QS 9000, А ТАКЖЕ МЕТОДОВ САМООЦЕНКИ ПО МОДЕЛЯМ ПРЕМИЙ ПО КАЧЕСТВУ — ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЯТОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: