Вещественных доказательств. Существующая в настоящее время система регистрации различных объектов направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей правоохранительных и

Существующая в настоящее время система регистрации различных объектов направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей правоохранительных и правоприменительных органов, и носит ведомственный характер[52].

Правовой основой создания учетов в органах внутренних дел является Закон «О милиции» (1991 г.), с изменениями и дополнениями (1999 г.), п. 14 ст. 11 которого предусматривает ведение учетов физических и юридических лиц, предметов и фактов.

Ведомственную нормативную базу составляют действующие приказы Министрства внутренних дел Российской Федерации, посвященные формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел.

В настоящее время все учеты могут быть разделены:

1. По функциональному признаку (назначению): на оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, информационно-справочные и специальные учеты.

2. По объектовому признаку: на учеты физических и юридических лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.

3. По степени централизации: на федеральные и региональные учеты.

В специальной литературе[53] и ведомственных нормативных актах[54], посвященных различным категориям учетов, можно выделить следующие их виды:

1. По функциональному признаку (назначению): статистические, оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, информационно-спра-вочные и специальные учеты.

В отдельный вид выделен централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении их.

2. По объектовому признаку (объектам учета): учеты физических и юридических лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.

3. По степени централизации: международные, федеральные и региональные (местные) учеты.

4. По способу фиксации информации, используемой в регистрационных массивах: описательный, дактилоскопический, фотографический, коллекционный, на магнитных носителях, иных носителях для ЭВМ и смешанные учеты.

5. По форме ведения учетов: картотеки (фотокартотеки), журналы (фотоальбомы), видеотеки, фонотеки, коллекции, автоматизированные банки данных (АБД) на основе ЭВМ и смешанные формы.

6. По месту сосредоточения (подразделениям МВД РФ, осуществляющим их ведение):

А. Учеты, ведение которых осуществляется Главным информационным центром МВД РФ и его подразделениями на местах.

Б. Учеты, ведение которых осуществляется Экспертно-криминалисти-ческим центром МВД РФ и его подразделениями на местах.

Ряд авторов считает, что только объект учета обуславливает вид учета, и только с появлением новых объектов закономерно появляются новые виды учета[55]. С этим вряд ли можно согласиться, изменение любого из вышеприведенных оснований деления учетов в сторону увеличения вызывает появление нового вида учета. Например, внедрение вычислительной техники изменило способ фиксации информации и повлекло появление нового по форме вида учета – автоматизированного банка данных (АБД).

Статистические – это учеты о состоянии, структуре, динамике преступности и результатах борьбы с нею.

Статистические учеты регламентируются подзаконными нормативными актами и носят ярко выраженный ведомственный характер. Учет государственных преступлений отнесен к компетенции Федеральной службы безопасности, учет воинских преступлений - к ведению Министерства обороны, учет дел частного обвинения (за исключением тех, которые направляются в органы внутренних дел для принятия решения по существу) – к компетенции судов. Учет остальных преступлений осуществляется органами внутренних дел.

Оперативно-справочные – это учеты с большим объемом массивов при относительно кратком (справочном) описании объектов. Они предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.

Розыскные учеты содержат гораздо больше сведений об искомом объекте, выполняя наряду с оперативно-справочной функцию сравнения не только установочных данных, но и сходных внешних описаний.

Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются. Все учеты вещественных доказательств являются криминалистическими.

Следует сказать, что оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты могут быть объединены в одну группу и под одним названием. Можно использовать термин «криминалистические учеты» как более привычный. Эти учеты объединяет то, что все они могут использоваться для идентификационных целей, установления конечного объекта, важного момента любого расследования. Тем более, что формой учета для всех объектов является идентификационная карта на каждый из них.

Для формирования версий о событии преступления и разыскиваемых лицах, определения направлений поиска преступников, производства судебных экспертиз и исследований и ведения учетов в экспертно-криминалистических подразделениях также создаются информационно-справочные фонды, натурные коллекции и картотеки: огнестрельного оружия и боеприпасов; инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома; наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарственных средств; изображений подошв и верха обуви; фарных рассеивателей; отпечатков протекторов шин автотранспорта.

Кроме этого, могут создаваться и не предусмотренные нормативными актами следующие коллекции: лакокрасочных покрытий; горюче-смазочных материалов; волокнистых материалов; волос животных; холодного оружия; взрывчатых веществ; материалов, используемых для изготовления документов; оттисков печатей и штампов; пломб; замков.

Данный перечень не является исчерпывающим. По мере надобности в криминалистических подразделениях могут быть организованы и другие справочно-информационные фонды, коллекции и картотеки.

Объекты или сведения о них для натурных справочных коллекций приобретаются на предприятиях-изготовителях, в торговых организациях, лечебных учреждениях, аптеках и т.п. Возможен обмен информацией и объектами с экспертно-криминалистическими подразделениями других регионов и ведомств.

Специальные – это учеты, предназначенные для осуществления оперативно-розыскной, административной и иной деятельности органов внутренних дел.

Объект регистрации – понятие достаточно сложное, которое объединяет в себе объекты-носители регистрации и объекты-источники регистрационной информации. Эти объекты могут сливаться в один, а могут выступать порознь[56]. Например, оружие – источник информации, гильза со следами применения оружия – носитель информации.

На учет ставятся следующие объекты: физические и юридические лица; преступления (правонарушения); предметы (предметы со следами-отображениями или их фотоснимки). Из них статус вещественных доказательств может иметь: утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие; похищенный и бесхозный автотранспорт; предметы культурных ценностей (антиквариат); номерные вещи и документы общегосударственного обращения; пули, гильзы и патроны со следами оружия, изъятые с мест преступлений (пулегильзотеки); поддельные денежные знаки; поддельные документы, изготовленные полиграфическим способом; следы рук, орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин, изъятые с мест нераскрытых преступлений; микрообъекты, изъятые с мест нераскрытых преступлений; поддельные медицинские рецепты лекарственных средств.

С 1990 г. Россия имеет доступ к учетам Международной организации Уголовной полиции (Интерпол). Интерпол ставит на учет только ту информацию, которая затрагивает интересы двух и более государств. На учет ставятся лица, организации, события, предметы и документы, связанные с преступлениями международного характера. Банк информации формируется на основе запросов не менее чем двух государств. Основной прирост количества объектов учета в банке данных Интерпола планируется за счет развития системы ASF, содержащей информацию о находящихся в международном розыске преступниках, об организованных преступных формированиях, похищенном автотранспорте, оружии, картинах и художественных ценностях, поддельных денежных знаках[57].

Кроме того, централизованные учеты ГИЦ МВД России являются Межгосударственным информационным банком для государств, входивших ранее в состав СССР. Соглашение об этом заключено 3 августа 1992 г. министерствами внутренних дел этих государств в Чолпон-Ате (Казахстан).

Федеральные учеты ведутся в масштабе Российской Федерации.

Региональные (местные) учеты – в масштабе субъектов Федерации.

Данная классификация достаточно условна, так как формирование информации идет с горрайлинорганов, где накапливается до 70 % всей информации, циркулирующей в органах внутренних дел[58]. Составление учетных документов для формирования банков данных осуществляется следователями (дознавателями), сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, в производстве которых находятся соответствующие дела или материалы. Сбор, обработка и хранение информации производятся с помощью универсальных автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных информационно-поисковых систем (ИПС), в том числе и автоматизированных (АИПС). Поэтому, скорее речь идет о верхнем уровне учета. Но в основном накопление банков данных идет снизу – с горрайлинорганов внутренних дел.

При ведении всех учетов применяются смешанные способы фиксации информации и формы их ведения. Исходным источником информации является сам объект или его объективные отображения. А первичными документами для формирования и пополнения информационных массивов являются типовые информационно-поисковые, идентификационные карты и другие формализованные документы. Причем, традиционные коллекции и картотечные учеты, существующие и внедряющиеся с начала прошлого века, активно заменяются их автоматизированными вариантами. Объем и разнообразие накопленных данных, быстрый поиск информации по запросам любой сложности привели к тому, что в настоящее время автоматизированные учеты вышли на первое место по количеству обращений к ним. Уже во многих случаях это превышает аналогичный показатель для традиционных картотечных учетов и коллекций, и продолжает возрастать даже при относительно стабильном уровне преступности[59].

Главный информационный центр МВД России и его подразделения на местах осуществляют ведение следующих учетов вещественных доказательств: утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия; похищенного и бесхозного автотранспорта; антиквариата; номерных вещей и предметов общегосударственного обращения. Все эти учеты федеральные.

Экспертно-криминалистический центр МВД России и его подразделения на местах осуществляют ведение следующих федеральных криминалистических учетов вещественных доказательств: фонотек голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес; коллекций пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений; картотек поддельных денежных знаков; картотек поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.

Кроме того, его подразделениями на местах осуществляется ведение: дактилоскопических следотек; следотек орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений; картотек микрообъектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений; коллекций поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных веществ.

Централизованный учет утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного, установления принадлежности выявленного вооружения и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

В ГИЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИПС «Оружие». Учету подлежит оружие, имеющее индивидуальный номер, присвоенный организацией-изготовителем или при регистрации его в подразделениях разрешительной системы, утраченное и выявленное вооружение следующих видов: боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортивное) нарезноеи гладкоствольноеогнестрельное оружие всех моделей; гранатометы; огнеметы; ствольные и реактивные артиллерийские системы; газовое оружие; боеприпасы и взрывные устройства, имеющиеиндивидуальный номер; специальные приспособления (например, НРС-2 – нож разведчика стреляющий и др.)

При наличии на изъятом вооружении следов спиливания, зачистки или забоя номера, серии, года выпуска, а также в тех случаях, когда указанные обозначения выражены неясно, вооружение направляется в экспертно-криминалистическое подразделение для исследования и установления этих обозначений.

Основанием для постановки на учет в ГИЦ и ИЦ является наличие зарегистрированного в установленном порядке факта утраты или выявления нарезного огнестрельного оружия или других видов вооружения.

Для регистрации утраченного и выявленного оружия и другого вооружения заполняется идентификационная карта на оружие — П1. Если оружие сборное, то и на каждую деталь, имеющую отличный номер. При постановке на учет вооружения боевых машин (БТР, БМП и т.д.) на каждую находящуюся на них единицу оружия заполняется отдельная идентификационная карта, а в фабуле указывается, на какой машине она установлена (модель, серия, номер).

При составлении идентификационной карты на оружие в ней отражается максимум известных данных о вооружении. В исключительных случаях, когда все возможности получения необходимых сведений исчерпаны, в карте указываются основные характеристики — модель, серия, номер, год выпуска.

Идентификационная карта составляется следователями, дознавателями и сотрудниками оперативных подразделений при получении заявления (сообщения) о хищении или утрате вооружения, а также в случае изъятия или приема найденного и сдаваемого вооружения. Составленные учетные документы не позднее двух суток с момента получения сведений об утрате вооружения или о его изъятии (приеме), либо получении ответа из экспертно-криминалистического подразделения о восстановлении обозначений на вооружении высылаются в ИЦ субъекта Российской Федерации.

Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств предназначен для сбора, обработки и выдачи в установленном порядке информации (оперативных и основных сведений) о разыскиваемых транспортных средствах и транспортных средствах, принадлежность которых не установлена, имеющих номерную маркировку предприятия-изготовителя. Формирование и ведение централизованного учета осуществляется с использованием АИПС «Автопоиск».

В ГИЦ федеральному учетуподлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ отечественного и иностранного производства. Кроме них, в ИЦ местному учету подлежат прицепы к легковым автомобилям и тракторам, мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.

Основанием для постановки основных сведений о транспортном средстве на централизованный учет является сообщение следователя (органа дознания), расследующего уголовное дело, о розыске транспортного средства. При возбуждении уголовного дела по факту кражи, незаконного завладения транспортным средством или другим основаниям, когда транспортное средство разыскивается в связи с причастностью к совершению преступления, следователем (дознавателем), в производстве которого находится дело по данному факту, составляется идентификационная карта – П3 в 2-х экземплярах. Один экземпляр идентификационной карты в суточный срок направляется в ИЦ для регистрации и формирования местного учета, дубликат хранится в уголовном деле.

Основанием для постановки на централизованный учет транспортного средства, похищенного за рубежом, является сообщение НЦБ Интерпола.

Централизованный учет похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. В ГИЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИПС «Антиквариат».

Учету подлежат следующие категории похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность: исторические ценности, в том числе, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; старинное огнестрельное и холодное оружие; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Учету не подлежат современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного, массового производства.

Основанием для постановки на учет является постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения объекта учета, а также сообщение НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола, поступившее в НЦБ Интерпола, о хищении предметов.

Для описания предмета заполняется идентификационная карта на предмет — П2, которая используется как для постановки на учет похищенных предметов, так и для коррекции, снятия с учета или для исполнения запросов.

Идентификационные карты на предмет не позднее семи суток с момента возбуждения уголовного дела, получения сведений об утрате предмета высылаются в ИЦ по территориальности для постановки их на учет. Обработанные в ИЦ оригиналы учетных документов вместе с фотографиями в течение суток спецсвязью направляются в ГИЦ для постановки на централизованный учет.

Централизованный учет похищенных и изъятых документов и номерных осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и установления принадлежности изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные инвентарные номера, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.

На централизованный учет в ГИЦ ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, в частности, холодноеоружие, в том числе метательное и пневматическое, номерные документы(в том числе паспорта граждан Российской Федерации и бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности),номерные знаки и ценные бумаги в связи с совершенными преступлениями.

Обязательному учету в ИЦ подлежат вещи,учитываемые на федеральном уровне, и те, учет которых целесообразно вести с точки зрения содействия раскрытию преступлений. Перечень категорий этих вещей определяется приказами начальников органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Документы и номерные вещи ставятся на учет в ГИЦ, ИЦ на основании постановления о возбуждении уголовного дела.

Для описания каждой номерной вещи или документа заполняется информационно-поисковая карта на похищенную и изъятую номерную вещь (ИПК-В).

Коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, и утраченного (похищенного) оружия (пулегильзотеки) ведутся ГУ ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях установления фактов использования изъятого, найденного и добровольно сданного огнестрельного оружия при совершении конкретных преступлений на территории различных субъектов Российской Федерации.

Пулегильзотека ЭКЦ МВД России (далее – федеральная пулегильзотека) комплектуется обнаруженными в ходе раскрытия и расследования преступлений пулями, гильзами и патронами со следами оружия калибром не более 11,56 мм, а также контрольными пулями и гильзами утраченного (похищенного) гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового оружия.

Пули, гильзы и патроны со следами оружия, помещенные в федеральную пулегильзотеку, изымаются из массива по истечении 3-летнего срока с момента совершения преступления и направляются для помещения в пулегильзотеки органов внутренних дел субъектов Российской Федерации..

Пули, гильзы и патроны со следами оружия, помещенные в местные пулегильзотеки, изымаются из них и направляются для приобщения к материалам уголовного дела по месту совершения преступления по истечении 15-летнего срока с момента совершения преступления.

В случаях получения сообщения о раскрытии преступления без установления использованного оружия, пули, гильзы и патроны со следами оружия по данному преступлению должны храниться в пулегильзотеках до изъятия оружия или истечения вышеуказанных сроков.

Объекты незамедлительно изымаются из пулегильзотек и выдаются по письменному требованию прокурора, следователя, суда или других органов, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений.

Проверке по пулегильзотекам подлежит изъятое, найденное и добровольно сданное нарезное огнестрельное оружие, а также гладкоствольное оружие, самодельно изготовленное, переделанное или приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши).

Проверке по пулегильзотекам не подлежит: учебное нарезное огнестрельное оружие всех видов, если оно не приспособлено для производства стрельбы; огнестрельное оружие калибров более 11,56 мм; неисправное огнестрельное оружие в случае невозможности получения экспериментальных следов оружия на пулях или гильзах; огнестрельное оружие с сильно корродированными следообразующими деталями в случае невозможности получения качественных экспериментальных следов оружия на пулях и гильзах; гладкоствольное оружие; пневматическое и газовое оружие; сигнальное оружие.

Пули, гильзы и патроны со следами оружия, изъятые с мест преступлений, вместе с постановлением о назначении судебной экспертизы представляются незамедлительно в местные экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел, юстиции, ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти (далее – местные экспертно-криминалистические подразделения).

По окончании производства судебной экспертизы по согласованию с лицом, назначившим ее, начальник местного экспертно-кримина­листического подразделения осуществляет отправку исследованных вещественных доказательств для проверки по местной пулегильзотеке, после чего начальник экспертно-криминалистического подразделения органа внутренних дел субъекта Российской Федерации организует отправку всех исследованных вещественных доказательств в федеральную пулегильзотеку.

ЭКЦ МВД России, получив направленные в его адрес вещественные доказательства, проверяет их по федеральной пулегильзотеке, после чего они помещаются в массив имеющихся в федеральной пулегильзотеке объектов. Результаты проверки вещественных доказательств сообщаются инициатору проверки и, при необходимости, заинтересованным подразделениям.

Контрольные пули и гильзы утраченного (похищенного) гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия направляются ЭКЦ МВД России в порядке и сроки, определяемые нормативными правовыми актами МВД России и другими государственными военизированными организациями Российской Федерации.

Пули и гильзы, стрелянные в названном оружии, хранятся в пулегильзотеках в течение года со дня получения сообщения о его обнаружении, после чего уничтожаются в установленном порядке.

При поступлении в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы, осуществляющие раскрытие и расследование преступлений, огнестрельного оружия, подлежащего проверке по пулегильзотекам, оно направляется в экспертно-криминалистические подразделения для отстрела в целях получения экспериментальных пуль и гильз и проверки по местной пулегильзотеке.

В случае установления факта применения при совершении преступления конкретного экземпляра проверяемого оружия экспертно-криминалистическое подразделение немедленно информирует заинтересованные органы, изымает из массива пулегильзотеки объекты по данному преступлению и направляет их инициатору проверки для решения вопроса о месте проведения судебной экспертизы.

Справки о направлении пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, для проверки и помещения в пулегильзотеки, а также о проверке по ее массиву огнестрельного оружия, проходящего в качестве вещественного доказательства, приобщаются к уголовным делам.

Картотеки поддельных денег и ценных бумаг создаются в целях установления общности происхождения поддельных металлических монет, ценных бумаг, денежных билетов, валюты иностранных государств по способу и технологии изготовления, а также для выявления лиц, занимающихся их изготовлением.

В случаях выявления денег и ценных бумаг, подлинность которых вызывает сомнение, следователь или орган, производящий дознание, представляет их не позднее трех суток с момента изъятия в местное экспертно-криминалистическое подразделение.

Следователь, после получения справки с предварительными выводами о поддельности денежного знака или ценной бумаги, в случае возбуждения уголовного дела выносит постановление о назначении судебной экспертизы денег или ценной бумаги и направляет его вместе с объектом экспертизы в местное экспертно-криминалистическое подразделение.

Целью экспертного исследования является получение информации: о технологии изготовления денег (ценных бумаг), виде печатных форм, конструктивных особенностях применявшегося оборудования; о личности предполагаемых фальшивомонетчиков, их возможной профессии, уровне специальных познаний в области полиграфии, фотографии, бумажного производства, множительной техники, химии; о возможных источниках приобретения материалов и оборудования или технологии их изготовления (приготовления); о типах и марках используемых бумаг, составе самодельно изготовленной бумажной массы, красок, о природе клеев и других компонентов, содержащихся в исследуемых деньгах; о материалах, использовавшихся при изготовлении печатных форм; об иных обстоятельствах, которые могут быть использованы в розыске и установлении преступников.

В случае установления поддельности денег или ценных бумаг, они подлежат проверке и помещению в картотеку поддельных денег и ценных бумаг.

При положительных результатах проверки по данному учету экспертно-криминалистическое подразделение немедленно информирует об этом инициатора проверки и руководителя органа внутренних дел, на территории которого совершено преступление.

При отрицательном результате проверки - если не установлен общий источник происхождения, руководитель экспертно-криминалистического подразделения в 3-дневный срок представляет в ЭКЦ МВД России копию заключения эксперта (справки об исследовании) или основные выводы по результатам судебной экспертизы (исследования) вместе с поддельными деньгами или ценными бумагами и фотоснимками их лицевой и оборотной стороны, о чем информирует следователя или дознавателя в сопроводительном письме к заключению эксперта. Направлению для проверки, а также контроля и учета места и времени сбыта подлежат и подлинные, умышленно измененные деньги или ценные бумаги с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы давления и т.д.

Проверка денег и ценных бумаг по федеральной картотеке поддельных денег и ценных бумаг осуществляется в срок до 10 суток с момента поступления.

Картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, создаются в целях установления общности происхождения поддельных документов, бланки которых отпечатаны с одного типографского набора, клише или печатной формы, а также выявления лиц, занимающихся их изготовлением. На местный учет также ставятся поддельные документы, изготовленные с применением других технических средств (копировально-множительной техники, печатающих устройств ПЭВМ и других).

Каждый документ, изготовленный полиграфическим способом, вызывающий сомнение в подлинности, направляется следователем или лицом, ведущим дознание, не позднее 10 суток с момента изъятия для исследования в местное экспертно-криминалистическое подразделение.

В случае установления его поддельности в заключении эксперта (справке об исследовании) указывается метод изготовления, применявшиеся способы печати, а также признаки, позволяющие отличить аналогичные поддельные документы от подлинных. После чего документ подлежит проверке и помещению в местную картотеку поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.

При положительных результатах проверки экспертно-криминалисти-ческое подразделение немедленно информирует об этом следователя, ведущего расследование уголовного дела, и руководителя органа внутренних дел, на территории которого изъят документ.

В дальнейшем по этому факту согласно постановлению следователя местное экспертно-криминалистическое подразделение проводит судебную экспертизу.

По окончании производства судебной экспертизы или исследования все поддельные документы проверяются по местной картотеке поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.

При отрицательном результате проверки – если не установлен общий источник происхождения, руководитель экспертно-криминалис­тического подразделения в 3-дневный срок направляет в ЭКЦ МВД России копию заключения эксперта (справки об исследовании) или основные выводы по результатам экспертизы (исследования) вместе с поддельными документами и фотоснимками их лицевых и оборотных сторон с отличительными признаками для контроля и учета по федеральной картотеке поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, и информирует об этом следователя или дознавателя о результатах проверки.

Документы, выполненные на подлинных бланках, но с частичными изменениями, а также изготовленные способом рисования, в картотеке не учитываются и в ЭКЦ МВД России не направляются.

Проверка поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, осуществляется по федеральной картотеке поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, в срок, не превышающий 10 суток с момента поступления. Сведения о поступившем на проверку документе помещаются в картотеку независимо от результатов проверки.

Результаты проверки по федеральной картотеке поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, оформляются справкой и вместе с проверенными объектами направляются инициатору проверки. В случае установления факта принадлежности проверяемого документа к поддельным, ранее зарегистрированным в картотеке, направляется информация с указанием времени и места изъятия, сведений об изготовителе поддельных документов (если это установлено).

Фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес (далее – фонотека), создается в ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации в целях установления личности подозреваемых в совершении преступлений в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

Фонотека состоит из трех разделов: фонограммы речи известных лиц; фонограммы речи неизвестных лиц; архив фонограмм речи лиц, снятых с учета.

Проверка по фонотеке и постановка фонограмм на учет осуществляется по письменному заданию на ее проведение за подписью руководителя оперативно-розыскного подразделения МВД России и при соответствии поступивших материалов предъявляемым к ним требованиям.

В процессе ведения фонотеки решаются задачи установления принадлежности анонимного сообщения одному из лиц, состоящих на учете в фонотеке.

Постановка фонограмм на учет выполняется в порядке поступления материалов и, как правило, в срок до 3 суток. Проверка по фонотеке (или по соответствующим разделам) при постановке на учет выполняется при наличии задания.

Проверка по фонотеке осуществляется по указанным в задании разделам и выполняется в порядке очередности поступления материалов и, как правило, в срок до 15 суток. Результат проверки по фонотеке отражается в справке, которая направляется инициатору задания.

Дактилоскопические следотеки предназначены:

а) для идентификации лиц, оставивших следы на местах нераскрытых преступлений;

б) для установления фактов оставления следов одним и тем же лицом на нескольких местах происшествий.

Вышеуказанный учет состоит из двух основных разделов:

1. Фотокартотеки следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений.

2. Дактилоскопических карт лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в оперативной разработке.

Следы рук, изъятые при осмотре места происшествия, вместе с отпечатками рук тех лиц, которые могли их оставить по обстоятельствам, не связанным с событием преступления (потерпевших, материально ответственных лиц и т.п.), представляются следователем или дознавателем, ведущим расследование, с постановлением о назначении судебной экспертизы в экспертно-криминалистическое подразделение не позднее 10 дней с момента их обнаружения.

Следы рук, поступившие в экспертно-криминалистическое подразделение, в случаях их пригодности для идентификации личности сравниваются, в первую очередь, с представленными отпечатками рук лиц, не связанных с событием преступления. В случае установления непригодности всех изъятых следов рук для идентификации личности или их принадлежности лицам, не связанным с событием преступления, экспертно-криминалисти-ческое подразделение информирует об этом следователя или дознавателя.

Следы рук, пригодные для идентификации личности и не оставленные лицами, не связанными с событием преступления, сравниваются с отпечатками пальцев рук массива дактилокартотеки и следами первого раздела следотеки. Если при этом будет установлено тождество со следами, ранее помещенными в следотеку, или отпечатками рук, находящимися в дактилокарте, экспертно-криминалистическое подразделение информирует об этом следователя (дознавателя) и начальника подразделения уголовного розыска органа внутренних дел, на территории которого совершено преступление.

При отрицательных результатах проверки следов по дактилоскопическим учетам, поступившие следы фотографируют в масштабе 1:1, наклеивают на информирующую карту и регистрируют в журнале, после чего помещают в соответствующий раздел следотеки.

Оперативные и следственные аппараты, подразделения дознания в обязательном порядке направляют с письменным заданием для проверки по следотеке и формирования ее второго раздела отпечатки пальцев и ладоней рук следующих лиц:

1. Задержанных по подозрению в совершении преступления.

2. Взятых на учет по делам предварительной оперативной проверки, оперативным делам и находящихся в оперативной разработке.

3. Других лиц, из числа задержанных и доставленных в органы внутренних дел при наличии оснований подозревать их в совершении преступлений.

В настоящее время в России ведутся многочисленные разработки программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС) на базе серийных ЭВМ и устройств ввода изображения типа «сканер» или телекамер. Однако большинство из них не предназначены для обработки значительных по объему массивов дактилокарт в картотеках, а представляют собой автоматизированные рабочие места экспертов-дактилоскопистов. Из этого многообразия для апробации было выбрано четыре дактилоскопических системы. Одна из них «Папилон» эксплуатируется в ЭКУ УВД Хабаровского края. Система позволяет вводить в компьютер как дактилокарты, так и отдельные следы, производить проверку не только по дактилокартам, но и по следам, причем качество следов может быть улучшено путем обработки изображения. Опытное использование системы показало, что примерно на каждые 1000 дактилокарт и 100 следов она дает около 20 идентификаций. Альтернативная система «Узор» установлена сейчас в ЭКУ ГУВД Москвы и обслуживает Москву и Московскую область. В комплект системы входит бескрасковое устройство для дактилоскопирования. Эксплуатация системы в течение ряда лет в одном из окружных управлений внутренних дел Москвы показала её высокую эффективность и оперативность.

Следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин транспортных средств создаются в целях установления фактов использования одного и того же объекта при совершении одного или нескольких преступлений.

Следователь или дознаватель, не позднее 10 суток после осмотра места происшествия, с которого были изъяты следы орудий взлома, подошв обуви, протекторов шин автотранспортных средств (предметы со следами) или их копии, с постановлением о назначении судебной экспертизы направляют в экспертно-криминалистическое подразделение.

После производства судебной экспертизы вышеуказанные объекты помещаются в соответствующие следотеки. Допускается помещение в следотеки фоторепродукций следов обуви и протекторов шин, выполненных, как правило, в масштабе 1:1. О помещении следов в следотеки сообщается следователю или дознавателю в сопроводительном письме к заключению эксперта.

Поступившие в следотеки следы или их копии регистрируются в журнале произвольной формы, в котором наряду с общими сведениями о преступлении фиксируется характер следов, форма, размеры, их локализация и частные признаки следообразующего объекта. После этого они сравниваются со следами, имеющимися в следотеке, с целью установления факта использования одного и того же объекта при совершении нескольких преступлений.

Картотеки микрообъектов создаются в физико-химических лабораториях экспертно-криминалистических подразделений и предназначены для установления фактов однородности происхождения микрообъектов, обнаруженных на местах происшествий и изъятых в качестве образцов у подозреваемых в совершении преступлений лиц.

Картотеки представляют собой систематизированное собрание сведений о микрообъектах, изъятых с мест происшествий, связанных с совершением тяжких преступлений и содержащих информацию о внешнем облике преступников, использованных орудиях и предметах, обстоятельствах совершения преступления.

В случае изъятия микрообъектов следователь или дознаватель, не позднее 10 суток после осмотра места происшествия, направляет их с постановлением о назначении судебной экспертизы в экспертно-криминалисти-ческое подразделение.

После производства судебной экспертизы данные о результатах исследования (фотоснимки, спектрограммы, графики, сведения о строении, составе и механизме образования, схемы их локализаций на предметах-носителях) вместе с общими сведениями о преступлении помещаются в картотеку и регистрируются в журнале произвольной формы.

По согласованию с лицом, назначившим судебную экспертизу, к картотеке могут приобщаться и сами микрообъекты.

Поступившие в картотеку сведения или микрообъекты сравниваются с имеющимся банком данных. Если в результате сравнения устанавливаются фактические данные, имеющие розыскное или доказательственное значение, экспертно-криминалистическое подразделение информирует об этом руководителей органов внутренних дел, на территории которых совершены преступления, и лицо, назначившее судебную экспертизу.

Коллекции поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой, ведутся экспертно-криминалистическими подразделениями совместно с аппаратами по незаконному обороту наркотиков или уголовного розыска.

Эти коллекции предназначены для установления исполнителей рукописных текстов поддельных медицинских рецептов, объединения их по почерку и анализа способов подделки рецептов и приемов их использования в целях разработки предложений по технической защите бланков рецептов.

Отбор и направление в экспертно-криминалистические подразделения поддельных медицинских рецептов или их копий и образцов почерка лиц, занимающихся подделкой, осуществляется аппаратами по незаконному обороту наркотиков или уголовного розыска.

Постановке на учет подлежат поддельные медицинские рецепты, представленные в органы внутренних дел предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также изъятые во время оперативных мероприятий по проверке аптек и других медицинских учреждений, у лиц, занимающихся подделкой медицинских рецептов или причастных к их изготовлению, и задержанных с поддельными медицинскими рецептами.

Поддельные медицинские рецепты и образцы почерка регистрируются сотрудниками аппарата по незаконному обороту наркотиков или уголовного розыска в специальных журналах и направляются в экспертно-криминалистическое подразделение с сопроводительным письмом. Здесь они регистрируются в соответствующих журналах. При поступлении нескольких поддельных медицинских рецептов или образцов почерка с одним сопроводительным письмом каждый регистрируется в журналах отдельно. На рецептах и образцах почерка в правом верхнем углу с лицевой стороны карандашом проставляется регистрационный номер.

После регистрации поддельные медицинские рецепты и образцы почерка кодируются в соответствии с принятой классификацией и проверяются по имеющимся массивам учета.

Таким образом, использование криминалистических учетов способствует более быстрому и полному расследованию преступлений.

При этом можно отметить две тенденции: стремление к централизации всех видов учетов, и перевод их на базу ЭВМ, что позволит создать в дальнейшем единую федеральную информационно-справочную сеть.

Однако стоит назвать и проблемы.

1. Зависимость эффективности учетов от добросовестности, умений и навыков сотрудников, представляющих информацию. Можно бесконечно совершенствовать научно-техническое обеспечение, но достоверность и полнота собранных данных зависят только от этого фактора.

2. Недостаточную развитость средств доступа к информационным каналам особенно для отдаленных пользователей.

3. Наличие в органах внутренних дел различных конфигураций вычислительных комплексов, операционных систем и прикладных программ.

4. Значительная доля ручного труда при выполнении технологических операций.

5. Достаточно неразвитое взаимодействие информационных систем различных служб.

6. Существующая правовая основа ведения криминалистических учетов нуждается в совершенствовании, поскольку учеты носят ведомственный характер, то и предоставление объектов для формирования учета и для проверки по нему регламентировано ведомственными (межведомственными) инструкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: