Федеральный государственный образовательный стандарт СПО: понятие, структура, содержание. Дидактическая характеристика экономических дисциплин

Содержание обучения – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста.

Содержание образования формируется на основе государственного стандарта, который представляет комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ.

Посредством стандарта проф.образования обеспечивается стабильность требуемого уровня проф. и общего образования.

Гос.стандарт проф.образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ.

В государственном образовательном стандарте (ГОСТе) по специальности содержание обучения дается в виде наименования учебных дисциплин и состава основных разделов учебных дисциплин.

В стандарте проф.образования выделяют три уровня: федеральный, национально-региональный, вузовский.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство проф-пед. пространства России, а так же интеграцию личности в системе мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка, литературы, искусства, истории и т.п. Они относятся к компетенции регионов и учреждений.

Компонент учебного заведения устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Соотношение теоретической и практической подготовки характеризуется тем, что для начального проф.образования в среднем 70-80% времени отводится на практическое обучение. В среднем специальном учебном заведении доля теоретической подготовки, как правило, несколько больше по объему или равна практической; в вузах теоретическая подготовка преобладает над практической.

Следующий показатель уровня образования – соотношение общенаучной, общепрофессиональной и спец. подготовки в рамках теоретического обучения. Учебный материал начального профобразования обеспечивает понимание учащимися сущности и закономерностей производственного процесса. В системе среднего образования студенты получают некоторые общенаучные знания. В системе высшего образования общенаучные дисциплины занимают значительное место. В вузах общенаучная подготовка включает в себя: философские, соц-экономические, культурологические психолого-педагогические знания.

8. Учебный план как модель специальности: понятие, структура, виды. Понятие учебный предмет. Цикл учебных предметов.

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).

Основные виды учебных планов в ОУ: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы.

Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта и служит основой для разработки рекомендованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы. В базисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология.

Базисный учебный план охватывает следующий круг нормативов:

– продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

– недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;

– максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

– итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа учебных планов школы: собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов); рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как "Математика" и "Информатика", и частично такие области, как "Окружающий мир", "Искусство", в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как "Родной язык и литература", "Второй язык", и частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Содержание теоретического обучения представляет систему учебных дисциплин (предметов).

Учебный предмет (дисциплина) понимается как средство реализации содержания теоретического обучения. Она содержит часть опыта профессиональной деятельности, как системы практических ЗУН, усвоение которых обеспечивает получение квалификации по профессии. Она входит в учебный план подготовки профессии и относится к определенному циклу дисциплин. Каждая дисциплина имеет свои научные (научно-технические основы): вытекает из научного направления. Дисциплина имеет свои объекты изучения, цели изучения формы и методы изучения дисциплины; имеет свое систематизированное содержание, которое фиксируется в различных носителях учебной информации и информационных средствах обучения (учебники, пособия, учебные тексты); имеет свою учебную программу, под которую создается учебник; учебная дисциплина обслуживает производственное обучение и предшествует ему в расписании занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: