Вопрос №3. Современные требования к подготовке кадров (рабочих и специалистов)

Современные требования к подготовке кадров

Происходящие в мире социально-экономические и производственно-технические изменения предъявляют новые требования к подготовке кадров (табл.).

Таблица Предпосылки и современные требования к подготовке кадров

Предпосылки Требования к подготовке кадров
Переход к постиндустриальному обществу, значительное расширение масштабов международного взаимодействия Коммуникабельность, толерантность, социальная мобильность, информационно-технологическая культура, гибкость мышления
Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в рамках международного сотрудничества Глобальное, системное, планетарное, информационно-технологическое, проективное мировоззрение и мышление
Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости Профессиональная компетентность и мобильность, постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, конкурентоспособность
Развитие предпринимательства, индивидуальной частной деятельности, создание рынка труда, влияние спроса и предложения на подготовку кадров Предприимчивость, способность к предпринимательству, конкурентоспособность, способность к профессиональному самосохранению, индивидуальный стиль профессиональной деятельно­сти, оксидентальные способности
Необходимость принимать самостоятельные решения в быстро изменяющихся, динамичных производственно-технологических условиях, анализировать себя и результаты профессиональной деятельности Профессиональная самостоятельность, ответственность, креативность, рефлексия, адекватная самооценка

Требования к подготовке специалистов

Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовлен студент, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику и отражен в Стандарте. Он определяет место специалиста в области производства, требования к его гражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям, необходимым для выполнения трудовых функций.

В условиях ярко выраженной внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей направлена на решение общих организационных и сугубо педагогических задач в целостном педагогическом процессе, что и отличает современного учителя-воспитателя-преподавателя.

Педагог профессионального образования с высшим профессиональным образованием может занимать должности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, а также мастеров производственного обучения. Он должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональное обучение и воспитание, производственно-технологическая деятельность, учебно-методическая работа, организационно-управленческая деятельность, научно-исследовательская, культурно-просветительская деятельность.

Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общеобразовательным и специальным учебным предметам, а также производственное (практическое обучение по группам родственных профессий). Он организует и проводит учебно-воспитательную работу: профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего, организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования. Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях (создает педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности).

4. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.
Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).
Схема 1
Процесс профессионального обучения

Профессионально-педагогическая деятельность педагогов (преподавание)
Профессионально-познавательная деятельность обучающихся (учение)

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:
• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
• планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
• осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
• организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;
• анализ и оценку результатов обучения. Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:
• анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
• осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;
• планирование и организация своей учебной деятельности;
• самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;
• самоанализ и самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.
Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.
Обучение — двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл. 1).

Таблица 1
Функции профессионального обучения

Функции Содержание функции
Образовательная Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности
Воспитательная Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.
Развивающая Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Все эти основные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.
Принципы ПО - это главные правила, которыми должны руководствоваться мастера ПО при определении содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов. Принципы находят свое выражение и применение на всех этапах ПО в учебных мастерских и на базовых предприятиях. Основными принципами являются:

1) Гуманизация и демократизация. Эти принципы за последние годы получают большое развитие в условиях обновления нашего общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей. Мастера ПО и студенты коренным образом изменяют свои взаимоотношения, взаимопонимание, взаимную требовательность с обязательной совместной постановкой учебно-воспитательных задач и целей, совместным анализом процесс а их решения и достигнутых результатов. Мастеру ПО обеспечиваются условия самостоятельного ведения педагогической деятельности, он избавлен от мелочной опеки и принуждения, а также изменены его отношения со студентами. Демократизация обучения - это взгляд на перестройку со стороны отношений между педагогами и учащимися, между руководителями и педагогами. Процесс демократизации сложный, но учиться ему предстоит в ходе перестройки профессионального образования.

2) Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Эти три взаимосвязанные функции учебного процесса характерны для ПО. Они реализуются мастерами ПО в формах, методах и средствах обучения. Образовательная функция ПО проявляется в формировании у студентов навыков выполнения трудового процесса, который включает операции, приемы, действия; конечной целью является формирование у студентов профессионального мастерства.

Воспитательная функция проявляется в формировании у студентов коллективизма, нравственности, морали - это процесс формирования личности. Развивающая функция заключается в развитии у студентов познавательных способностей, формировании рациональных приемов мышления, интересов, самостоятельности, выносливости.

3) Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных требований в учебно-воспитательной работе. Производительный труд создает благоприятные условия для воспитания у студентов личностных качеств для всестороннего развития. На основе выпуска сложной продукции, товаров народного потребления, изучения новой техники и современной технологии у студентов формируются самостоятельность, производственная инициатива и экономический эффект, особенно в связи с рыночной экономикой и переходом училищ на частный хозяйственный расчет.

Участие студентов в производительном труде порождает у них потребности в глубоких знаниях. студенты осмысливают технологические процессы, учатся их планировать и анализировать, овладевать основами экономики, применять знания на практике.

4) Самостоятельность. Сознательность и активность эти принципы ПО взаимосвязаны. Профессиональная самостоятельность проявляется в привычке студентов самостоятельно разбираться в работе, планировании трудового процесса, пользоваться технической документацией, литературой; в умении самостоятельно устранять неполадки, контролировать результаты и ход труда, а также брать на себя ответственность. Самостоятельность не приходит сама по себе, она не образуется стихийно путем проб и ошибок, ее нужно формировать и воспитывать в течение всего ПО. Сознательность и активность исключает у студентов механическое воспроизведение показанных мастером приемов работы.

5) Доступность и посильность. Этот принцип ПО предусматривает строгое соблюдение норм, нагрузки, правильного сочетания труда и отдыха, учет индивидуальных особенностей студентов, их умственного и физического развития. Как говорил К.Д. Ушинский «преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Однако доступность не означает устранение всех затруднений. Излишне легкая работа не вызывает интереса, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости.

Излишне трудная работа может вызвать у студентов снижение интереса к выбранной профессии, неверие в свои силы и явится одной из причин ухудшения успеваемости и даже желания переменить профессию. Поэтому должен быть индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его особенностей.

6) Наглядность обучении. Принцип наглядности применяется при изучении учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия студентом процессов, способов действия, их изображений. Необходимо демонстрировать студентам образцы изделий, материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, механизмов, машин, моделей, макетов. Включать различные виды восприятий: слуховые, зрительные, осязательные. Наглядность повышает интерес, внимание, содействует глубокому пониманию и осмыслению изучаемого материала.

При меняя принцип наглядности ПО, необходимо соблюдать меру в применении наглядных средств при проведении демонстраций и показов, чтобы не перегружать чересчур большим количеством пособий, деталей; не делать обучение слишком легким и доступным, а с другой стороны - не ставить перед студентами непосильные для восприятия и понимания задачи.

7) Систематичность и последовательность в формировании умений и навыков. Этот принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается студентами в строгом логическом порядке, с опорой на ранее усвоенные знания и умения. Только при этом условии и знания, и умения будут усваиваться в определенной системе. Систематичность в обучении предполагает правильный подход к составлению квалификационных характеристик, в которых должны быть определены трудовые приемы, операции, процессы, умения и навыки по профессии.

Важнейшим требованием этого принципа является тесная взаимосвязь теории и практики обучения. Необходимо соблюдать четкую последовательность этапов ПО, переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, а затем к выполнению учебно-производственных работ по профессии.

Важно соблюдать основные условия и факторы успешного формирования системы профессиональных знаний, умений, навыков: четкое понимание студентами целей, задач ПО, эффективность инструктирования студентов мастером, достаточное количество упражнений, своевременность и объективность оценки деятельности студентов.

8) Прочность усвоения студентами знаний, формирование умений и навыков. Профессиональное обучение должно производиться так, чтобы студенты не утрачивали усвоенных ими знаний, умений и навыков, а прочно удерживали их в памяти, могли уверенно, безошибочно, с достаточной полнотой и скоростью воспроизвести их в профессиональной деятельности. Без этого студенты не смогут успешно выполнять последующие задания и применять полученные умения и навыки в работе. В программе ПО на каждую операцию и вид работы отводится время, необходимое для проведения упражнений.

В программе предусмотрено также систематическое повторение изучаемых операций и видов учебно-производственных работ в различных сочетаниях. Все это содействует прочности усвоения учебного материала и формированию умений и навыков. Прочность усвоения во многом зависит от того, насколько ярки и доходчивы показ и объяснения мастером трудовых действий, насколько систематически связывает он новый учебный материал с ранее пройденным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: