Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

Проводится дискуссия по заранее подготовленной теме. Аудитория делится на две команды. Каждый из членов команды имеет право голоса. Преподаватель выступает в качестве ведущего, помогая проведению дискуссии, но не навязывая своего мнения. Перед началом дискуссии договариваются о правилах её ведения и поведения спорящих, о допустимом времени выступления отдельных ораторов. Одна команда выдвигает основного диспутанта (пропонента), другая - оппонента. Тема дискуссии пишется на доске и постоянно находится в поле зрения каждого. Кроме того, пишутся вопросы, предложенные для обдумывания дома, служащие некоторым ориентиром для дискуссии.

После завершения дискуссии преподаватель предлагает сформулировать вывод, к которому пришли диспутанты, подвести итоги, отметить эффективность дискуссии и её результат.

Напоминание о технике спора:

1) Приёмы защиты и нападения: метод суммирования, метод «да, но..», метод кусков, приём «опроса-допроса», приём игнорирования, прямое обращении к адресату со своим тезисом, контр-вопросы и др.

2) Аргументы – рациональные: факты, типичные и частные случаи, факты-исключения (которые подтверждают правило), авторитеты, имеющие высокий статус, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы, теории, традиционно принятые в обществе как безусловно верные), статистические данные и др.

3) Аргументы иррациональные (психологические): «аргументы к человеку», «доводы к аудитории».

4) Ошибки и уловки: подмена тезиса - сужение или расширение тезиса, порочный круг (снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие), предвосхищение вывода (недоказанные аргументы подаются как прочные и доказанные), создание видимости логической связи между аргументом и выводом («огурцы подешевели, значит экономика идёт на подъём»), поспешное обобщение («Кулибин был самоучка, значит образование получать необязательно), «после этого не значит поэтому (чёрная кошка перебежала дорогу, поэтому мне сегодня не повезло), «переход на лица» («женщине не понять»), лесть, палочный приём, сведение к абсурду, обструкция (крики, свист, топанье ногами и пр.)., ирония и юмор, лживый довод, оскорбление, игра красивыми словами, подтасовка фактов,

8. Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.

В качестве контроля уровня сформированности компетенций преподаватель даёт краткий анализ того, как проходила дискуссия, каков уровень аргументации, не было ли нарушения правил спора, касающихся всех трёх его сторон. Оценивает стратегию и тактику пропонента и оппонента.

9. Учебно-материальное обеспечение:

9.1.Литература:

а) основная

1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. Учеб. пособие. – М: Логос, 2011.// ЭБС «Университетская библиотека on-line» https://www.biblioclub.ru/

2. Голубев В. Л. Риторика. Ответы на экзаменационные вопросы. - Минск: ТетраСистемс, 2008 / Университетская библиотека on-line

3. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011 / Университетская библиотека on-linе

б) дополнительная

4. Михальская А.К. Риторика. 10-11 кл. Базовый уровень: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

5. Гринько Е.Н. «Риторика и риторическая культура: история и теория» - Владивосток, ДВГТУ, 2004 (традиционная и электронная версия)

9.2. Материальное обеспечение:

а) наглядные пособия (таблицы, схемы, слайды, графики и т.п.) - нет

б) приборы, аппараты, оборудование и др. - нет

в) технические средства обучения - нет.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: