Относительной беспомощностью в пространственном отношении и возможностью

Посредством речи полного и совершенно адекватного общения и взаимного понимания

Со зрячими (A. Petzeld, 1925), что вполне укладывается в психологическую схему

Дефекта и компенсации. Этот пример - частный случай противоположности, котору ю

Устанавливает основной диалектический закон психологии между органически данной

Недостаточностью и психическими стремлениями. Источником компенсации при слепоте

Является не развитие осязания или утончение слуха, а речь-пользование социальным

Опытом, общение со зрячими. Петцельд с насмешкой приводит мнение глазного Врача

М. Дюфура, что слепых надо делать рулевыми на судах, так как они вследствие

Утонченного слуха должны в тумане улавливать всякую опасность. Для Петцельда

(1925) невозможно серьезно искать компенсацию слепоты в развитии слуха или

Других отдельных функций. На основе психологического анализа пространственных

Представлений слепых и природы нашего зрения он приходит к выводу, что основная

Движущая сила компенсации слепоты - приближен ие через речь к социальному опыту

Зрячих - не имеет естественных, заключенных в самой природе слепоты границ для

Своего развития. Есть ли нечто такое, чего слепой не может знать из-за слепоты,

Спрашивает.он и приходит к выводу, имеющему огромное прин ципиальное значение

Для всей психологии и педагогики слепых: способность к знанию у слепого есть

Способность к знанию всего, его понимание в основе есть способность к пониманию

Всего (там же). Это значит, что перед слепым открывается возможность дости жения

Социальной ценности в полной мере.

Очень поучительно сопоставить психологию и возможности развития слепого и

Глухого. С точки Прения чисто органической, глухота есть меньший дефект, чем

Слепота. Слепое животное, вероятно, более беспомощно, чем глухое. Мир природы

Входит в нас через глаз больше, чем через ухо. Наш мир организован более как

Зрительный феномен, чем звуковой. Почти нет таких биологически важных функций,

Которые испытывали бы нарушение в связи с глухотой; со слепотой же падает

Пространственная ориентировка и свобода движений, т. е. важнейшая животная

Функция.

Итак, со стороны биологической слепой потерял больше, чем глухой. Но для

человека, у которого на первый план выступили искусственные, социальные,

Технические функции, глухота означает гораздо больший недостаток, чем слепота.

Глухота вызывает немоту, л ишает речи, изолирует человека, выключает его из

Социального контакта, опирающегося на речь. Глухой как организм, как тело имеет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: