Посредством речи полного и совершенно адекватного общения и взаимного понимания
Со зрячими (A. Petzeld, 1925), что вполне укладывается в психологическую схему
Дефекта и компенсации. Этот пример - частный случай противоположности, котору ю
Устанавливает основной диалектический закон психологии между органически данной
Недостаточностью и психическими стремлениями. Источником компенсации при слепоте
Является не развитие осязания или утончение слуха, а речь-пользование социальным
Опытом, общение со зрячими. Петцельд с насмешкой приводит мнение глазного Врача
М. Дюфура, что слепых надо делать рулевыми на судах, так как они вследствие
Утонченного слуха должны в тумане улавливать всякую опасность. Для Петцельда
(1925) невозможно серьезно искать компенсацию слепоты в развитии слуха или
Других отдельных функций. На основе психологического анализа пространственных
Представлений слепых и природы нашего зрения он приходит к выводу, что основная
Движущая сила компенсации слепоты - приближен ие через речь к социальному опыту
Зрячих - не имеет естественных, заключенных в самой природе слепоты границ для
Своего развития. Есть ли нечто такое, чего слепой не может знать из-за слепоты,
Спрашивает.он и приходит к выводу, имеющему огромное прин ципиальное значение
Для всей психологии и педагогики слепых: способность к знанию у слепого есть
Способность к знанию всего, его понимание в основе есть способность к пониманию
Всего (там же). Это значит, что перед слепым открывается возможность дости жения
Социальной ценности в полной мере.
Очень поучительно сопоставить психологию и возможности развития слепого и
Глухого. С точки Прения чисто органической, глухота есть меньший дефект, чем
Слепота. Слепое животное, вероятно, более беспомощно, чем глухое. Мир природы
Входит в нас через глаз больше, чем через ухо. Наш мир организован более как
Зрительный феномен, чем звуковой. Почти нет таких биологически важных функций,
Которые испытывали бы нарушение в связи с глухотой; со слепотой же падает
Пространственная ориентировка и свобода движений, т. е. важнейшая животная
Функция.
Итак, со стороны биологической слепой потерял больше, чем глухой. Но для
человека, у которого на первый план выступили искусственные, социальные,
Технические функции, глухота означает гораздо больший недостаток, чем слепота.
Глухота вызывает немоту, л ишает речи, изолирует человека, выключает его из
Социального контакта, опирающегося на речь. Глухой как организм, как тело имеет